Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

4. Современный социал-реформизм


Феномен неоконсерватизма и неудачи, которые понесли социал-демократические партии на выборах в парламенты, поставили их перед необходимостью адаптации социал-реформистских моделей к новым условиям. Два последние десятилетия стали для социал-демократии периодом переосмысления изменений в экономике и обществе.

Первыми на давление монетаристских тенденций отреагировали шведские социал-демократы. В 80-е гг., когда большую популярность приобрели монетаристские методы управления экономикой, шведские социал-демократы лишь уточнили свою позицию относительно монетаристских доктрин. Они отмечали, что политика и практика управления национальной экономикой может быть только социально направленной, с распространением функций управления и контроля как на денежную массу, так и на доходы, поэтому монетарные методы, ориентированные на бездефицитный бюджет, для Швеции являются неприемлемыми. Но впоследствии, когда через свою открытость шведская экономика начала испытывать сильного давления, правительство вынужден был реагировать на это явление принятием определенных монетарных мер. Был выдвинут лозунг «защиты» экономики экономическими методами.

Через вынужденное усиление монетаристских тенденций в экономической политике социал-демократического правительства была разработана модель Едгрена-Факсена-Однера. Авторы, которые в свое время возглавляли исследовательские группы служащих Центрального объединения, Объединения предпринимателей и Центрального объединения профсоюзов Швеции, пытались отразить особенности развития шведской экономики, в частности в области формирования доходов, которая всегда находилась в центре внимания государства. Их модель отражает связь динамики инфляции и заработной платы с конъюнктурой внешнего рынка.

Экономика разделялась на два сектора - «защищенный от иностранной конкуренции» и «открыт для иностранной конкуренции». Перед государством ставилась задача контролировать рост заработной платы в «открытом» секторе, поскольку в нем на размеры заработной платы влияет внешняя инфляция и производительность труда растет быстрее, чем в секторе «защищенном».

Важной задачей при новых условиях шведские социал-демократы считали технологическую модернизацию производства с целью повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. В связи с этим была разработана система мероприятий, в том числе принцип «солидарной заработной платы», что стимулирует предпринимателей к модернизации производства с целью повышения производительности труда; государственное планирование и регулирование инвестиционной деятельности; уменьшение налогового давления на фирмы, налоговые льготы для тех фирм, которые внедряют новые технологии.

Во Франции в это время по программе социалистов происходит крупномасштабная национализация отсталых отраслей производства, их модернизация, плановое и налоговое регулирование процесса перераспределения доходов.

Странам, где наиболее удачно сочеталось государственное регулирование экономики и контроль за социальной сферой с рыночной свободой, которая обеспечивала достаточный уровень эффективности экономического развития, удалось избежать социальных потрясений.

Политика неоконсерваторов, направленная на ослабление регулирующей роли государства, сокращение дефицита государственного бюджета за счет уменьшения расходов на социальную сферу, ограничения деятельности профсоюзов приводит к недовольство широких масс населения. В этих условиях возникает проблема обновления социал-демократических экономических доктрин.

1989 г. в Стокгольме состоялся очередной, ХVIII конгресс Социалистического Интернационала, который утвердил ряд программных документов, разработанных шведской социал-демократией. Среди них особое место занимала «Декларация принципов», которая отразила эволюцию взглядов социал-демократии в отношении широкого спектра вопросов, прежде всего относительно международных отношений. Отличительной ее чертой были призывы к консолидации социал-демократических движений и сосредоточение внимания на глобальных проблемах современности, что их можно решить только совместными усилиями. Смещаются акценты и относительно трактовки понятия «демократический социализм»: он признается международным движением за свободу, социальную справедливость и солидарность.

Решения глобальных проблем связывается с установлением «нового международного экономического порядка», который призван примирить интересы промышленно развитых стран и развивающихся стран. Для этого предложено реформировать международные финансовые отношения так, чтобы создать все условия для международного экономического сотрудничества.

Более справедливый международный экономический порядок необходим не только для реализации принципа солидарности, но и для создания более эффективной и сбалансированной мировой экономики, для предоставления шанса слаборазвитым странам интегрироваться в мировое экономическое пространство на паритетных основах.

Концепция «демократического социализма» в новых программных документах оставалась неизменной, но уточнялись, что любые (частные или общественные) формы собственности в современных условиях интернационализации хозяйственной деятельности более не гарантируют экономической эффективности и социальной справедливости. Это обеспечивается только рационализация процесса государственного вмешательства в экономику, то есть усилением общественного контроля над экономикой, который будет осуществляться через систему разнообразных мероприятий: формирование демократической общедоступной и децентрализованной производственной политики; общественный контроль над инвестициями; защита общественных и социальных интересов; участие трудящихся и совместное принятие решений на уровне компаний и производственном уровне; участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики; углубление уровня самоуправления кооперативных форм; демократизация мировых финансовых институтов и экономической системы, что делало возможным бы участие в их деятельности всех стран; создание системы международного контроля и наблюдения за деятельностью транснациональных корпораций; предоставление международного права профсоюзам контролировать деятельность транснациональных корпораций.

Общей экономической модели, которая бы реализовала принципы социал-демократии, не предлагалось, но главная идея заключалась в том, что экономическая демократия не может ограничиваться лишь юридическим контролем со стороны государства, а должна обеспечивать реальную участие трудящихся и их объединений в управлении экономикой.

В обществе, построенном на идеях экономического и социального равенства, механизм рынка должен использоваться как динамичное средство привлечения нововведений и выявление потребностей экономики и общества. Эти принципы надо распространять не только на национальном, но и на межнациональный уровень.

За свою более чем столетнюю деятельность социал-демократия достигла существенных успехов: сокращение рабочего дня, рост заработной платы и уровня жизни, диффузия собственности и создание института совладения на предприятиях, опыт государственного регулирования экономики, социализация функций государства, представительная политическая демократия, экономическая демократия в производстве и контроль над экономической властью. Ее влияние распространилось на международную экономическую деятельность, способствовал возникновению и развитию международных экономических институтов, которые контролируют процессы интернационализации мировой экономики, решают глобальные проблемы современности.



Назад