Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

7. Опыт применения неоклассических моделей в экономике разных стран


Концепции чикагской школы и доктрин «экономики предложения», «рациональных ожиданий» стали еще одним примером эффективного вторжения экономической теории в реальную экономику. Особенно четко это проявилось в ходе осуществления экономических реформ в Англии и США, где, начиная с 80-х гг., делались решительные шаги к восстановлению саморегулювальних механизмов и ограничения государственного регулирования.

В середине 70-х гг. стало очевидным, что инфляция не является альтернативой безработице, а лишь усиливает его негативные последствия, превращает его на характерную и постоянную признак. Политика большинства развитых стран в настоящее время строилась по принципу борьбы с инфляцией, то с безработицей с помощью замораживания цен, наращивание бюджетного дефицита и государственного долга, сокращение кредитов, увеличение налогов.

Еще Хайек некогда писал, что в ситуации растущей инфляции, правительства должны выбирать один из трех возможных путей экономической политики: продолжать поддерживать инфляционный курс до тех пор, пока не наступит полный хаос; установить контроль над занятостью и ценами, что временно прекратит инфляцию, но изменит характер экономики, сделает ее централизованно-управляемой; сдерживать рост денежной массы, что приведет к росту безработицы, обнаружит все диспропорции в экономической структуре, порожденные инфляцией.

«Тетчеризм». Монетаристскую денежную политику было внедрено в практику управления государственными финансами Великобритании еще правительством Каллагена 1976 г. по требованию Международного валютного фонда. Однако она реализовывалась очень непоследовательно, поскольку не была популярной.

М. Тэтчер, которая пришла к власти под лозунгом «экономики предложения», скоро убедилась, что его можно реализовать только тогда, когда для этого есть соответствующие условия. Потому как основу своей экономической политики она берет программу оздоровления экономики, предложенную Г. Фрідменом. На просьбу правительства Великобритании (1980) он изложил суть своей модели регулирования экономики в докладной записке, где теоретически обосновал методы ее реализации и указал на направления и последовательность реформирования экономических отношений. Экономическая политика, которая формировалась на основании его рекомендаций, неуклонно воплощалась в жизнь в течение десятилетия и способствовала укреплению экономического положения этой страны.

Прежде всего, как средство контроля денежной массы были определены конкретные показатели роста денежного предложения в среднесрочной перспективе и предусмотрено ее сокращения. Целью правительства было ограничить деятельность казначейства по выпуску денег и защитить его от давления социальной демагогии. На практике это означало автоматическое повышение учетных ставок и сокращение кредитования, когда рост денежной массы переходит контрольную границу.

Важным направлением контроля за денежной массой было принятие решения об ограничении правительственных расходов, которые порождают бюджетный дефицит. Сокращалось количество правительственных служащих, проводилась структурная перестройка управленческого аппарата, ликвидировались, особенно «дорогие» его подразделения.

Экономия средств на правительственном уровне сказалась, разумеется, и на органах местного управления. Была внедрена система штрафных бюджетных ассигнований. А готовясь к новым выборам, Г. Тэтчер включила в свою программу проект радикальной перестройки, которая гарантировала бы правительственные полный контроль над динамикой местных налогов.

Эта политика, однако, имела и негативные последствия: сократились объемы жилищного строительства, некоторые статьи расходов местного бюджета стали статьям расходов государственного. Экономия на местных расходах на социальную сферу требовала увеличения государственных расходов.

Правительство Тэтчер после первых выборов предпринимал решительных мер для предотвращения бюджетному дефициту, особенно за счет увеличения косвенных налогов. В то же время было ослаблено налоговое давление на личные доходы.

Согласно рекомендациям Фридмена расходы на социальную сферу консерваторы пытались сократить, но на практике смогли только их временно заморозить. Это было связано с тем, что в период реформ экономика находилась в кризисном состоянии и социальная сфера требовала дополнительных средств. Однако правительство не отказалось от этой идеи, продолжая наступление на универсальные социальные программы, которые требовали значительных средств, но были неэффективными.

И только после вторых выборов был разработан проект социального обеспечения, который предусматривал существенную реформу системы государственного пенсионного обеспечения и гарантирования минимальных доходов с использованием средств жесткого контроля за материальным состоянием получателей дотаций. Этот проект предусматривал значительную экономию бюджетных средств.

