Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религия как предмет исследования и структура современных религий


Понятие религии. Слово"религия"переводится с латинского как благочестие, святыня, предмет культа. Из этого следует, что здесь мы имеем дело с явлением, которое относится к чему высшего, святого, сверхчеловеческого в человеческой жизни. Это выше, абсолютное, имеет общее название Бога или Божества, хотя каждая отдельная религия имеет свои собственные имена этой высшей силы. Можно сказать, что не существует религии без Бога, то есть какого-либо представления о Боге, Бог есть начало и смысл любой религии.

Религия является не только представлением о Боге, не только сознанием. Это и реальная жизнь, действия людей - культ, богослужения, церковная организация, наконец, это формы и принципы организации общественной жизни, что в той или иной степени основываются на религиозных основаниях. То есть религия - это соответствующее мировосприятия и определенная сфера жизни человека, которые связаны с ее отношением к Абсолютному.

Таким образом, понятие религии непосредственно связано с понятием Бога. Не углубляясь в философское и богословское трактовки этой проблемы, подчеркнем, что Бог есть прежде всего Абсолют, который стоит выше любых человеческих или природных сил, способностей, качеств и отношений. Он сверхъестественный, надреальний. Он порождает природу, порождает все - поэтому он не является ничем из того, что сам порождает. Бог является трансцендентным, то есть потусторонним, таким, что не содержится в пределах данного замкнутого круга сознания (имманентного). Поэтому человек не может открыть Бога, "увидеть его", познать так, как она может познать любое природное явление. Только сам Бог может открыться человеку, может перейти эту грань между трансцендентным и имманентным, тем более, что не будучи сам творением, Творец оставляет в каждом своем творении маленькую часть себя.

Теология и наука много веков ищут доказательства как за, так и против существования Бога. Но выводом этих поисков является то, что эти доказательства напрасны. Они ничего не доказывают человеку, который не верит, и они не нужны человеку, который верует. Еще И.кант считал, что существование Бога нельзя логически ни доказать, ни опровергнуть.

Религия существует много веков, видимо, так долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религий. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В наше время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Кроме того, продолжают существовать национальные религии.

В течение долгого времени продолжаются попытки выяснить, что же представляет собой религия, которые ее существенные характеристики приобрели форму специальной отрасли знания религиоведения. Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее построения и различные компоненты, многочисленные выявления религии в истории общества и в современную эпоху, ЕЕ роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества вообще, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.

Религиоведение - это комплексная отрасль человеческих знаний. Оно сформировалось как результат усилий представителей богословские-теологической, философской и научной мысли.

Исторически первой формой религиоведения является теология - учение о Боге в католической и протестантской традиции, о богословия как науку, о прославлении Бога по православной традиции. Теология, или богословие, возникает из попытки объяснить общие положения той или иной религии, перевести образы, содержащихся в священных книгах и постановлениях соборов, и догматические формулы на язык понятий, сделать их понятными масс верующих. Теология также имеет много отделов: догматика, нравственное богословие, екзегетика, литургия (теория богослужения), каноника (теория церковного права) и т.д. Теология, которая изучается в духовных учебных заведениях, непосредственно связана с конкретным вероисповеданию, она изучает религию и различные формы религиозной жизни с точки зрения их практического использования. Наука о религии пытается сравнить различные религиозные системы, обобщить религиозный опыт разных народов с точки зрения его исторического развития и современного состояния, Богосдовсько-теологический подход к религии - это подход к религии с середины, с позиций самой религии. Основой такого подхода является религиозная вера. Понять религию, считают они, может только религиозный человек. Не-религиозному человеку она просто недоступна.

Характерной для богословские-теологического религиоведения является концепция религии, поданная в книге известного православного богослова и священника Александра Меня.

О.Мень отстаивает утверждение о надприродність религии. Религия, с точки зрения О.Меня, есть ответ человека на проявление Божественной сущности. Религия является силой, что связывает миры, мост между животным миром и Божественным Духом. Эта связь органично вытекает из естественного стремления человеческой души к родственной с ней, но такой, что превышает Божественные субстанции.

Эта связь, считает О.Мень, осуществляется прежде всего посредством особого вида духовного познания - религиозного опыта. Религиозный опыт можно в самых общих чертах определить как переживания, связанные с ощущением реальной присутствия в нашей жизни, в существовании всех людей и всего Вселенной некоего Высшего начала. Конечная цель богословские-теологического подхода - это защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство вечной ценности религии для каждого конкретного человека и человечества вообще.

Богословские-теологическом подхода к религии, как к подхода "изнутри", противостоит философский и научный методы разъяснения религии, как подходы "извне" - богословские-теологический подход осуществляется на основе принятия религиозного вероучения как начального и бесспорной истины.

