Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

11.3. Теория рынка Альфреда Маршалла


Развитие маржиналізму на рубеже XIX-XX вв. связан с именем Альфреда Маршалла, который был представителем английской экономической школы. Он родился в пригороде Лондона 1842 года в семье банковского клерка с вікторіанськими представлениями.

Маршалл имел хорошую школу. Как и Джона Стюарта Милля, его постоянно подталкивал отец. Парень был бледным "книжным червем", было немного друзей. Отец планировал для Маршалла классическое образование, но его больше влекло к математике (возможно, потому, что этой науки не понимал отец). Альфред отказался от учебы в Оксфорде, что привело бы его в министерство и, благодаря позиции дяди, поступил в Кембридж изучать математику. В 1865 г. он стал бакалавром со вторым результатом в успешности. Итак, Маршалл был лучше вооружен математически, чем Тюнен, Госсен, Джевонс и Вальрас, хотя он меньше использовал свои математические знания.

Вступив до научного общества, Маршалл сначала планировал изучать молекулярную физику, однако постепенно переключился на философию, метафизику и этику, однако решил, что сможет принести больше всего пользы как экономист.

Маршалл не обладал исключительным талантом в любом направлении, однако отличался редкостным сочетанием талантов в разных направлениях. Джон Мейнард Кейнс в мемуарах о своего учителя утверждает и, возможно, не без самоанализа, что это была именно та комбинация, что порождает выдающегося экономиста. "Он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен понимать символы и говорить словами. ...Он должен изучать современность".

А. Маршалл стоял у истоков неоклассического анализа. В его экономической теории органично сочетаются достижения классической экономической науки (Смита, Рикардо и Милля) и маржиналістської революции (от Менгера к Вальраса). Благодаря Маршалловы была завершена изменение предмета экономической теории, которую начала австрийская школа, и разделение его на два самостоятельных объекты - микроэкономику и макроэкономику, что вместе создают единую экономическую теорию, или economics. А. Маршалла много лет считали главой английских экономистов.

Для понимания роли и значения Альфреда Маршалла нужно вспомнить, что в конце XIX в. сложилось три главных направления теории стоимости: с одной стороны, два варианта теории "факторов производства" - теория производительности этих факторов и теория их жертв; с другой стороны - теория предельной полезности. Представители этих направлений тратили много усилий во взаимной полемике, пытаясь доказать "преимущества" своих теорий стоимости.

А. Маршалл является автором нескольких работ: "Экономика промышленности" (1889 г.), "Промышленность и торговля" (1919 г.), "Деньги, кредит и торговля" (1923), p. посвященных проблемам капиталистической экономики. Но только главный труд "Принципы политической экономии" (1890 г.) принесла ему особую популярность. В ней Маршалл предложил выход для политической экономии, кризис которой затянулась и через тщетную попытку объяснить проблему стоимости путем конструирования разнообразных субъективно-психологических концепций. Он считал, что нужно создать своеобразную синтетическую теорию стоимости с различных теорий. Эту идею с энтузиазмом восприняли многие экономисты, которые заговорили о "маршалліанські революции", несмотря на то, что синтез трудовой теории и теории предельности одновременно и с еще большим научным блеском осуществил украинский экономист М. Туган-Барановский.

Компромиссное сочетание разнообразных концепций стоимости, что предложил А. Маршалл, нашло поддержку у сторонников как неоклассического направления, так и в кейнсианского. Стоит отметить, что Маршалл был принципиальным противником трудовой теории стоимости. Он считал, что центр тяжести по проблеме стоимости нужно перенести на изучение закономерностей взаимодействия спроса и предложения, что позволит создать новую теорию цены. Чтобы решить эту задачу, Маршалл использовал своеобразный метод исследования. Он утверждал, что главная задача политэкономии заключается в сборе, анализе и осмыслении фактов. Он предлагал называть политическую экономию "экономикс". В главе 2 первой книги Маршалл связывает предмет экономической науки с проблемой экономического выбора.

А. Маршалл пытался сделать политическую экономию математической наукой, а фактически использовал математические методы как абстрактные математические иллюстрации к априорных научных закономерностей "канонического выбора".

В "Принципах политической экономии", рассматривая порядок и цель экономических исследований, Маршалл выдвигал обязательным принципом этих исследований "межклассовый доброжелательность". Он был откровенным защитником капитализма и называл его обществом равных благоприятных возможностей как для предпринимателей, так и для рабочих. Понятие "капитал" он относил не только капитализма, но и до всех предыдущих исторических эпох, начиная с первобытного общества.