Доктрина монетаризма утверждала, что нормальное функционирование свободных рынков обеспечивает естественный уровень использования ресурсов, в том числе и трудовых. Поэтому правительство М. Тэтчер объявляет проблему безработицы универсальной, которую нельзя решить с помощью стабилизационной или стимулирующей политики. Следовательно, это не дело правительства, который может лишь координировать условия стабильного экономического роста.

Политику правительства было направлено на формирование мобильного рынка рабочей силы, то есть приспособление рабочей силы для нужд производства (первый шаг на пути к реализации рекомендаций доктрины «экономики предложения»), а именно: стимулирование квалификационной переподготовки и профессиональной подготовки молодежи. Кроме того, были приняты меры для расширения сферы неполной занятости. Расходы бюджета на эти цели росли быстрыми темпами, но в то же время сокращались расходы на поддержку безработных. Важную роль в повышении уровня занятости играли службы трудоустройства.

Следовательно, правительство М. Тэтчер практически доказал, что на занятость больше всего влияет политика стимулирования экономического роста.

В основу концепции развития экономики, реализацию которой правительство начинает с середины 80-х гг., положен принцип свободного предпринимательства, сформулированный с позиций монетаризма и «экономики предложения». Восстановление классического рыночного хозяйства связывалось прежде всего с денационализацией промышленности. Целью приватизации была демонополизация и создание конкурентной экономики. Было также важно избавить государство от необходимости субсидировать нерентабельны и убыточные государственные предприятия, только 10% из которых находились на самофинансировании, тогда как дотации другим были довольно значительные и составили 50% ассигнований на сферу здравоохранения, например.

Приватизация происходила в форме выкупа (прямого и через акции) и обеспечила государственному и местному бюджетам значительные доходы.

В то же время были предприняты решительные меры по перестройке системы налогообложения с целью содействия предпринимательской деятельности.

Заметным стимулом динамики экономического роста было создание зон свободного предпринимательства, в пределах которых установлены особые льготные правила налогообложения, кредитования и таможенного контроля.

Наряду с этими мерами была создана программа поощрения конкуренции, которая способствовала созданию большого количества малых и средних предприятий. Это оздоровлювало экономику, увеличить доходность и объем инвестиций, а следовательно - уменьшало и безработицы.

Широкая программа приватизации, направленная на создание условий для предпринимательской деятельности, обеспечила настоящую революцию в развитии производства и стабилизации экономики. Понятно, что все эти мероприятия осуществлялись в жестокой борьбе с профсоюзами, которая завершилась победой правительства.

«Рейганомика». Несколько иначе реализовывалась монетаристська доктрина в США, где экономическая программа Фридмена долгое время не находила поддержки.

Фридмен как советник президента Никсона предложил проект реформы «План помощи семье» на 1969-1971 гг., который, однако, не был утвержден конгрессом. Ведь принципиальное значение для реализации рекомендаций монетаристов имела идея контроля над денежной массой, которая определяла направление конкретных мероприятий в сфере денежно-кредитного регулирования. И через трудности, связанные с особенностями кредитно-денежной системы США и ограниченными полномочиями (ФРС влиять на предложение денег ФРС может только косвенными методами), прямой контроль над денежной массой был значительно усложнен.

Кроме того, впоследствии оказалось, что регулирование денежной массы невозможно без контроля над процентными ставками. Это частично противоречило монетаристським принципам.

Трудности практической реализации идей монетаризма заключались также в непопулярности его социальной политики. Все это требовало отказа от некоторых принципиальных положений и требований монетаристской доктрины.

Некоторые монетарные рецепты Фридмена частично испытывались правительством Никсона, но не имели успеха, вызывая резкое ухудшение экономического состояния. Сам Фридмен объяснял эти неудачи непоследовательностью и слишком ограниченным временем реализации программ.

После кризиса 1974-1975 гг., правительство США отказалось от кейнсианской концепции глобального регулирования экономики. Рекомендации Фридмена начинают давать соответствующий эффект. Полного триумфа его экономическая теория потерпела за президента Г. Рейгана, когда был достигнут высокого уровня стабилизации американской экономики, ослаблен инфляцию, укреплен доллар.

