Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3. Социал-реформистские модели экономического развития


в 1951 году на Международном конгрессе социалистов во Франкфурте-на-Майне представителями 33 партий было создано Социалистический Интернационал. Первый конгресс Интернационала принял Декларацию «Цель и задачи демократического социализма», которая определяла экономическую стратегию и тактику социал-демократии. Было провозглашено идею построения «демократического социализма» как «третьего пути» развития общества.

В программной Декларации подчеркивалось, что социализм является международным движением, которое не нуждается в строгой единства взглядов на формы демократического общества, каждая социал-демократическая партия может иметь собственную концепцию «демократического социализма», но все они имеют целью построить систему социальной справедливости и всеобщего благосостояния. Главным условием построения социализма является соблюдение принципов демократии и утверждения ее в трех сферах: экономике, политике, социальной сфере.

Политическая демократия утверждается через парламентскую форму правления при условии, что социал-демократы будут составлять большинство в парламенте.

Социальная демократия осуществляется через создание и развитие социальной инфраструктуры, демократизацию систем образования, здравоохранения, реализации различных форм социального обеспечения, предусматривает свободу выбора рабочего места, миграции в пределах страны и др.

Экономическая демократия обеспечивается формированием «смешанной экономики», сочетание и равноправного сосуществования различных форм собственности, участия трудящихся в управлении производством через рабочие совета, рабочие представительства в акционерных обществах. В Декларации также было зафиксировано принцип социалистического планирования.

«Смешанная экономика» в смысле социал-реформистов является экономической основой демократического социализма, общественного строя, что объединяет эффективное производство со справедливым распределением. Это экономический строй, в пределах которого сосуществуют две экономические системы: капитализм и социализм. Основными функциями государства «смешанной экономики» является перераспределение доходов с целью обеспечения общественного благосостояния («государство благосостояния») и плановое регулирование общественного производства. Такая система по своей сути является распределительной в отличие от социально-рыночной, когда государство обеспечивает рациональное функционирование производства на основании усиление его конкурентности.

Собственной теоретико-экономической концепции (как национальной, так и международной) социал-демократия не имеет. Она адаптируется современные экономические теории, ведущие доктрины (кейнсианские, неоклассические, институциональные), их инструментарий и рецепты для решения конкретных социально-экономических проблем.

Так, кейнсианские способы регулирования экономики использовали почти все социал-демократические правительства, несколько трансформируя экономическую роль государства в «социальную», закрепляя за государством функцию социального гаранта защиты интересов граждан.

Но существует ряд общих проблем, которые решаются в рамках всех национальных моделей «смешанной экономики»:

- создание условий для сосуществования различных форм собственности на средства производства и типов предприятий (частной, государственной и общественной форм собственности, рыночного и монополистического секторов, частных, государственных и общественных предприятий);

- определение форм экономической демократии и решения связанных с ними вопросам самоуправления и участия трудящихся в управ -
линни;

- определение границ вмешательства государства в экономику и форм участия государства в производстве;

- определение границ общественного контроля за производством и распределением;

- определение методов управления «смешанной экономикой», степени сочетание планового и рыночного механизмов регулирования экономики;

- принципы политики социального реформирования, управления социальной сферой и формирования ее инфраструктуры, и решения, связанного с этим вопрос о главной цели экономической политики и средства ее достижения.

Различные способы решения этих проблем определяют национальную специфику социального реформирования в отдельных странах, предоставляют особые черты моделям «смешанного экономического строя» как «третьего пути» экономического развития.

В пределах национальных социал-демократий было создано несколько разновидностей моделей смешанного экономического строя, среди которых условно выделяют немецкий (и близкую к ней австрийскую), скандинавскую, французский, лейбористскую («фабіанську»).

Немецкая модель «смешанной экономики». Неолиберальной модели «социально-рыночного хозяйства» (синтеза «свободного» и социально направленного общественного строя), которая вмешательства государства в экономику признавала лишь способом совершенствования механизмов функционирования капитализма, немецкие социал-демократы противопоставили модель «смешанной экономики» («смешанного экономического строя»), что в ней государственное вмешательство рассматривался как
средство перехода к социализму. Ее авторами были Х. Дайст и Г. Вайссер - идеологи и теоретики СДПГ. В основу модели положено теорию «экономической демократии» (уточненную концепцию «хозяйственной, индустриальной демократии» Г. Гільфердінга и Ф. Нафтали).

