Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2. Австрийская школа предельной полезности


Наиболее весомый вклад в разработку идей маржиналістів сделала австрийская школа политэкономии, которая сформировалась в 70-е годы XIX в. Ее представляли профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Візер (1851-1926) и Эйген Бем-Баверк (1851-1919).

Ее теоретическими принципами были субъективный идеализм и теория предельной полезности. Вклад в науку и влиятельность их теорий ставят этих экономистов на видное место после классической школы. Ни одна другая группа не внесла столько нового в теорию экономики, как австрийская школа. Не случайно ее идеи получили большого распространения также в Англии, Германии, США, России и других странах.

Основатель этой школы и неоспоримый ее лидер К. Менгер в трудах «Основы политической экономии» (1871) и «Исследования о методах социальных наук и политической экономии в частности» (1883) развил идею предшественников маржиналізму о «предельной полезности» в главную теорию субъективно-психологической школы. Круг вопросов, что их изучали экономисты австрийской школы, является достаточно широким. Это и учение о предмете политической экономии, ее методологические основы, метод исследования экономических процессов, анализ стоимости товара и факторов, влияющих на ее формирование, и др.

Исходным методологическим принципом, на котором базируется система взглядов австрийских ученых, был субъективно-психологический подход к анализу экономических процессов и их факторов.

Согласно этой концепции политическая экономия имеет изучать сознание субъекта хозяйствования, то есть психологию человека, что занята в экономической сфере. Объектом исследования было индивидуальное хозяйство как типичный элемент буржуазного общества. Общественное производство австрийские экономисты рассматривали как сугубо арифметическую сумму таких отдельных элементов. Для того чтобы изучить и раскрыть законы экономики в целом, надо было, по их мнению, сначала изучить механизм их действия на примере одного изолированного хозяйства, а затем экстраполировать полученные выводы на всю совокупность хозяйств. Такой метод получил название «робінзонат».

Отстаивая позиции меновой концепции, экономисты австрийской школы ограничивали экономические отношения только рыночными связями, то есть отношениями обмена. Именно они, по их мнению, является засадними в исторических исследованиях, поскольку определяют пропорциях -
ции, которые формируются в производстве и предоставляют ему соответствующего характера.

Основой экономической деятельности считалась психология субъекта хозяйствования, которая предопределяет его потребности, мотивы деятельности и всю его экономическое поведение. При этом объективный характер развития общественного производства и присущих ему законов полностью игнорировался. В их системах все экономические субъекты вполне однородны и равноправные, каждый действует исключительно в собственных интересах. Экономические законы в таком случае становятся следствием взаимодействия индивидуальных решений.

Центральное место в концепциях австрийской школы занимает так называемая теория «предельной полезности». Принятые в политэкономии категории «товар» и «стоимость» были заменены понятиями «благо» и «ценность». К. Менгер и его соратники отрицали, что стоимость является воплощением общественно необходимого труда, а труд - ее единственным источником. Они наполнили категорию стоимости субъективным содержанием. Доминирующим фактором блага они считали его потребляемую стоимость, или полезность. Под последней австрийцы понимали ту общую свойство материальных благ, которая дает возможность удовлетворить потребности индивида, повысить его благосостояние.

За К. Менгером, стоимость возникает вследствие взаимосвязи между потребностью человека и экономическими благами, которые могут его удовлетворить. Предложение таких товаров всегда бывает в большей или мэн -
конкретно, следовательно, удовольствие будет увеличиваться или уменьшаться
согласно увеличение или уменьшение предложения. Таким образом, теория Менгера исходит из того, что человек признает важность товара в зависимости от уровня его предложения. Не внутренние свойства или возможности товара предопределяют его стоимость, а взаимосвязь между жизненными потребностями человека и возможными предложениями товара, который обеспечивает эти жизненные потребности. Стоимость, таким образом, является обязательным условием, от которого фактически зависит удовлетворение потребностей. Например, хлеб и вода необходимы человеку, но когда они есть в достаточном количестве, то не будут представлять никакой ценности до тех пор, пока голод и жажда не узалежнюватимуть человека от простого куска хлеба или стакан воды. Только в таком случае хлеб и вода наберут определенной ценности. Если товар не будет удовлетворять потребности, он не будет иметь значение для благосостояния человека, а потому не будет ценным для нее.

