Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

6. Кейнсианская теория и экономическая политика


Кейнсианство как направление экономической мысли сыграло важную роль в развитии западной экономической теории. Оно сделало попытку ответить на ряд важных вопросов, возникших в связи с кризисом в 30-х гг. Кейнс указал на ряд слабых сторон буржуазной экономической науки своего времени, обратив внимание на такие стороны капиталистической действительности, которые ранее игнорировались экономистами; сделал попытку внести новые элементы в анализ капиталистической экономики, приблизил экономическую науку к потребностей хозяйственного развития; заметил новые тенденции в развитии капитализма и обосновал необходимость участия государства в экономической жизни.

Концепция Кейнса оказала значительное влияние на дальнейшее развитие экономической теории и экономической политики. Идеи Кейнса взяли на вооружение руководящие органы капиталистических стран. Особенно это касается теории национального дохода, теории цикла, теории роста и других аспектов макроэкономики. Именно теория Кейнса положила начало широкому воплощению в жизнь государственного регулирования экономики, проработке конкретных методов и способов такого регулирования.

Особое место кейнсианство заняло в экономической теории и практике США. Еще в начале 30-х г. Кейнс приезжал в США и ознакомил со своими идеями президента Ф. Рузвельта. Но тогда Рузвельт его не поддержал. Однако вскоре положение изменилось и много мероприятий, которые проводились в период «Нового курса» было прямо «заимствован» в Кейнса: организация общественных работ, финансирование государственного строительства важных хозяйственных объектов, курс на дефицитное финансирование и т.д. в 1946 году в США был принят «Закон о занятости», согласно которому правительство было уполномочено принимать меры для обеспечения планового развития экономики. Было предусмотрено создание таких экономических органов, как Совет экономических консультантов при президенте и Объединенная экономическая комиссия конгресса.

До начала 60-х гг. главным мотивом для осуществления тех или иных мер экономической политики, которые влияли на экономику в целом, была кризис или угроза кризиса. И хотя в своем основном труде и в последующих статьях Кейнс мало внимания уделил проблеме цикла, его концепция оказала определенное влияние на разработку теории этого вопроса и на направление так называемых антициклічних мероприятий. Целью же последних была если не ликвидация циклического характера капиталистической экономики, то по крайней мере ослабления его разрушительных последствий.

Американские экономисты и политические деятели в борьбе с кризисами рассчитывали, прежде всего, на вышеупомянутые «встроенные стабилизаторы», то есть на автоматическое применение налоговой и бюджетной политики для регулирования цикла.

Однако опыт второй половины 50-х гг. показал, что антикризисные меры не обеспечивают длительного подъема, высоких и устойчивых темпов экономического роста. Американские экономисты пришли к выводу, что необходимо концентрировать внимание не на антикризисных мерах, а на мероприятиях по стимулированию роста, которые одновременно будут и кризисам. Таким образом, изменился главный мотив направления мер государственной экономической политики. Экономисты, которые занимали командные позиции в государственных экономических органах в этот период, были убежденными кейнсіанцями. Взгляды Кейнса разделяли и ближайшие экономические советники Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Президент Кеннеди положил в основу своей экономической политики новейшие достижения современной ему экономической науки. Впервые в американской истории президент сделал попытку урухомити весь арсенал средств, которыми владела современная экономическая наука. Широко пользовались выводами экономической науки президенты Джонсон и Никсон. Об этом свидетельствуют высказывания бывшего председателя совета экономических консультантов Уолтера Хеллера. Он утверждает, что экономическая наука США, отбросив постулат саморегулирования, восприняла кейнсианские идеи государственного вмешательства, а экономика США понесла «благотворного влияния кейнсианской экономической терапии». Необходимость стимулирования экономики начали определять, исходя из фактического разрыва между потенциальным и реальным валовым национальным продуктом, а не с возможной угрозы экономического кризиса. Эту политику даже назвали «новой экономикой». Характерной ее особенностью была постановка перед экономической политикой вполне конкретных задач. Так, экономическую политику в первой половине 60-х гг. было направлено на уменьшение безработицы до уровня 4% рабочей силы, обеспечение ежегодного реального экономического роста не менее чем на 4% и ежегодного увеличения ВНП примерно на 50 млрд долларов (в ценах того периода).

Что касается следующего десятилетия, то на рубеже 70-х гг. важное место в экономической политике правительства заняла проблема контроля инфляции. В заявлениях президента Никсона неоднократно отмечалось, что целью правительства в области экономики является обеспечение среднегодовых темпов реального экономического роста в 4-4, 5%, удержание уровня безработицы в пределах 4% рабочей силы, обеспечение темпов роста цен не более 2-3% в среднем за год.

Кейнсианские идеи были очень популярны в Германии, особенно в середине 60-х гг., когда и здесь стали заметны признаки экономического кризиса. Правительство Кізінгера разработал антикризисные меры согласно кейнсіанськими рецептам, то есть использовал дефицитное финансирование, умеренную инфляцию, маневрирования ставкой процента и т.д. Ведущим направлением экономической мысли Германии стал своеобразный синтез неолиберализма с кейнсианством, с явно выраженным признанием необходимости государственного регулирования экономики.

Кейнсианские концепции проторили себе дорогу и в других западных странах, в частности на родине их автора - Великобритании. Здесь еще 1944 г. было опубликовано правительственное Белую книгу «Политика в сфере занятости» с обоснованием правительственной политики обеспечения максимального использования трудовых ресурсов, а также поддержания на высоком уровне правительственных расходов с целью обеспечения спроса. Были также переведены под контроль государства ряд отраслей хозяйства Великобритании.

Но на рубеже 70-80-х гг. кейнсианская теория и концепция государственного регулирования экономики претерпела серьезных испытаний. Глубокая мировой кризис 1974-1975 гг. показала слабость и уязвимость практических рекомендаций кейнсианства. Кризис пережила концепция «государства благосостояния», основанной на социальных приоритетах и опирается на значительный сектор государственного предпринимательства, на прямое регламентирование многих сфер частного предпринимательства и перераспределение доходов в пользу государства.

Кейнсианство и его модифицированные версии (неокейнсіанство и посткейнсіанство) не дали ожидаемых последствий. Меры государства, направленные на обеспечение полной занятости и гармонических темпов развития, во многих случаях не имели успеха.

Ныне кейнсианство как теоретическая система и как концепция экономической политики потеряло прежнюю господствующую роль и находится в оппозиции к распространенной везде консервативной ортодоксии. Но оно живет, модернизируется, развивается. Кейнсианская школа создала систему категорий и взаимосвязей, что без них сегодня вряд ли можно представить экономическую теорию и экономическую политику Запада.



Назад