Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3. Становление неоклассической традиции. Кембриджская школа


В 90-х годах XIX в. в Англии сформировалась так называемая кембриджская экономическая школа, основателем которой был довольно известный экономист конца прошлого и начала нынешнего века. Альфред Маршалл (1842-1924). Эта школа по своим влиянием на экономическую мысль не уступала австрийской и создала новое направление в экономической теории, так называемый неоклассический. Научные заслуги А. Маршалла в области экономики на Западе иногда даже сравнивают с открытиями Коперника в астрономии.

В своих трудах, особенно в известной книге «Принципы политической экономии» (1890), он пытался разработать универсальную экономическую концепцию, объединив различные экономические теории. Самой большой его заслугой является создание синтетической теории, которая соединила элементы трудовой теории стоимости и теории предельной полезности», что обогатило науку более глубоким анализом взаимосвязи производства и обмена на основании функционального метода исследования. А. Маршалл поборол противоречия теории предельной полезности и теории факторов производства и сконцентрировал свое внимание на разработке теории цены. Его основные теоретические изыски выдержали испытание временем и пользуются популярностью до сих пор.

А. Маршалл (вслед за Джевонсом) предложил вместо понятия «политическая экономия» понятие «экономикс» и дал собственное определение этой науки: политическая экономия, или экономикс, - это наука, изучающая человечество в его повседневной жизни; она рассматривает ту часть индивидуальных или общественных действий, которая «теснейшим образом связана с приобретением и потреблением материальных атрибутов благосостояния»[1]. Это определение существенно отличалось от тех, что давали его предшественники, которые ограничивали предмет политической экономии только наукой о богатстве. Маршалл, как видим, подходит к трактовке ее предмета шире. «С одной стороны, - отмечает он, - это наука о богатстве, но с другой - это наука о человеке, который испытывает на себе влияние самых разных факторов; что касается экономики, то она интересуется преимущественно мотивам, которые влияют на поведение человека в ее экономической жизни»[2].

В центре научных поисков Маршалла - цена продукта, которую он рассматривал как важнейший элемент рыночной экономики. Суть его теории цены заключается в синтетическом сочетании двух групп факторов, влияющих на рыночную цену. С одной стороны, является цена спроса. Она формируется под влиянием спроса на товар, который определяется полезностью продукта. Эта группа факторов имеет рыночный происхождения. С другой - есть цена предложения, которая зависит от издержек производства, т.е. связана с процессом производства. Среднюю цену (стоимость) Маршалл трактует как результат ценообразования, когда пересекаются на рынке цена спроса и предложения.

А. Маршалл был убежден, что его теорию цены направлено на поиск всех факторов, которые, по его мнению, определяют цену. Он заявлял, что поскольку рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения, это, в свою очередь, требует вычленения суммы факторов, от которых зависят изменения как спроса, так и предложения, их взаимосвязи на любом рынке. Подчеркивалось, что действие как спроса, так и предложения относительно цены является одинаковой при условии свободной конкуренции. Несомненная заслуга А. Маршалла заключается также в том, что он определил условия, необходимые для перевода спроса в цену. У него предельной цене спроса становится цена, за которую было приобретено последний купленный товар.

Анализируя факторы, влияющие на величину спроса на товар на рынке, он выводит главный закон спроса, который стал хрестоматийным: «чем большее количество товара, который нужно продать, тем ниже должна быть цена его предложение с тем, чтобы товар нашел покупателя; или, иначе говоря, нужна количество товара увеличивается с понижением цены и уменьшается с ее ростом»[3]. А. Маршалл одним из первых связал с ценой товара эластичность спроса на него. Он составил диаграммы, показывающие изменения в цене и количестве продукта для товаров с разной степенью эластичности: от низкой до высокой.

В контексте соотношения цены и полезности он выводит понятие потребительского излишка, под которым понимает «дополнительную сумму к вносимой цены, которую он (потребитель) согласен выплатить вместо того, чтобы отказаться от вещи»[4]. Автор иллюстрирует это понятие такими примерами, как соль, спички и другие товары, цена которых, конечно, ниже той, которую люди заплатили бы прежде чем отказаться от использования этих товаров.

Факторы производства, по мнению Маршалла, - земля, труд, капитал и организаторские способности - определяют цену предложения. Он признает наличие определенных трудностей формирования цены предложения на некоторые товары и факторы производства, которые связаны с так называемой фиксированной предложением. Так, земля является одним из факторов, предложение которого фиксирована, и контролировать ее, по мнению Маршалла, человек не в состоянии. Но элемент времени, считает он, помогает объяснить различия между фиксированной и эластичной предложениями.