«Социально-рыночная» экономика базировалась на свободной конкуренции частных фирм, но усиление концентрации производства способствовало развитию государственной, кооперативной и других форм собственности. Это вызвало к жизни новые формы конкурентной борьбы между предприятиями различных общественных секторов. Назрела необходимость пересмотра неолиберальной модели развития.

Основными звеньями немецкой модели «смешанной экономики» стала экономическая власть (а не собственность) и общественный контроль над ней. Именно они были объектом реформирования. Формирование «экономической демократии» трактовалось как:

- создание альтернативной относительно капитала власти;

- разделение ответственности между сторонами, участвующими в управлении;

- обнародование принятых решений как внутри предприятия, так и на государственном уровне;

- создание системы самоконтроля;

- предотвращения злоупотреблений экономической властью.

Новый порядок должен вобрать все лучшее, что дал национальный исторический опыт: по экономической базой, системой собственности - капитализм, по нравственно-духовными и институциональными принципами - социализм.

За капитализмом была закреплена функция обеспечения эффективного развития экономики, экономического роста. Социализм должен был обеспечивать постоянное повышение уровня благосостояния, социальной справедливости и качества жизни, когда удовлетворение требований социалистического сектора гарантируется и контролируется государством.

Для ФРГ не характерна национализация, «смешанная экономика» строится на сочетании трех форм собственности, трех секторов и трех типов предприятий:

- частная собственность, частный сектор, частные предприятия;

- государственная собственность, государственный сектор, государственные предприятия;

- общественная (общенародная) собственность, общественный сектор, предприятия общественного ориентации (те, что работают на достижение общественно значимых целей).

Все три сектора находятся в зоне рыночных отношений и конкурируют между собой, строят взаимоотношения на рыночных принципах. К конкурентной борьбе привлечены все типы предприятий. Экономическая демократия требует одинакового отношения ко всем секторов со стороны государства, не предусматривает льгот ни одному из типов предприятий.

Власти монополий противопоставляется контроль за их деятельностью со стороны всех других предприятий. На принципах рыночной конкуренции они должны подтвердить свое право на существование и обеспечить демократический контроль за деятельностью других.

Планового сектора непосредственно в экономике немецкая модель не предусматривает. Деятельность экономических субъектов не планируется. Но планируются финансы и программы развития социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, общественный транспорт, области информации и др.), что способствует нормальному развитию экономики.

Под планированием понимают расчеты народнохозяйственных балансов, национального бюджета, которые являются директивными для правительства, и определение общих ориентиров автономной деятельности эмиссионного банка.

Построенное на принципах экономической демократии общество обеспечивает демократический контроль в таких формах:

- создание условий для возникновения экономической контрвлади;

- участие рабочих и служащих в управлении (через совета) с целью защиты интересов производителей и потребителей (противопоставляется контроля со стороны профсоюзов);

- «прозрачность» (гласность) предпринимательской деятельности.

Регулирующая функция государства ограничена ее вмешательством в макроэкономическую и социальную сферы. Управленческая функция государства в отношении экономики сводится к регулированию конъюнктурных и структурных нарушений экономического цикла, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения стабильности денежного обращения, уровня цен, увеличение общественного продукта как гарантии роста благосостояния, с помощью управления финансами, налогами, использование денежных и кредитных механизмов, проведение рациональной таможенной политики. Иначе говоря, основы государственного регулирования по программе социал-демократов заключаются в формировании макроэкономической среды, которое способствует развитию рыночных отношений.

Социальная политика государства рассматривается как мощный институциональный рычаг развития общества. Государство обеспечивает формирование и поддержку социальной инфраструктуры; справедливое распределение; полную занятость.

Особо отмечалось, что недостатки в организации и финансировании социальной инфраструктуры негативно влияют на экономическое развитие (например, сокращение темпов экономического роста в 60-х годах полностью относились на счет недостаточно развитой системы образования).

Эта модель неоднократно подвергалась обновлению, уточнению и дополнению. В частности, в программе развития на 1975-1985 гг. (Мангеймський съезд) было четко обозначено поле деятельности государства, методы ее вмешательства в экономику. Уточнялись, что методы косвенного воздействия на экономику зависят от конкретного социально-экономического состояния общества. Они будут иметь преимущественно кейнсіанську направленность, но на определенных этапах, с целью сокращения дефицита государственного бюджета, могут применяться и монетарные меры воздействия.