К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности в определенной логической последовательности, имея целью установить зависимость полезности от исключительности предметов потребления. За исходный пункт исследования он принимал человеческие потребности, определяя их как разновидность неудовлетворенных желаний или неприятных ощущений, которые нарушают своеобразную физиологическое равновесие. По его мнению, при нынешней ограниченности ресурсов перед индивидуумом всегда возникает проблема, как лучше распределить собственные средства для удовлетворения собственных потребностей. Иллюстрируя ответа на этот вопрос, Менгер начертил схему, которая отражает кривую падения потребностей человека в различных предметах в зависимости от их значение для благосостояния личности - от самой необходимой к наименее полезной. Итак, он был первым из представителей австрийской школы, кто сформулировал принцип убывающей полезности. Согласно этому принципу, стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которую имеет последняя единица его запаса.

Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка того самого товара разными людьми является разной. Ценность, по его мнению, - это рассуждения субъектов хозяйствования о значении для них тех благ, которые есть в их распоряжении, и поэтому вне их сознанием она не существует. Он подчеркивал, что человек является зависимой от товара, необходимого ей для удовлетворения потребностей, поэтому предмет, способный удовлетворить даже минимальную потребность, набирает стоимости. Этот предмет необходим для удовлетворения этой потребности и никакой другой. Такая стоимость, будучи субъективным, зависит не от совокупной, а от предельной или маржинальной полезности, которая выше или ниже фактической полезность, что ее должен человек от предмета.

Развивая далее тезис о зависимости ценности блага от его исключительности, Менгер делает вывод, что она определяется размерами предложения. С увеличением или уменьшением количества благ меняется степень удовлетворения потребности и, соответственно, ценность этих благ (принцип убывающей полезности). Стоимость товара определяет не самая крупная или средняя полезность, а его наименьшая (предельная) полезность при данных обстоятельствах.

В соответствии с классической теорией цена является суммой всех издержек производства. Эта теория устанавливала стоимость (цену товара) исходя из бывших расходов. Представители австрийской школы утверждали, что стоимость товара является производной от его будущего использования, а не от прежних расходов, иначе говоря, стоимость товара рождается из использования его в потреблении, а не из того, сколько было потрачено некогда на его производство.

В своей теории Менгер придерживался взглядов, что прежние расходы не влияют на стоимость, он уверял, что «стоимость учитывает расходы», но не определяется ими. В его анализе расходы определяются прежде всего предельным продуктом, а стоимость последнего зависит от степени необходимости его для жизнедеятельности человека.

Менгер подчеркивал важность элемента времени. По анализу товаров и спроса на них обязательно возникает проблема, связанная с определением времени использования товара - мощность он немедленно или предназначен для использования в будущем. Невозможно заранее определить общую потребность в товаре и ее интенсивность, а также уровень его предложения. Более того, количество товаров, которые можно использовать в данный момент, может быть переменной величиной, тяготеть к нулю или товар может в течение срока использования терять некоторые важные свойства.

Полная система классификации товаров по рангам основывается на элементе времени. Для товаров второй очереди устанавливается зависимость от использования товаров первой очереди, третья очередь зависит от второй и т.д. Производственный процесс в таком случае будет зависеть от взаимосвязи времени опережение и отставание, начиная с момента повышения начального спроса.

Второй авторитетный представитель австрийской школы Ф. Візер развивал идеи Менгера в работах «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Природная ценность» (1889), «Закон власти» (1926), используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства.