Движущей силой экономики Маршалл считал экономическую свободу и конкуренцию. С конкуренцией связаны "известная самостоятельность и навык каждого самому выбирать свой путь, вера в собственные силы, ...скорость в выборе решений и в суждениях, навыки предсказывать будущее и определять курс действий с учетом перспективных целей".

После свободы и конкуренции основным фактором экономики есть деньги. Но объясняется это не тем, что деньги или материальное богатство является главной целью человеческой деятельности, а тем, что "в том мире, в котором мы живем, они служат единственным пригодным средством измерения мотивов человеческой деятельности в широких масштабах". Деньги служат также универсальным измерителем стоимости.

Центральное место в работе "Принципы политической экономии" занимает теория цены. Трудовой теории стоимости Маршалл противопоставил синтетическую концепцию, что объединяет теорию предельной полезности с субъективной теорией умеренности В. Сеніора. В результате вообще был снят вопрос об источнике стоимости. Делались попытки совсем избавиться от категории стоимости. Хотя Маршалл и пользовался понятием стоимости, но на самом деле сводил ее в "издержек производства" или к "цены равновесия". Субстанция стоимости исчезла.

Отбросив содержание теории стоимости Рикардо, Маршалл заменил ее теорией расходов, то есть сделал попытку совместить последнюю с теорией предельной полезности в интерпретации Джевонса. Причем этот "синтез" осуществлялся на базе заимствованной из политической экономии теории "уравнения спроса и предложения". Итак, теория цены Маршалла - это симбиоз трех теорий: издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Всю проблему цены он сводил к ее определяющих факторов.

Маршалл считал, что его теория цены направлена на поиск всех факторов, которые, по его мнению, определяют цену. Он заявлял, что поскольку рыночные цены заключаются под влиянием спроса и предложения, то это требует выяснения суммы факторов, от которых зависят изменения как спроса, так и предложения, их взаимосвязей на том или ином рынке. Отмечалось, что действие спроса и предложения при установлении цены в условиях неограниченной конкуренции равнозначна. Трактуя механизм образования цены, Маршалл описывал влияние соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров, отмечая, что спрос растет при падении цен, а с их повышением уменьшается. По его мнению, стала цена (цена равновесия) устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, то есть тогда, когда спрос уравновешивается предложением. Маршалл делал вывод, что "цена спроса", которую покупатель согласен заплатить за товар, определяется полезностью товара, при этом же полезность рассматривалась как максимальная цена, которую может заплатить за товар покупатель. Далее Маршалл обнаруживает фактор, определяющий следования спроса, считая, что функция спроса зависит от предельной полезности, выраженной в денежных единицах, что определяет убыточный характер роли спроса.

Маршалл отмечал, что субъект спроса - это потребитель вообще, независимо от того, идет ли речь об отдельные лица или организации, потребительский или производственный спрос. Общественный спрос он трактует как сумму индивидуальных потребностей. Следовательно, для обоснования зависимости спроса от изменения цены Маршалл использовал категорию предельной полезности. Он подтверждал, что предельные полезности, соразмерные в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены, которые потребители готовы заплатить за то или иное благо, и называл их ценами спроса.

Для объяснения действия этого закона спроса Маршалл в "Принципах" приводил пример покупки и потребления чая, утверждая, что потребитель будет покупать различное количество чая в зависимости от цены:

- б фунтов по цене 50 пенсов за фунт;

- 7 фунтов по цене 40 пенсов за фунт;

- 8 фунтов по цене 33 пенса за фунт;

- 9 фунтов по цене 28 пенсов за фунт;

- 10 фунтов по цене 24 пенса за фунт;

- 11 фунтов по цене 21 пенса за фунт и др.

Маршалл писал, что "такую шкалу спроса можно изобразить на введенному теперь в обычную практику графике в виде кривой, которую назвать кривой спроса". Он предполагал, что полное удовлетворение потребности возможно тогда, когда любое количество товара можно приобрести даром. Покупка товара за деньги служит сама собой причиной недопотребления.

Маршалл много внимания уделял анализу закона спроса и предложения и, соответственно, равновесной цене, что уравнивает предложение и спрос. С помощью "равновесной цены" он подходил к анализу большинства процессов, происходящих в рыночной экономике.

Маршалл был по сути первым экономистом, который выводил кривую спроса со функции полезности, исходя из закона равенства предельных полезностей, в виде:

11.24  

Здесь MUx - предельная полезность товара х Г;х - цена этого товара; MUe - предельная полезность денег.