Программа декларировала верность традиционному социал-демократическому курсу, но в ней нашли отражение и новые тенденции: определялось место конкуренции («микроуровень») и место планирования («макроуровень»), признавалась конструктивная роль планирования. «Смешанная экономика» в новом варианте рассматривалась как такая, которая строится на принципе сознательного «глобального регулирования», сочетание микроэкономического саморегулирования и государственного макроэкономического регулирования с целью подчинения производства потребностям социальной сферы (программа называет это «глобальной экономической политикой»).

«Глобальная экономическая политика» по своей сути была кейнсианской и имела противостоять ерхардівському «социально-рыночному хозяйству», что из экономики свободной конкуренции превратилось в экспансивный капиталистическое хозяйство.

Теоретики, которые обосновывали новую программу социальных реформ (К. Шиллер, Х. Эренберг, Л. Пашке), отмечали, что построение социально-рыночного хозяйства была ориентирована на создание прочной картелізованої экономики - базы для социального реформирования. Формирование смешанной экономики» имеет целью создание такой экономики, которая бы объединяла усиления (под контролем государства) конкуренции на микроуровне и планирования на макроуровне.

В целом немецкая социал-демократическая модель реформирования экономики сводится к построению эффективной экономики свободной конкуренции за усиление институциональных функций государства.

Австрийская модель «смешанной экономики». В отличие от социал-демократического движения в Германии, который в течение длительного времени проблему социального реформирования решал только теоретически, социалистическая партия Австрии, что сразу после войны стала при власти, получила возможность апробации на практике модели «смешанной экономики». Идею национализации производства, как необходимое условие построения социально справедливого общества, было реализовано немедленно после вывода оккупационных войск.

В послевоенные годы в Австрии сформировался мощный в Западной Европе государственный сектор, который стал основой австрийской промышленной структуры, определял структурную политику, противостоял проникновению иностранного капитала в государственную экономику и защищал и поддерживал частный сектор. Он был планово-регулируемой, управляемым государством.

Государственный сектор рассматривался как рычаг, с помощью которого устанавливается экономическое равновесие в обществе, обеспечивается стабильный рост благосостояния, ресурсы перераспределяются в пользу частного сектора. С ним связана идея планового индикативного управления частным сектором и косвенного его регулирования.

Коммунистическая партия Австрии неоднократно выдвигала требование демократизации управления национализированным производством через привлечение профсоюзов и представителей трудящихся. Но социалисты рассматривали участие трудящихся в управлении как альтернативу национализации, поэтому считали эту демократизацию ненужной за условий изъятия национализированного сектора из зоны капиталистического предпринимательства.

Идею демократизации управления в частном секторе было законодательно зафиксировано. Общество стало на путь формирования сильных профсоюзов, которые должны регулировать отношения в частном производстве на основании коллективных соглашений. Кроме того, при правительстве были созданы совещательные и консультативные комитеты, которые выполняли те же функции. В Австрии было сформировано систему «социального партнерства», которая предусматривала согласования интересов труда и капитала на общенациональном уровне.

В 1966-1970 гг. социалистическая партия Австрии находилась в оппозиции, поскольку экономическую политику правительства определяла коалиция партий. В этот период проводился курс на ослабление государственного управления и протекционизма, реприватизацию национализированной собственности в форме акционирования, создания предприятий с участием иностранного капитала. Следствием экономических трансформаций неолиберальной направленности стал экономический кризис, в результате чего коалиционное правительство принимает решение о возврате к социал-демократической программы развития. Более того, узаконивается концентрация и централизация (фактически монополизация) капиталов государственных предприятий.

На современном этапе австрийская модель «смешанной экономики» обновляется, ориентируясь на скандинавский вариант, модель «шведского социализма».

Лейбористская (фабіанська) модель «смешанной экономики». Эта модель предусматривала эволюцию от частной собственности к общественной (государственной) путем акционирования, а также прямой национализации. Сосуществование различных форм собственности должно осуществляться на основе публичной корпорации, то есть в национализированном секторе предприятие должно быть подконтрольным парламента (а не органам исполнительной власти), на акционерных предприятиях - общему собранию акционеров. Деятельность государственных предприятий и частных и кооперативных, разворачивалась на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Но национализирован сектор имел право на льготные кредиты и субсидии.

