Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

1. Ревизионизм


В середине XIX века., когда в капиталистическом способе производства происходили существенные изменения и, как следствие, заострились социальные противоречия, возникали рабочие объединения, партии и движения, Карл Маркс синтезировал социалистические идеи и классическую экономическую
теорию в одно целое, пытаясь подвести научную базу под собственную теорию классовой борьбы. В основу его доктрины было положено идею коренного уничтожение капиталистического строя и построения нового, справедливого общества без эксплуатации, угнетения и на -
насилию.

Экономическая и политическая платформа построения социалистического общества, изложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии», предусматривала революционное (деспотическое) отмена института частной собственности, передачу ее объектов в собственность общества, создание плановой, центрально-управляемой экономики, установление социалистической формы распределения общественного продукта.

Эти идеи приобрели необычайную популярность в конце XIX и особенно в начале ХХ ст., что не только способствовало территориальному распространению марксистской идеологии, но и обеспечило ее существенное влияние на программы других партий и движений. Марксизм стал господствующей идеологией рабочего движения, нашел отражение в программах социал-демократических партий. Почти все рабочие партии Западной Европы декларировали как конечную цель рабочего движения - построение социализма.

Вопреки усилиям революционных марксистов объединить в рамках II Интернационала рабочее движение в одну силу и направить его на борьбу за отмену частной собственности и власти капитала, он распался на несколько направлений, часть из которых сохранила ортодоксальную марксистскую направленность, другая, которая опиралась на профсоюзное движение, формировалась на теоретических принципах социал-реформизма.

Профсоюзы не выходили за пределы экономической борьбы, которая была направлена не столько против капитализма как такового, сколько на получение конкретных социально-экономических благ: повышение заработной платы, улучшение условий труда, увеличение занятости, совершенствование системы социального обеспечения и предоставления социальных гарантий, сокращение рабочего времени и др. Именно через их влияние марксистскую теорию революционной классовой борьбы постепенно начинает вытеснять теория эволюционно-реформистской изменения системы, идея политики «социального партнерства». Лишенные радикализма, эти идеи получают поддержку в рабочей среде, понимание других общественных слоев, а также начинают влиять на марксизм, вызывая его эволюцию. Поэтому возникают различные трактовки марксистской теории вплоть до пересмотра самой сути марксистской концепции, ревизии философских, экономических и политических основ учения, к смягчению радикализма его революционных выводов. На этой основе возникают два течения марксизма - ортодоксальный марксизм и ревизионизм.

Социал-реформисты, восприняв основную идею марксизма о построении нового, социально справедливого общества, не соглашались с марксистской революционной программой его построения; ревизионисты, наоборот, - формально признавали марксизм, были согласны с его основными постулатами, но постоянно подвергали критике, уточняли и обращались отдельные его идеи.

Ревизионистскую течение в марксизме, которая сформировалась в конце XIX ст., представляли лидеры II Интернационала: Карл Либкнехт И Роза Люксембург, Дмитрий Благоев (левое крыло) и Эдуард Бернштейн, Карл Каутський, Рудольф Гільфердінг, Отто Бауэр, Отто Шмидт (правое крыло).

Представители левого крыла ревизионизма выступали за немедленное осуществление революционных преобразований, полную национализацию средств производства и обобществление, за установление абсолютной диктатуры пролетариата, плановой экономики. Теоретической основой радикализма левых ревизионистов стало экономическое учение о эксплуатацию рабочего класса международными союзами капиталистов в условиях монополистической стадии развития. Они выдвинули теорию непримиримости классов, призвали к осуществлению революции в мировом масштабе. Ревізуючи марксизм, представители левого крыла выдвигали гораздо более радикальные идеи, чем Маркс и Энгельс.

Родоначальником правого крыла ревизионизма стал Е. Бернштейн (1850-1939), который 1899 г. издал книгу «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии». Содержание ее отражал новое понимание сути рабочего движения, его отличия новой программы, стратегии и тактики от марксистских.

Е. Бернштейн доказывает практическую негодность обоснованной К. Марксом теории стоимости, а следовательно и теорий цены, заработной платы, дополнительной стоимости. Он отрицает постулат К. Маркса относительно абсолютного и относительного обнищания пролетариата за капитализма, указывая на новые тенденции в экономическом развитии общества. Автор доказывает, что с развитием капитализм подвергается глубокой трансформации, создаются условия для улучшения качества жизни, растет совокупная доля доходов рабочего класса в валовом национальном продукте.

Он сосредотачивается на анализе новых возможностей, которые открывает капитализм, а именно: дальнейшее углубление процесса обобществления производства, специализации и кооперации; разделение труда, что создает условия для корпоратизации; формирование корпоративных капиталов через продажу акций предприятий, инвестирования сбережений; рост возможности участия трудящихся в управлении производством.