Этот закон можно сформулировать в трех эквивалентных формах. Потребитель максимизирует свое удовольствие, когда он:

1) уравнивает взвешенные предельные полезности всех товаров, то есть предельные полезности товаров, взвешенных по их ценам;

2) уравнивает соотношение предельных полезностей и соотношение цен для каждой пары потребляемых товаров;

3) уравнивает предельную полезность денежной стоимости каждого товара, купленного по данной рыночной цене.

Предположим теперь, что потребитель достиг равновесия, а цена Гх падает. Тогда MUx/PxMUe. И для восстановления равновесия стоит закупить больше товара х, чтобы снизить величину MUX. Действительно, потребитель увеличит покупку товара х, если его цена упадет, поскольку при более низкой цене этого товара он получит полезности на 1 доллар от товара х больше, чем от любого другого товара. Снижение предельной полезности гарантирует снижение MUX с увеличением закупок х. Следовательно, возникает отрицательный наклон кривой спроса при условии, что потребитель всегда стремится максимизировать удовлетворение своих потребностей в рамках ограничений, обусловленных уровнем его прибыли и текущих цен.

Эта аргументация предполагает, что реальный доход индивида в результате снижения цены товара х не увеличивается, вследствие чего объем MUX в течение процесса приспособления остается постоянным. Однако, как только индивид снова уравняет предельную полезность всех своих расходов, его реальный доход возрастет. Это снижает предельную полезность сохраненных средств и ведет к увеличению закупок всех товаров, включая х. В этом случае эффект прибыли положительный, и мы получаем кривую спроса на х с отрицательным наклоном и положительной зависимости спроса от прибыли.

Кроме того, здесь предполагается склонности функций полезности: полезность каждого приобретаемого индивидом товара не зависит от полезности других товаров. На самом деле между ними может существовать зависимость, в результате которой MUX увеличивается или уменьшается при увеличении количества в. Это усложняет анализ.

Если это изобразить графически, то в системе координат (цена, количество товара) возникает "крест" Маршалла: пересечение наклоненной вниз кривой совокупного спроса DD и направленной вверх кривой совокупного предложения SS (рис. 13). Кривая DD выражает закон снижение предельной полезности данного товара для потребителей.

 13

Рис. 13

 

Кривая SS выражает закон рост предельных издержек для производителей. Она имеет положительный наклон: чем выше цена, тем больше предлагается товара по этой цене. Желая повысить спрос, продавец может снизить цену предложения, нижнюю границу которой образуют издержки производства.

Точка их пересечения определяет равновесную цену и то количество товара, которое покупатели хотят купить, а продавцы хотят продать по этой цене. Обе эти числа совпадают только при равновесной цене. Равновесная цена возникает, когда цена предложения сравнивается с ценой спроса. На рис. 13 г* - равновесная цена. По этой цене продавцы хотят продать, а покупатели хотят купить ту же количество товара, которая равна q*.

Если цена выше равновесной, то продавцы готовы продать большее количество товара, но покупатели не купят этого количества, и цена падает. Если цена ниже равновесной, то продавцам не выгодно продавать весь объем товара, что хотят выкупить, и цена растет. Этот процесс завершается, когда продажная цена равна равновесной цене. Рыночная стоимость товара определяется равенством предельной полезности и предельных издержек.

Следовательно, кривая спроса DD имеет отрицательный наклон, поскольку с ростом цены спрос на товар обычно уменьшается. Но насколько? - спрашивает Маршалл.

В общей теории цены Маршалл объяснял динамику спроса предельной полезностью, а динамику предложения - возросшими издержками производства. Обе эти функции (спроса и предложения) он изображал как связаны между собой две кривые: каждому уровню цен соответствует определенный размер спроса и предложения, что можно фиксировать как кривые спроса и предложения. Цена "равновесия", подчеркивал он, образуется в точке пересечения кривых при равенстве спроса и предложения. Для обоснования равного значения роли спроса и предложения при внедрении цены Маршалл предостерегал, что иначе "мы могли бы с одинаковыми основаниями спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью, или издержками производства, как и о том, разрезает кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Для характеристики наклона кривой DD, или изменения объема спроса в ответ на изменение цены, Маршалл вводит понятие, что сразу стало популярным - эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по цене ЭС выражает меру, в которой объем спроса возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены. ЭС = 1, когда сокращение цены на 1% увеличивает продажи на 1%; ЭС = 2,5, когда сокращение цены на 1% вызывает рост продаж на 2,5% и т.д.