После второй мировой войны, когда лидерство в парламенте завоевали лейбористы, происходит интенсивный процесс внедрения этой модели, прежде всего национализация и корпоратизация предприятий. Предприятия важнейших отраслей промышленности, Английский банк, а также все виды транспорта, связи становятся государственными. В конце 70-х гг. доля государственного сектора в ВНП составляла 12%, государственные инвестиции - около 40%, на государственных предприятиях выпускалось 20% продукции, работало 19% общего количества занятых. Это дало основания говорить о переходе к «системы смешанной экономики».

Широкое внедрение плановых начал - еще одна из основных программных звеньев лейбористской модели. Лейбористы связывали углубления планирования экономики с ростом размеров предприятий, картелюванням промышленности, расширением государственного сектора в экономике. Моделью предполагалось директивное планирование в отношении государственных предприятий и индикативное - по корпораций.

Сочетание плана и рынка в модели основывалось на принципе использования рыночных преимуществ, поэтому планирование не касалось чисто рыночных механизмов, в частности, ценообразования, и не препятствовало свободному функционированию рынков товаров, рабочей силы, средств производства, переливанию капиталов.

Национализация и государственный влияние на деятельность корпораций уможливлювали правительственный контроль за развитием социальной сферы и плановое управления ее инфраструктурой. Расходы на социальную сферу (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилищное строительство и др.) составили около половины всех расходов государственного бюджета.

В лейбористской модели смешанной экономики» как единой «публичной корпорации» значительное место занимала система контроля над экономической властью, которая осуществлялась третьей силой - профсоюзами. Профсоюзное движение не ограничивался контрольными функциями, а играл конструктивную роль как организатор производства. Использовалась и «синдикалістська модель» участия трудящихся в управлении, так называемый рабочий контроль.

Скандинавская модель «смешанной экономики». Шведский социализм. В основу скандинавской модели «смешанной экономики» положена концепция «функционального социализма» шведских социал-демократов: сочетание частных и общественных основ экономического развития на функциональной основе.

Социал-демократическая рабочая партия Швеции, которая находится при власти и свыше 60 лет формирует экономическую и социальную политику правительства, никогда не ставила вопрос о национализации, хоть и никогда не отрицала право на существование других форм собственности.

Экономическая политика социал-демократического правительства Швеции является вполне самостоятельным, независимым от внешнего влияния. Основополагающим ее принципом является признание непосредственной зависимости экономической стабильности от уровня государственного управления и общественного благосостояния.

Социализация общества в Швеции связывалась не с усуспільненням собственности, а с государственным перераспределением доходов, их выравниванием. Хотя Швеция является страной классического капитализма (95% средств производства находятся в частной собственности), она имеет наиболее развитую систему социального обеспечения и коллективного потребления. Половина валового национального продукта контролируется государством, и 50% этих средств используется на социальные нужды. Эти расходы государства всегда точно обоснованными и осуществляются в рациональных формах.

Реформаторская программа шведских социал-демократов предусматривала эволюционный переход к социализму через усовершенствование системы социального обеспечения и ставила следующие задачи:

- достижение полной экономической демократии;

- увеличение объемов общественного производства;

- обеспечение полной занятости;

- справедливое распределение и обеспечение социального равенства.

Программа построена по принципу «солидарности», который рассматривается как компромисс «заинтересованных общественных групп» (профсоюзы, объединения предпринимателей и т.п.). Этот принцип признается «основной ценностью демократического социализма».

Практическим воплощением принципа «солидарности» стала политика «солидарной заработной платы», которая формируется на основании соглашения профсоюзов, объединений предпринимателей относительно границ ее рост, тарифных ставок, условий труда. Размеры заработной платы и всех других видов доходов строго регламентируются, поскольку именно доходы признаются основным фактором экономической динамики и обеспечения социальной справедливости.

Основной чертой политики государственного контроля за заработной платой была и остается тенденция «выравнивание» доходов различных общественных слоев.

После того как уровень заработной платы в Швеции стал самым высоким в мире, шведские социал-демократы перешли к решению проблемы «справедливого распределения собственности». В отличие от австро-германской модели, в основу которой положен принцип участия трудящихся в управлении, что обеспечивает им влияние и контроль за распределением доходов в корпорациях, шведская модель предусматривала формирование профсоюзных фондов как средства перераспределения капиталов между секторами, что обеспечивало возникновения экономической контрвлади. Так, соотношение объемов капиталов, что имеют в своем распоряжении объединение шведских предпринимателей, центральное объединение служ -
бовців и центральное объединение профсоюзов Швеции, составляет соответственно 1 : 1,07 : 2,3.