Свою экономическую программу, основными пунктами которой были сдерживания инфляции и стимулирования экономического развития, Г. Рейган обнародовал 1981 г.

Программа отрицала политику перераспределения доходов, которая имела целью смягчения социальной напряженности и стимулирования спроса с целью обеспечения экономического роста и ликвидации безработицы.

Дело в том, что прогрессивная система налогообложения в США, которая предусматривала перераспределение части доходов в пользу бедных, потеряла свое положительное значение и превратилась в систему общего перераспределения, что способствовало деформации экономической структуры и требовало значительного управленческого аппарата. Правительство начал вмешиваться во все сферы общественной жизни, что приводило к торможению рыночных сил.

Программа Г. Рейгана создана под сильным влиянием экономических доктрин монетаризма и «экономики предложения», предусматривала сосредоточения основных реформаторских усилий на проблеме налогообложения, но в отличие от правительства Г. Тэтчер, мероприятия которой было направлено на преодоление дефицита государственного бюджета, правительство Рейгана пытается ограничить регулирующее воздействие государства, сокращая налоги с целью использования дефицита федерального бюджета в качестве рычага влияния на расходы.

Таким образом правительство имел целью: побороть инфляцию, лишившись политики приспособление к ней; изменить характер рациональных ожиданий; преодолеть потребительскую психологию, которая сложилась в период стимулирования спроса; сформировать понимание того, что общество должно перестать жить в кредит, что ограничение расходов является необходимым для восстановления разбалансированной финансовой системы.

Экономическая программа Рейгана включала четыре компоненты: реформирование налоговой системы с целью стимулирования сбережений и расширение инвестиционных фондов; уменьшение государственных расходов (кроме расходов на оборону) с целью сокращения дефицита бюджета; ограничение регламентации экономической деятельности с целью оживления предпринимательства и восстановления рыночных механизмов; проведение монетаристской политики контроля за денежной массой.

Программа была рассчитана на 5 лет.

Осуществление программы началось с того, что ФРС внезапно заморозила роста денежной массы, дифляційно влияя на рынки сырья и капитала.

Засадною идеей новой экономической политики было то, что снижение налогов будет увеличивать сбережения и инвестиции и будет способствовать росту производства. Налоговая реформа, которая началась в США в 1981 г., прежде всего снизила ставки налогов на личные доходы. Впоследствии было введено индексирования налогообложения с целью предотвратить инфляционное влияние на доходы и ликвидировать связь между развитием инфляции и ростом поступлений в государственный бюджет.

Одновременно вводились для корпораций новые льготные правила ускоренной амортизации и налогообложения инвестиционного кредита, что способствовало увеличению размеров доходов при неизменных налогов и обеспечивало ускорения процесса капитализации, расширение производства и занятости. Для малодоходных корпораций ставка налога снижалась.

Важным шагом правительства было создание позитивных стимулов формирования сбережений и инвестиций. Этом, разумеется, способствовало уже одно только снижение налогов. Другими стимулами стали новые, необлагаемые сберегательные сертификаты и персональные пенсионные счета. Не облагались налогом ни средства, вложенные в эти сертификаты, или возложены на такие счета, ни проценты на них при условии, что эти суммы будут оставаться на счетах в течение определенного срока. Это стало мощным стимулом к сбережениям, а следовательно, к инвестиций.

Было также введено новую систему инвестиционного налогового кредита, согласно которой налоги понижались в соответствии с размерами инвестиций (стимулировалось капіталотворення).

Все эти меры, однако, наталкивались на ожесточенное сопротивление, и в первый срок своего президентства Рейган смог реализовать лишь ту часть программы реформирования фискальной политики, что касалось налогообложения личных доходов. Но 1986 г. конгресс наконец принял закон о налоговой реформе, определив как ее основная цель - повышение эффективности экономики за счет усиления роли рыночных механизмов и ограничения фискальной дискреционного политики государства, что соответствовало теоретическим принципам «экономики предложения» и монетаризма.