Бернштейн утверждает, что корпоратизований капитал является объективной основой демократизации и социализации собственности через ее акционирования. Критикуя теоретико-экономические постулаты марксистской теории, Бернштейн просматривает основную идею марксистского учения - о необходимости революционного переворота как основной предпосылки построения социалистического общества. Он обосновывает теорию «демократизации капитала», которая, по его мнению, полностью опровергает марксистскую идею революционного преобразования собственности. Бернштейн считает, что задача обобществления собственности можно решить эволюционным путем, без установления диктатуры пролетариата.

Интересными были его подходы к проблемам колониализма. Бернштейн оправдывал колониальную политику развитых стран, подчеркивая особую миссию цивилизованных народов, которые ускоряют развитие колониально-зависимых стран. Ему принадлежит термин «колониальный социализм».

Важным выводом Бернштейна, который категорически не воспринимали ортодоксальные марксисты, было утверждение о том, что коммунизм не является конечной целью исторического развития человечества, а формы отдаленного будущего непредсказуемы.

От взглядов Бернштейна социал-демократы «открещивались» несколько десятков лет, но сейчас за ним все больше признают заслугу основателя теории и политики социальных реформ.

На социал-реформистских позициях стояли также К. Каутський и Г. Гільфердінг, хотя они и пытались отмежеваться от берштейніанства.

К. Каутський (1854-1938) в трудах «Социальная революция» (1902) и «Путь к власти» (1909) обосновывает неотвратимость эпохи социальной революции как объективно обусловленного явления, подготовленного всем предыдущим развитием человечества. Монополизация производства как закономерный этап развития капитализма, по его мнению, усуспільнює экономику и привносит в нее плановое начало, а потому нет необходимости в практических революционных действиях и завоевании власти вооруженным путем, достаточно парламентских методов борьбы за контроль над экономической властью.

Анализируя современные ему - процессы монополизации производства, империализм как экономический передел мира между союзами капиталистов, колониальную политику развитых государств, он утверждал, что эти явления являются объективными и свидетельствуют о поступательном развитии мировой экономики, которая в перспективе станет картелізованою, лишится межгосударственных противоречий. На этой «ультраімперіалістичній» стадии развития капитализма, когда крупные отраслевые монополии сольются в единый всемирный картель, возникнут условия для планомерного регулирования хозяйства в мировом масштабе, что, собственно, и будет означать социальный переворот.

Каутський осуждал войну, выступал за мирное решение всех проблем. Его теория «ультраімперіалізму» призвала к реформизма как средства общественного переустройства.

Г. Гільфердінг (1877-1941), соратник Каутського, лидер и теоретик II Интернационала. В своих работах, написанных в целом с марксистских позиций, в частности в «Финансовом капитале» (1910), он анализирует основные сдвиги в экономике и политике капитализма в конце XIX - нач. ХХ ст.: возникновение и развитие системы капиталистического кредита, распространение акционерных обществ как особой формы монополизации капиталов, существование таких экономических явлений, как уставной и фиктивный капитал. И хотя в этой книге проблема непримиримости классовых интересов относится все еще очень остро, глубокий и всесторонний анализ финансового капитала дал автору возможность сделать целый ряд уточнений, которые должны были свидетельствовать о объективную неизбежность изменения экономической роли государства. Он считал необходимым и объективно обоснованным вмешательства государства в финансовую сферу с целью макроэкономического ее влияния на цикличность развития экономики, предотвращение кризисных явлений. Такое влияние, по его мнению, создает предпосылки для общественного контроля производства, которое полностью зависит от денежно-финансовой сферы, а следовательно, дает возможность управлять развитием социальной сферы.

С началом первой мировой войны Гільфердінг, как и Каутський, призывает к эволюционному, реформистского решения социально-экономических проблем, ссылаясь на то, что монополистический капитализм сам формирует условия для экономических трансформаций, становления эры «организованного капитализма».

В Гейдельберзькій программе СДПГ 1925 г., теоретическую часть которой написал Гільфердінг, марксистской революционной программе экономической перестройки общества противопоставляется идея сознательного формирования «экономической демократии» - основы социально справедливого строя.

Идеи Бернштейна, Гільфердінга и Каутського заинтересовали не только социал-демократов, но и некоторых марксистов. Так, в работах марксистов О. Бауэра и К. Шмидта заметная эволюция их взглядов от радикализма к реформизма.

После победы революции в России ревизионисты отмежевываются от Октябрьской революции, называя ее ошибкой, а ее организационные формы - реакционными.

Позже ревизионистские доктрины трансформировались в реформистские и стали основой многих социал-демократических программ.



Назад