Система управления обществом, построена на привлечении к этому процессу различных влиятельных общественных сил, которым делегируется часть государственных управленческих функций, является основой «функциональной социализации», применяемой в отношении частного капитала.

Эволюция программной цели шведских социал-демократов заключается в переходе от идеи «политической демократии» (осуществления демократических реформ, перестройка политической системы), до идеи «социальной демократии» (направленной на ликвидацию отсталости и нищеты), а впоследствии в «экономической (индустриальной) демократии», ориентированной на ликвидацию традиционного подчинение труда капиталу, укрепление позиций труда (повышение социального престижа, повышение качества жизни).

Принципы функционального социализма, социального партнерства и солидарности, что их понимают как компромисс заинтересованных групп, различных социальных сил, отражено также в программах социал-демократических партий Дании и Норвегии.

Французский вариант «смешанной экономики». Французский вариант «смешанной экономики» принципиально отличается от других, и не только концептуально. Французские социалисты, которые играют
решающую роль в формировании «левого» направления социал-демократического движения, считают, что национализация собственности является неотвратимым, объективно-обусловленным процессом.

Как важную предпосылку коренного преобразования общества они рассматривали проведения (начиная с конца 50-х гг.) политики «социально-экономической модернизации», что нашло отражение в доктрине «третьего пути» генерала де Голля. Ее составляющими были:

- национализация ключевых предприятий, банковских и финансовых учреждений и усиление роли государственного сектора;

- усиление дирижизма: государственного индикативного планирования общественной экономики и директивного планирования экономики национализированного сектора, долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования и программирования;

- участие трудящихся в прибылях;

- соучастие трудящихся в управлении (подотчетность управленческих структур на всех уровнях), регламентирована общественными соглашениями, развитие самоуправления в хозяйственном и территориальном планах;

- контроль за ценообразованием;

- контроль за использованием ресурсов;

- протекционизм в отношении национальных производителей;

- государственное регулирование внешнеэкономической деятельности;

- государственный контроль за иностранными инвестициями;

- развитие системы социальной помощи, внедрение широкого спектра социальных программ;

- контроль за развитием культуры и образования.

Программа «социально-экономической модернизации» способствовала выхода Франции из послевоенной экономического кризиса.

Со сменой правительства в результате прихода к власти республиканцев (1974) избран курс был лишь частично скорректирован, уточненный, вступил неолиберальных рис (система перераспределения доходов через налоги), но относительно основных составляющих он остался таким же. Определенной коррекции понесла и программа социалистов, которые с 1971 г. добиваются победы на выборах. Социалисты не считают больше национализации альтернативой рыночной экономике. Рыночные механизмы рассматриваются как условие формирования «здоровой» экономики, но «глобальным регулятором» провозглашается план, который определяет ориентиры развития, обеспечивает социальную ориентацию, определяет условия экономического равновесия, является средством борьбы с кризисами, основным стабилизатором экономики. Планирование должно быть директивным, то есть непрерывным и общеобязательным, но строить его надо на основании соглашений на принципе демократического централизма (государственный план формируется, исходя из низовых планов), оно не может распространяться на заработную плату, сферу торговли и услуг. Главным объектом планирования должны быть инвестиции.

Поэтому французская «смешанная экономика», хоть и состоит из нескольких секторов - государственного, коллективного и частного, но управляется с социалистическим принципом.

Западногерманском «етатичному (государственном) социализму», скандинавской модели «распределительного социализма», лейбористской модели «корпоративного социализма» французские социалисты противопоставили модель «самоуправляемого социализма».

В конце 70-х годов мощная система социальных гарантий в промышленно-развитых странах позволила говорить о существовании в этих странах «социально-демократического консенсуса».

С дальнейшим общественным развитием модели смешанного экономического строя трансформируются. Эти уточнения происходят под влиянием борьбы между консервативными (неоконсервативними) и социал-реформистскими течениями в экономической теории. Особых изменений эти модели получили в 80-е гг., когда экономика Запада стала перед необходимостью очередной структурной перестройки и на смену концепции регулируемой экономики пришел монетаризм, несовместимый с идеей прямого государственного вмешательства.



Назад