Второе направление рейганівської экономической реформы - борьба за сокращение государственных расходов и ликвидацию бюджетного дефицита, который рассматривался не только как рычаг инфляционного воздействия, но и как серьезное препятствие на пути экономического роста, поскольку правительственные займы и налоги изымали значительное количество средств из производственной сферы. Однако большинство политиков считала, что сокращение налогов приведет к еще более высокого уровня дефицита, к новому витку инфляционной спирали. Поэтому предлагалось начать налоговую реформу только после сокращения государственных расходов.

В конце 1981 г. конгресс утвердил программу сокращения затрат (кроме расходов на оборону, социальное страхование и медицинское
обслуживания) почти по всем статьям. Было закрыто несколько
программ социальной помощи, ликвидирован ряд дотаций и субсидий. Без оглядки на критику и роста на первом этапе бюджетного дефицита, Рейган и в дальнейшем последовательно проводил политику сокращения расходов.

По приказу президента была создана служба контроля за бюджетными расходами, которая подготовила программу сокращения расходов, в основу которой был положен принцип финансовой самоокупаемости многих государственных служб и государственных предприятий (по принципу: «за услуги в полном объеме должен платить тот, кто ими пользуется, а не налогоплательщик»).

Однако конгресс не утвердил программу сокращения субсидий как непопулярную. Между тем жесткая позиция ФРС, которая формировала денежную политику, стимулировала поиски компромисса между конгрессом и администрацией, не соглашаясь на инфляционное закачки денег в экономику.

Поддерживали президента экономисты, новые неоклассики, в частности Лукас, Сарджент, Таунсенд, Уоллес, которые в начале 80-х гг. резко критиковали инфляционную кредитно-денежную политику «встроенных стабилизаторов», предлагали новые подходы к определению границ государственного вмешательства в экономику. Они настаивали на проведении стабильной долгосрочной экономической политики, которая исключала бы решения временных проблем и вмешательства в механизмы саморегулирования. Тем самым формировалось позитивное отношение общества к реформам.

Это было важным условием антиинфляционной политики, поскольку, как отмечал П. Волкер, президент совета директоров ФРС, необходимо было преодолеть стереотип поведения относительно определения цен, процентных ставок, размеров заработной платы, которая всегда была ориентирована на инфляцию (эффект инфляционного ожидания). По его мнению, необходима была «шокотерапия», которая изменила бы общественные установки.

Сдерживание денежной массы, снижение налогов и расходов бюджета создали ситуацию, когда прирост денежных средств начали использовать на финансирование реальной экономической деятельности. Прекратилось стабильный рост заработной платы, было заморожено ее минимальный уровень. Это разорвало связь между заработной платой и инфляцией, что до сих пор считался непобедимым.

С 1983 г. начинается экономическое оживление за одновременного спада уровня инфляции. Хоть уменьшились государственные субсидии, объемы инвестиций выросли почти вдвое, как и предполагали авторы теории «экономики предложения». Реальные доходы выросли, но увеличился и разрыв между их уровнями.

Еще одним признаком стабилизации экономики стал рост курса доллара, что, не в последнюю очередь, происходило благодаря доверию общества к экономической политике правительства.

Возвращение к нормальной, неинфляционного экономического роста было мучительным процессом, который сопровождался массовыми банкротствами неинфляционным безработицей. Но впоследствии инфляцию сумели обуздать, увеличить занятость.

Одновременно лібералізувались внешнеэкономические отношения, что позволило стране принять участие в международном разделении труда, упростило процесс вывоза капиталов и получения инвестиций, гарантировало доступ к новым технологиям и развитие собственного производства под влиянием международной конкуренции.

Была разработана система стимулирования прямых частных инвестиций, что позволило завоевания международных рынков без оттока средств из государственного бюджета. Все это обеспечило стабильность денежной единицы, действие рыночных сил на всем экономическом пространстве.

В то же время успешная реализация современных неоклассических доктрин возможна не везде и не всегда. Для этого необходима не только политическая воля власти, но и соответствующие экономические условия, соответствующий уровень развития страны, принадлежащие исторические, национальные, институциональные и другие факторы.

Новые неоклассические доктрины было сформулировано в конкретных странах, и они в наибольшей степени способствовали решению проблем именно этих стран. Это не противоречит тезису о огромную роль экономико-теоретических исследований, а свидетельствует лишь о невозможности стандартного подхода в различных экономических явлений.

 



Назад