Разрабатывая теорию производственных благ, австрийская школа рассматривает расходы как своеобразную полезность. Наиболее активно развивал эту идею Ф.Візер. Он утверждал, что ценность продуктов определяется ценностью издержек производства, а ценность последних - предельной полезностью предельного потребительского блага. Візер трактовал расходы как полезность, что приносят в жертву. Существует даже закон Візера, согласно которым стоимость затрат производства является производной от стоимости продукта. Представители данной школы отождествляли работу со средствами производства, вследствие чего работа рассматривалась не как процесс взаимодействия человека и природы, а как материальная вещь.

Візер выходил из субъективного анализа Менгера, но пошел значительно дальше него. По мнению Візера, политическая экономия является прикладной психологией, а ее задача состоит в том, чтобы объяснить все экономические явления, на основании мотивов, которыми руководствуются в своей деятельности отдельные люди. Вместо термина, используемого Менгером, - наименее важное пользу, он ввел в научный оборот термин «маржинальная полезность». Стоимость товара он выводил из его полезности, указывая, однако, что полезность товаров изменяется под влиянием изменения обстоятельств, является производной от интенсивности потребностей и возможности товара эти потребности удовлетворять.

Он использовал принцип уменьшения насыщенности потребностей для того, чтобы показать, что следующие партии товара, доступного покупателю, меняют спрос (отношение покупателя к товару): от удовлетворения до равнодушия и даже раздражение. Отсюда следует, что за ограниченного предложения спрос продолжается до точки маржинальной полезности. Візер писал: «Там, где действует закон об стоимость, полезность остается источником стоимости». Более того, маржинальная стоимость становится мерой стоимости.

Візер беспощадно критиковал теорию трудовой стоимости. Он считал «абсурдной» теорию, которая утверждает, что труд человека определяет стоимость продукта, и придерживался мнения, что труд, так же, как другие факторы, заложено в стоимость товара. Візер рассматривал расходы не как затраты, а как расходы для общества. Следуя концепции трех факторов, он утверждал, что начинать надо с изучения сочетание факторов (капитала, труда и земли), а уже потом определять, какая именно доля стоимости может принадлежать каждому фактору. Кроме того, Візер предлагал сравнивать ценность данного предмета потребления с ценностью другого предмета, изготовленного из тех же материалов, но в других пропорциях. Этот метод назвали методом продуктивного взноса.

В противовес примата производства, который пропагандирует классическая политэкономия, австрийская школа придерживалась мнения о примате потребления. Ее представители утверждали, что исходным пунктом политической экономии является субъект, индивидуум, а поскольку у этого субъекта есть определенные потребности, то они и играют решающую роль в эконо -
экономическом процессе. Для анализа, кстати, принимали индивидуума, который не занимается производством. В целом производство, по их мнению, играет второстепенную роль и только усложняет хозяйственную картину. Руководствуясь таким рассуждением, они считали, что в начале экономического анализа вопросы производства можно не принимать во внимание.

Еще одним важным признаком экономики, по мнению австрийских ученых, является ограниченность материальных благ. Они доказывали тезис, что если бы блага, предметы потребления были в неограниченном количестве и с их помощью можно было бы вполне удовлетворить все наши потребности, то исчезла бы необходимость в экономической деятельности. Обосновывая этот тезис, Візер, например, отмечал, что перед Робинзоном также предстали все экономические проблемы, поскольку у него был ограниченный запас предметов потребления. Следовательно делался вывод, что, правильно решив проблемы робінзонівського (индивидуального) хозяйства, можно решить все экономические проблемы су -
общества.

С позиции редкости Візер трактовал и природу собственности. Он писал, что частная собственность является вечной категорией, что вытекает из самой сути экономии, поскольку существует постоянный противоречие между потребностями людей и ограниченными запасами предметов для удовлетворения этих потребностей. По этой причине люди начинают ценить предмет, стремятся овладеть им. Таким образом он объясняет возникновение и сущность частной собственности, утверждая, что ее порождают редкость и ограниченное количество предметов потребления.