Если на определенном участке кривой спроса ЭС = 1, то ни одно изменение цены на этом участке не повлияет на сбыт товара. Если на этом участке ЭС < 1, то цену товара можно повысить, не опасаясь существенного снижения объема продаж, а если ЭС > 1, то небольшое снижение цены может значительно увеличить объем продаж. Иначе говоря, при нееластичному спросе прибыль может вырасти благодаря повышению цены, а при эластичном спросе - благодаря уменьшению цены.

Эластичность спроса зависит от легкости замещения в потреблении. Поэтому наименее эластичный спрос на товары массового потребления. Маршалл считал, что наиболее неэластичный спрос - это спрос на воду, соль, картофель, хлеб, сахар и другие товары массового потребления. Эластичный спрос будет в случаях, когда спрос на товар увеличивается активнее, чем цена этого товара. Если изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение его цены, спрос будет неэластичным. Идея функциональной зависимости между товарным запасом и колебанием цен имеет практический интерес с точки зрения количественного определения динамики спроса с насыщением потребностей в этом товаре, динамики прибыли покупателей данного товара, динамики цен на продукты, что изменяет этот товар.

Частью концепции цены Маршалла была функция предложения. Он считал, что динамика предложения зависит от издержек производства, а кривая возросших цен предложения определяется субъективными переживаниями производителя. В издержки производства он включал ощущение усталости производителей и предпринимателей, тяжелые переживания последних в связи с отказом от непроизводительного потребления капитала и страх, обусловлено неуверенностью предпринимателя в успешном завершении дела. Издержки производства, писал он, "составляют цены, что надо платить за надлежащую предложение усилия и жертвы, необходимые для производства этого товара, или, другими словами, цену этого предложения".

В отличие от предыдущих теоретиков, Маршалл связывал категорию предельной полезности только со сферой спроса. На предложение решающее влияние, отмечал он, имеют издержки производства, которые определяют минимальную цену, так называемую цену предложения.

Но Маршалл не ограничился общими соображениями относительно психологического содержания издержек производства. В труде "Принципы политической экономии" он рассматривал механизм динамики издержек производства в зависимости от изменения объема производства на микроэкономическом уровне, относительно отдельных предприятий и фирм. Он выделял три возможных варианта (или законы) этой динамики. Первый вариант (или закон постоянной отдачи) фиксирует, что цена предложения фирмы зависит от денежных затрат производства только в том случае, если издержки производства единицы продукции остаются неизменными при разных объемах производства. Во втором варианте, когда действует закон возрастающей отдачи, Маршалл отмечал, что в связи с увеличением объема производства издержки производства единицы продукции снижаются. При третьем варианте (закон убывающей отдачи) отмечается падение издержек производства единицы продукции при росте производства этой фирмы. Нужно обратить внимание на то, что во втором и третьем вариантах Маршалл цену предложения соответствующих фирм связывает с объемом произведенной продукции и определяет предельными издержками производства. Так своеобразно ему удалось встроить в теории цены идею о зависимость цены предложения от производства и показать, что зависимость издержек производства от объема продукции связана с техническими возможностями производства. Исследуя далее зависимость ценообразования от продолжительности анализируемого периода, Маршалл отмечал, что для долгосрочного периода влияние предложения и издержек производства на ценообразование резко увеличивается.

Маршалл, в частности, одним из первых обратил внимание на то, что взаимозависимость между издержками производства и цене меняется в связи с различными временными подходами - краткосрочным или долгосрочным. Он отмечал, что в анализе цены нужно учитывать фактор времени. Идеи о включении в экономического анализа фактора времени, о механизме получения квазирентного прибыли, о эластичность спроса широко используют представители всех направлений современной экономической науки.

Восприятие знаний как капитала дало Маршалловы возможность отказаться от рікардіанської динамики капитала, основанной на неуклонном падении предельной производительности капитала. Когда высоко одаренный человек возглавляет предприятие, она быстро умножает его капитал.

Падение предельной производительности капитала Маршалл связывает с его вещественными формами, формулируя закон убывающей отдачи: "Каждое увеличение капитала и труда, вложенных в обработке земли, порождает в общем пропорционально меньше увеличение количества получаемого продукта, если только указанное увеличение не совпало с усовершенствованием агротехники".

Маршалл придавал большого значения принципиальные замещения, поскольку вместе с учетом эластичности спроса по цене и зависимостью предложения от времени он творит микроэкономическую основу деятельности владельца или распорядителя капитала.