Рынок Маршалл рассматривал как высокоорганизованную структуру, где взаимодействуют спрос и предложение и устанавливаются цены. На рынке в процессе и во время обмена товарами предложение и спрос находятся во временном равновесии. Маршалл использовал рынок кукурузы для иллюстрации того, как покупатели и продавцы могут торговаться и цена может «скакать туда-сюда как воланчик». Если спрос и предложение примерно одинаковые, устанавливается одна цена, если разные - другая. В любом случае цена временно уравновесит спрос и предложение для данного рынка на один день.

А. Маршалл различал действие трех периодов времени. В течение короткого периода предложение товара ограничивается его запасом. Цена определяется этим запасом и не происходит изменений в объеме производства.

В течение длительных промежутков времени предложение будет зависеть от затрат на производство товара. В процессе производства возможны повышение его эффективности и привлечения дополнительных производственных факторов. В очень длительных временных масштабах цена будет зависеть от затрат на подготовку рабочей силы и изготовление оборудования, необходимого для производства этого товара». Это позволяет вносить изменения в расходах на всех стадиях производства. Следовательно, чем короче период, тем большее влияние спроса на стоимость, и наоборот - при более длительных периодов возрастает значение затрат в стоимости продукта.

Далее автор обращается к хорошо известному закону замещения, который заключается в том, что производители всегда, когда это возможно, заменят дорогие факторы и методы производства дешевле. Поэтому мера возможного замещения фактора определяет его эластичность. Маршалл считает, что применить этот закон можно почти во всех сферах экономического исследования. В совокупности с эластичностью ценового спроса и зависимостью предложения от времени он составляет макроэкономическую основу деятельности владельца или распорядителя капитала.

А. Маршалл также предполагает, что силы спроса и предложения работают вполне свободно и что ни со стороны продавцов, ни со стороны покупателей нет никаких специальных договоренностей; обеим сторонам цены известны настолько хорошо, что итоговая цена именно и будет ценой равновесия. Он обращает внимание на зависимость цены от предельных затрат со стороны предложения и от предельной полезности со стороны спроса; расходы на производство предельной единицы товара и выручка от его продажи будут одинаковые.

Наряду с теорией цены экономическое учение А. Маршалла существенного значения предоставляет теории распределения. Главные ее моменты: каждый из факторов производства - земля, труд, капитал и предпринимательская деятельность - также подлежат действия спроса и предложения. Использование факторов определяется общими условиями спроса относительно предложения, исходя из того, что каждый из них используется только до момента, когда его предельная производительность станет равняться
его предельной стоимости. Каждый фактор производства имеет цену спроса, которая устанавливается его предельной производительностью, и, с другой стороны, цену предложения, которая устанавливается предельными затратами на него.

Заработная плата по отношению к труду, процент к капиталу и рента - до земли определяются таким же способом. Прибыль, однако, нельзя проанализировать так однозначно, как отдачу от других факторов производства. Он меняется с изменением цен, и его размер определяется многими причинами, среди которых не последнее
место принадлежит «естественным свойствам» администратора или бизнесмена. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя.

Капитал вкладывается в предприятие преимущественно с целью «перспективы выгоды», которая привлекает вкладчиков к этому начинанию. Вкладчики должны видеть вероятность прибыли от такого вложения, пусть даже в долгосрочном масштабе. Необходимые или минимальные доходы, за Маршаллом, входят в издержек производства, тогда как чистые прибыли является излишком о них.

А. Маршалл указывал на то, что земля, труд, капитал как факторы производства выполняют двойную функцию. Они и конкурируют, а дополняют друг друга; порой они становятся соперниками в поисках занятости, допуская ограниченную взаимозаменяемость, но, с другой стороны, они обеспечивают «поля занятости» друг другу. Общий национальный доход является результатом действия всех факторов и растет с увеличением предложения факторов. Факторы производства (включая труд) создают настоящую стоимость производства, которая отражена в цене их предложений. Цена спроса отражает их предельную производительность. Разработана для объяснения формирования стоимости теория стала применимой к любого фактора производства. Таким образом, теория распределения является дополнением к общей теории стоимости. Движущей силой экономики Маршалл считал свободу и конкуренцию. Большое значение он придавал также деньгам.