Самый известный представитель австрийской школы Е. Бем-Баверк в трудах «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Капитал и прибыль» (1889), «Теория Карла Маркса и ее критики» (1896), а также в других своих исследованиях дал более широкий вариант новой теории, дополнив ее, в частности, суб'єктивістською концепцией процента.

Как уже отмечалось, австрийские экономисты, анализируя свойства маржинального блага, на первый план выдвигали полезность вещи, подчеркивая в то же время, что не все «полезности» способны обмениваться. Такую способность имеют только те блага или полезности, которыми общество владеет в ограниченном количестве и которые благодаря этому становятся ценностями.

Бем-Баверк сформулировал эту идею так: «Для создания ценности необходимо, чтобы с полезностью сочеталась редкость не абсолютная, а относительная, то есть как сравнить с размерами существующей потребности в вещах такого рода. Выражаясь точнее, мы скажем: ценности вступают материальные блага тогда, когда реальный запас материальных благ этого рода настолько незначительный, что для удовлетворения соответствующих потребностей или их не хватает совсем, или их так мало, что... определенная сумма потребностей должен остаться неудовлетворенной. И наоборот, не имеют ценности те материальные блага, которые есть в нашем распоряжении в таком количестве, что с их помощью могут быть не только полностью удовлетворены соответствующие потребности, но и остается еще сверх того определенный избыток, который не находит себе применения»1. У Бем-Баверка понятие ценности являются выражением связи между общественным явлением цены и индивидуально-психологическим явлением единичной оценки.

Основой ценности у Бем-Баверка является полезность блага. Он различал два вида полезности: простую (абстрактную) и квалифицированную (конкретное). Абстрактная рассматривалась им как полезность вообще, что присуща материальным благам, которые есть в достаточном количестве. Полезность единицы блага в данном случае в расчет не бралась.

Квалифицированным полезностью наделялись блага, запас которых ограничен и уменьшение его хотя бы на одну единицу немедленно сказывается на благосостоянии индивида. Такое разграничение полезности связывалось с формированием ценности материальных благ.

Процесс создания ценности Бем-Баверк делил на два этапа. Первый он связывал с образованием субъективной ценности, под которой он понимал индивидуальную оценку блага субъектом. Она зависела от того, какую роль благо играло в удовлетворении его потребностей. Если полезность абстрактная, то благо не получает оценки и его субъективная ценность равна нулю. Бем-Баверк иллюстрировал это на примере стакана воды. Когда человек стоит возле источника, то стакан воды не имеет никакой ценности, когда человек попадает в пустыню, тогда эта стакан воды набирает высокой субъективной ценности. Как утверждал Бем-Баверк, величина полезности, что ее обеспечивает человеку соответствующее благо, есть одновременно и степени его ценности.

Новым элементом, который австрийская школа внесла в теорию полезности, как уже отмечалось, было то, что за основу ценности товара австрийцы принимали не просто полезность, а предельную полезность, что удовлетворяет минимальную потребность человека. Как определяет Бем-Баверк, ценность вещи измеряется величиной предельной полезности, под которой понимают минимальную полезность, что ее получает от данного вида материального блага человек.

Действие этого закона Бем-Баверк иллюстрирует на примере единоличного хозяйства, в котором хозяин собрал пять мешков зерна. За весом и качеством зерна все мешки равноценны. Но субъективная ценность одного мешка зерна (в соответствии с теорией Бем-Баверка) будет определяться по принципу убывающей полезности. Поскольку первый мешок зерна предназначено для питания самого хозяина, то есть он будет удовлетворять самую значительную жизненную потребность индивида, то этот мешок иметь максимальную полезность. Полезность каждого следующего мешка будет уменьшаться. «Предельная полезность» будет иметь последний мешок, зерно из которого предназначается для питания хозяйского попугаи. Этот мешок и определяет, по мнению Бем-Баверка, ценность единицы соответствующего материального блага.