Маршалл выступал не только против трудовой теории стоимости Маркса. Его теория цены была направлена и против марксистского учения о дополнительную стоимость. "Ни одно снижение заработной платы не будет неизменно отвечать интересам работодателей, если оно будет выталкивать квалифицированных рабочих на другие рынки". Кроме того, заработная плата должна быть достаточно высокой в среднем за год, чтобы привлекать молодых людей к этому виду занятий. Этим вводится нижняя граница уровня заработной платы, а верхняя граница определяется потребностями, соответствующие предложения капитала. "Однако, в какой точке между этими двумя пределами окажется заработная плата, может быть определено лишь путем споров и торговли".

Маршалл стремился исследовать динамику изменения доли труда и доли капитала в совокупном прибыли. "Если труд и капитал растут одинаковыми темпами и если ...законом производства становится постоянная отдача, тогда не будет изменений в ее разделении на долю труда и долю капитала... Если же, однако, капитал растет гораздо быстрее, чем труд, норма процента, наверное, упадет, и тогда уровень заработной платы поднимется за счет доли этой массы капитала. Однако совокупная доля капитала может при этом расти быстрее, чем совокупная доля труда". Сегодня эти взгляды, конечно, признаны.

В "Принципах политической экономии" Маршалл исследовал стихийное регулирование цен в условиях свободной конкуренции. Но в его время происходил процесс монополизации производства, замены свободной конкуренции монополістичною. Поэтому он закладывает основы развитой позже теории монополистической конкуренции. Он рассматривал только абсолютную монополию (100% производства определенного товара) и, что особенно важно, рассматривал монополию как отдельный случай на фоне свободной конкуренции. Монополист же в Маршалла - это человек, который заботится о развитии бизнеса в интересах потребителя. Итак, Маршалл давал параллельно раздельный анализ неограниченной конкуренции и монополии.

В XIX в. проблема теории стоимости - пребывание окончательной основания цен и конечного источника доходов - занимала центральное место в работах большинства экономистов, в то время как проблемы зависимости цены от изменения спроса и предложения - второстепенное место. Другая ситуация сложилась в XX ст. У Маршалла центральной стала теория цены, что изучает через изменение предложения и спроса комплексное взаимодействие различных ценообразующих факторов как на рынок товаров, так и на рынок факторов производства. Начиная с работ Маршалла, подобный подход быстро вступил в политэкономии доминирующее положение.

Рассматривая историческое место и значение экономической теории А. Маршалла, необходимо отметить, что она имела значительное влияние на развитие политической экономии. Классическая экономическая теория получила в трудах Маршалла завершенного вида; ее дальнейшее развитие возможно только на основе перехода к неоклассической парадигмы. Маршалл много сделал для развития экономической теории в этом направлении. По сути Маршалл - не только последний выдающийся представитель классической школы, но и один из первых ее преобразователей с помощью "предельных" понятий.

"Экономист, - по мнению А. Маршалла, - должен обладать тремя большими интеллектуальными качествами - восприятием, воображением, здравым смыслом, но больше всего - воображением, чтобы он был способным выявлять те причины виденных явлений, которые отдаленные и скрыты от глаз, и представить себе те последствия виденных причин, которые удалены, или не лежат на поверхности". Такими качествами обладал и сам Альфред Маршалл.

Известный ученый М. Тутан-Барановский тщательно изучал труды Маршалла и пришел к выводу, что, с одной стороны, А. Маршалл преодолел ограниченность теории ценности Рикардо, обусловленную жестким превалированием в ней трудовой основы (затрат живого и овеществленного труда) при определении меновой ценности, с другой - догму австрийской школы о полную зависимость ценности от субъективной полезности, то есть о последней как единственную основу цены. Отдавая предпочтение при установлении цены предложения (со стороны продавцов) производственного фактора (издержкам производства) и используя предельную полезность при установлении цены спроса (со стороны потребителей), он рассматривал рыночную цену как результат их столкновения, как рівнодіючу функциональной взаимозависимости спроса и предложения. Другими словами, он, по сути, снимал проблему источника ценности как единой субстанции цены и переносил центр внимания на возможности комбинирования, замещения факторов производства, их эффективной организации в условиях технического прогресса и их тесной связи с рыночным механизмом. Этот подход позже плодотворно использовали в своих трудах Дж. Нейман, П. Семюелсон, Дж. Икс и др.

Разработаны А. Маршаллом теории цены, спроса и предложения, издержек производства заняли достойное место в экономической науке.



Назад