Важным фактором организации и эффективного управления экономикой, за Маршаллом, является человеческий капитал. Маршалл придерживался мнения, что способности человека есть так же важны, как средства производства, как и любой другой вид капитала. Признание образования, профессиональной подготовки, навыков и способностей капиталом дало ему возможность по-другому трактовать рікардіанську динамику капитала, которая базировалась на неуклонном падении предельной производительности капитала. Конечный результат, по мнению Маршалла, зависит от способа применения знаний. Если капитал попадет в руки одаренных людей, то они приумножат его, если нет - они его уничтожат.

Итак, Маршалл дифференцированно подходил к анализу динамики капитала. Убывания предельной производительности капитала он связывал с его уречевленою форме и утверждал, что эта тенденция наблюдается в тех отраслях и видах производства, где природные факторы играют большую роль. В технологически сложных отраслях обрабатывающей промышленности, в которых значительную роль играет человек, действует закон роста отдачи капитала.

Этот принцип, в частности, определяет разницу между крупным и малым бизнесом. Малые предприниматели добиваются экономии за счет приближения их производства до рынка, небольшого бухгалтерского штата, замены труда наемных рабочих собственной. Крупные предприниматели, в свою очередь, имеют преимущества благодаря масштабам производства, специализации труда и т.д. В целом, делает вывод Маршалл, эти взаимные преимущества почти уравновешиваются.

Аналогичный подход применяется и в отношении использования знаний (инноваций). Главная функция предпринимательской деятельности, подчеркивал Маршалл, - облегчить свободное осуществление великого принципа замещения.

Взнос А. Маршалла в развитие экономической теории действительно трудно переоценить. Его книга «Принципы политической экономии» является одним из самых выдающихся произведений с экономической теории за последние сто лет, и ее справедливо считают классической.

Артур Пигу (1877-1959) - представитель кембриджской экономической школы, один из последователей и учеников. Маршалла. А. Пигу - автор концепции экономики благосостояния. Его концепция рассматривает социальное благосостояние как сумму благосостояния отдельных индивидов. Основой социального благосостояния является экономическое благосостояние, которое трактуется как количество удовольствия, которое можно выразить в денежном эквиваленте. Развивая свою идею, Пигу утверждал, что «экономические» причины действуют на экономическое благосостояние любой страны не прямо, а через создание и использование объективного дополнительного экономического благосостояния, что его экономисты называют национальным доходом. Национальный доход, так же как экономический
благосостояние, является частью общего благосостояния, что прямо или косвенно связано с денежным выражением, является той частью объективного дохода, что измеряется деньгами.

В книге «Экономическая теория благосостояния» (1924) Пигу развил принцип «наибольшего блага для наибольшего числа людей». Наивысшего уровня благосостояния можно достичь более равномерным распределением доходов, хотя это может негативно повлиять на накопление капитала и производственную энергию.

Исходя из принципа убывающей полезности (который распространяется и на динамику дохода), что за ним сумма удовлетворения потребностей бедных слоев населения растет быстрее, чем уменьшается сумма удовольствие богатых, Пигу предложил идею перераспределения доходов через активную налоговую политику государства. Он обосновал необходимость прогрессивной системы налогов, которая предусматривает увеличение ставки налогообложения пропорционально росту дохода, а также введение значительного налога на наследство. Он проанализировал формы государственного вмешательства в экономику: прямую и косвенную. Первая предусматривает государственный контроль над ценами и объемами выпуска продукции, вторая - использование налогов и субсидий в качестве инструментов регулирования экономики. Пигу считал, что в условиях свободной конкуренции достаточно косвенных методов, а с усилением позиций монополий в экономической жизни возникает необходимость прямого вмешательства государства.

Значительное внимание он уделял проблеме занятости населения, которую связывал с уровнем заработной платы и реальным спросом на труд. Если номинальная зарплата сокращается медленнее, чем падают цены, то растет реальная зарплата, что ведет к увеличению совокупного спроса и выпуска продукции. Вследствие этого растет занятость или, как определяет Пигу, национальный доход - общий объем товаров и услуг, производимых в обществе в течение года, то есть и доля материального дохода общества, которая может быть выражена в деньгах, - товары и услуги для конечного потребления.