Второй этап в образовании ценности блага Бем-Баверк связывал с «объективной» ценностью, которая, по его мнению, формируется на рынке в процессе стихийного выявления спроса и предложения. Через выравнивание субъективных оценок создается некая новая «средняя» ценность, что ее можно рассматривать как объективную. Следовательно, объективная ценность формируется под влиянием спроса и предложения, надлежащее соотношение которых обеспечивается на рынке автоматически - через свободную конкуренцию.

Теория распределения австрийской школы известная под названием «теория приписывание» (рус. языке «теория вменения»). Она опирается на теорию трех факторов Же. Сэя, хотя факторы производства австрийцы и назвали производственными благами. Каждом производственном благую - земли, труда и капитала, - по словам Бем-Баверка, должно быть «приписана» (рус. «вменена») соответствующая часть потребительских благ, произведенных этими факторами. «Приписывание» (рус. «вменение») необходимо осуществлять с учетом предельной полезности «производственных благ», определенных предельной полезностью производимых с их помощью благ. Предельная полезность ткацкого станка, например, определяется предельной полезностью сотканной на нем ткани и др.

Относительно заработной платы работника, то она должна быть меньше, чем создаваемая этим рабочим стоимость. Бем-Баверк объяснял это тем, что рабочий, получая заработную плату, может сразу купить себе «материальные блага», а предприниматель должен накапливать капитал для производства «благ будущего», что требует от него «содержание». Поэтому предприниматель должен получить вознаграждение за то, что он воздерживается от расходования капитала на личные нужды. Бем-Баверк, сравнивая немедленное потребление рабочего и отложенное потребление предпринимателя, заявлял, что благо, которым человек пользуется сегодня, нерівноцінне том благу, которым она будет завтра, поскольку ценность настоящих благ при прочих равных условиях всегда больше чем ценность таких же благ в будущем.

За Бем-Баверком, труд - это «благо будущего», потому что она создает продукт только через определенное время, а вследствие этого рабочий становится владельцем «будущего времени». Предприниматель, нанимая работника, дает последнем «теперешнее благо» в виде заработной платы. Следовательно, они обмениваются этими благами. Со временем труд создает некие определенные блага, и эти блага через более низкую оценку будущих благ по сравнению с теперешними, по стоимости некогда превышать заработную плату. Это превышение и составит процент, а точнее, прибыль предпринимателя.

Из этого следовал вывод, что процент (прибыль) возникает в результате влияния фактора времени на стоимость благ. Процент у Бем-Баверка является результатом «ожидания» предпринимателя, а его источником - разница оценок будущих и настоящих хозяйственных благ. Следовательно процент рассматривался как «вечная» и «естественная» категория.

Бем-Баверк предложил теорию, согласно которой капитал или средства производства является результатом обходных (косвенных) методов в производстве, которые неизбежно становятся причиной того, что потребление переносится на будущее.

Прямые методы производства предусматривают удовлетворение потребностей прямо и сразу. Средства производства не предусматривают немедленного удовлетворения потребностей, а потому они являются товаром будущего. Следовательно, писал Бем-Баверк, «товары, которые могут быть использованы по ассортименту и количеству немедленно, как правило, более ценные, чем те, которые будут использованы в будущем». Это предположение и легло в основу его теории о доход с капитала.

Например, он утверждал, что мука является предметом, которого нельзя немедленно принять для личных нужд, потому что оно является предметом для будущей кулинарной обработки. А вот хлеб можно немедленно использовать как продукт питания и вследствие этого он имеет большую ценность. По мнению Бем-Баверка, суть проблемы заключается в уже известном нам различии оценки нынешних и будущих благ.

Этим законом он обосновывал и суть процента. Он доказывал, что когда кто одалживает деньги, то в будущем они должны возвращаться к нему с процентом, то есть с разницей между стоимостью настоящего и будущего блага.

Таким образом можно назвать три наиболее характерные методологические особенности австрийской школы: во-первых, идеалистическое отражение экономических процессов и явлений; во-вторых, использование в качестве главного объекта исследования, не общественного производства, а индивидуального хозяйства; в-третьих, признание примата потребления над производством.

 


1 Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. - М.; СПб., 1903. - С. 192.



Назад