Ральф Джорж Хоутри (1879-1975), английский экономист, представитель кембриджской школы, теоретические разработки которого достали не только одобрение ученых, но и практическое применение. Круг исследуемых ним проблем достаточно широк - это международная торговля и трудовые отношения; тарифы и налогообложения; деньги и экономическая власть. Наиболее известны его работы «Хорошая и плохая торговля» (1913), «Капитал и занятость» (1937). Хоутри рассматривал экономическую деятельность в тесной взаимосвязи с политикой и этикой, властью государства, психологией. Его заслугой было утверждение, что богатство и доходы распределяются между людьми неравномерно, а это является следствием индивидуалистического принципа ведения экономики. Поэтому Хоутри считал, что идеальной является такая экономическая система, которая использует способность человека к коллективной деятельности.

Экономическая деятельность, говорил он, является сознательной деятельностью, и субъект выходит на рынок с конкретной целью - заработать деньги. Стремление увеличить собственный капитал является определяющим фактором экономического поведения человека, а, следовательно, в центре исследования должны быть деньги. Основополагающим для анализа богатства Хоутри считает понятие полезности. Он разделяет потребительские блага на два класса: защитные, назначение которых заключается в компенсации психологических и творческих потерь, связанных с любым видом труда, и те, которые просто дают удовольствие. Для людей с высокими доходами характерным является повышенный интерес к благам второго класса, что отражает важный аспект существования цивилизованного человека.

Основное понятие в системе Хоутри - это стремление прибыли. Прибыль является следствием торговых способностей, то есть способностей реализовать товары. Увеличение массы прибыли достигается увеличением оборота. Это порождает потребность в оборотном капитале, который становится важным условием рыночных операций, а отсюда возникает необходимость и в рынке капиталов. Поскольку главная функция капитала заключается в выравнивании функций спроса и предложения пригодных для инвестирования фондов, деньги оказываются в самом центре экономической деятельности.

Хоутри четко разграничивает факторы производства и полученные на них доходы. Доход на капитал, по его утверждению, включает премию за риск. Процент - это вознаграждение за пользование капиталом.

Всю систему понятий в Хоутри пронизано идеей кредитно-денежной политики. Например, рассматривая проблему заработной платы, он доказывает, что денежная политика и отношение общества к стремлению получать прибыль являются основными факторами, которые определяют как занятости, так и цены. Денежно-кредитная политика должна быть гибкой; ни слишком экспансионистской, ни ограничительной; политика высокой заработной платы должен обеспечивать пропорционально больший приток денег и пропорционально выше доходы и цены. Политику в области заработной платы и кредитно-денежную политику надо тесно связывать между собой, потому что только так можно обеспечить денежное равновесие, стабильность заработной платы и цены.

Хоутри принадлежит приоритет в создании теории, которая связывает потребительские доходы и расходы по экономическим циклом. Кредитная система является важной составляющей его модели, потому что именно приток денег из банков для удовлетворения потребностей торговцев ведет к повышению доходов. А отсюда вытекают доходы и расходы потребителей, включая чистые инвестиции. Но основного фактора, который стимулирует кругооборот дохода, нужно искать в росте потребительских расходов. Это кумулятивный процесс, что отражается в росте уровня цен.

Хоутри сумел эффективно соединить свою количественную теорию с движением уровня цен.

В отношении неденежных факторов он рассматривает их настолько, насколько они могут привести к изменениям в структуре капитала. Накопленные богатства равны сбережениям за соответствующий период. Недостаточность сбережений означает чрезмерное потребление и в конечном счете сокращения оборотного капитала. Расширение капитала следует из надежд на получение нормальной прибыли. Это процесс, посредством которого конкуренция выравнивает прибыли в различных отраслях.

Нарисованная Хоутри картина действий торговцев и потребителей напоминает скорее чисто торговую экономику, а не экономику, в которой крупные промышленные корпорации имеют достаточно собственных средств, чтобы не обращаться каждый раз к банков.

Экономические потрясения в концепции Хоутри вызываются преимущественно изменениями денежных потоков, а не нарушениями процесса производства. Решающие факторы Хоутри ищет не в отраслях, производящих товары производственного назначения, а в том, как банковские процентные ставки затрагивают запасы торговцев. Вследствие роста денежных доходов повышается спрос на деньги, а это заставляет банки увеличивать процентные ставки и тем самым прекращать бум. Опираясь на такие рассуждения, Хоутри считал, что с помощью одних только денежных манипуляций можно поставить экономический цикл под контроль.

 


[1] Marshall A. Рrinciples of Economies. - L., 1920. - P.1.

[2] Ibid., стр.14.

[3] Ibid., р.99.

[4] Marshall A. Op. cit., р.124.



Назад