Для философской методологии присущи универсализм и субстан-ціалізм, философия стремится выяснить все явления и процессы действительности с точки зрения выявления их общих принципов и законов, определение "сущности" вещей, процессов и явищ. ей характерный критический подход ко всем явлениям действительности, в том числе и к религии. Философия, в отличие от теологии, не удовлетворяется принятием на веру, все ставит под сомнение. Это не значит, что ее целью является разрушение коллективных убеждений, моральных устоев человеческого бытия. Философы берут под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны эти человеческие установления, избавиться от тех из них, которые проявили свою неістинність, а те, которые выдержали проверку, - поставить на более прочный ступень знаний. Реально же философия представляет собой большое количество учений, школ, течений и направлений. Существует направление религиозной философии, в котором средствами философской методологии достигается такая же цель, что и в богословские-теологическом подходе к религии. Вместе с религиозной философией в XVII-XVIII веках зарождается философия религии. В философии религии также приобретает преимущество положительная тенденция в отношении оценки роли религии в жизни человека и общества. Но толкование религии выходит за пределы того или иного направления религии, религиозных конфессий. В рамках философии религии существует деизм, что толкует Бога, как высший Разум, с бытием которого связано строении Вселенной, а также пантеизм, который растворяет Бога в природе и культуре.

Существенное влияние на становление религиоведения произвела материалистическая тенденция в философии религии, ярким представителем которой был немецкий философ Л.Фейєрбах (1804-1872).

Л.Фейєрбах пытался раскрыть эмоционально-психологические и гносеологические механизмы возникновения религии. Решающее значение в формировании религиозных образов он предоставлял силе представления, фантазии, которую называл "теоретической" причиной религии.

В работах Л.Фейсрбаха осуществляется абстрактно-философский подход к объяснению земной основы человеческого источника религиозных верований. Л.Фейєрбах смотрел на человека вообще, как на естественное существо вне его социальных характеристик.

Философский анализ религии создается в европейской культуре, начиная с XVII-XVIII веков, он царит вплоть до середины XIX века.

С середины XIX века рядом с теологическим и философским начинает формироваться научный подход. В чем же заключается различие между философским и научным подходом в исследовании религии? Это расхождение является как в предметной области, так и в методах исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения мировоззренческих проблем. Поэтому философия акцентирует на изучении мировоззренческого стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема создания бытия, что первично: духовное или материальное начало. Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога.[Предметом науки о религии не является проблема создания бытия, или предмет религиозной веры - Бог и все его атрибуты. Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействием с другими отраслями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, ценности, нормы и образы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, которые функции имеет религия в обществе}

Различие между философией и наукой оказывается не только в предметной сфере, но также и в методах исследования религии. Философия не производит эмпирического исследования действительности.

В научном религиоведении с самого начала его формирования широко применяется исторический метод, который предусматривает изучение религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учета взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Исторический метод может быть расследуемым в виде генетического подхода, когда исследователь выводит все последовательные стадии с начальной фазы. В развитии этой процедуры важное значение имеет нахождение всех промежуточных стадий в цепи эволюции религии. Активно используются в религиоведении и сравнительно-исторические исследования. В ходе этого исследования осуществляется сравнение различных этапов развития одной религии в разных моментах времени, всевозможных религий, которые существуют одновременно, но стоят на других этапах развития, ведется реконструкция тенденций развития.

Проблема "минимума" религии имеет ряд аспектов. Первый аспект связан с определением той сферы религиозной жизни, в которой следует искать этот "минимум". Здесь сказывались три основных подхода. Первый подход утверждает, что этот "минимум" следует искать в сфере религиозного сознания: в особенности взглядов, представлений и чувств и переживаний верующих. Второй подход утверждает, что специфика религии связана с культовой деятельностью. Третий - с религиозными организациями.

Большинство религиоведов считает, что "минимум" религии следует искать в сфере религиозного сознания. Они, как правило, связывают религию с верой. Не случайно, что и в широком обращении слово "верующий" отождествляется с понятием "религиозный человек".

Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит в нечто. Это "нечто" не может выступать предметом веры в виде независимой от сознания объективной действительности. Нельзя верить в объект как таковой, а можно верить только в те или иные наши представления о этот объект. Например, верить, что этот объект существует, что он наделен теми или иными характеристиками.

Таким образом, вера - это элемент человеческого сознания, и она непосредственно направлена на те или другие образования сознания: понятия, представления, образы, теории и др.

Ученые отмечают, что предметом веры является гипотетические представления, образы, понятия и теории. Но не все гипотезы становятся предметом веры.

Важно отметить, как активное эмоциональное и оценил личное отношение к своему предмету неизбежно захватывает и волевой процесс и проявляется в той или иной поведении личности.

Вера, как составной момент волевого акта выбора, отражает подтвердительный силу духа. Она необходима человеку для мобилизации ее духовных и физических сил в соответствующих проблематичных ситуациях: за недостатком информации, отсутствие логических доказательств, через сомнения.

Предметом веры является сверхъестественное. Сверхъестественное, по утверждению верующих, не подчинено законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верует в исключительный характер сверхъестественных существ и сил, и в частности, не применяет к ним обычные критерии эмпирической достоверности.

Значительная часть религиоведов считает веру в существование сверхъестественного - "минимумом", существенной характеристикой всякой религии. Для представителей богословские-теологической мысли монотеистических религий - религия это вера в единого Бога. Распространена в ранних формах религии вера в духов, богов, дьяволов и другие потусторонние силы, по их мнению, это лишь подготовительная стадия к истинной веры в Бога* Она содержит эту веру в Бога, в сверхъестественное, в потенции, в зарождения.

Такая позиция определение "минимума" религии присуща не только представителям богословские-теологической мысли. Веру в существование сверхъестественного и в возможность установления с ним определенного связи, отношений как общей, существенной характеристики религии определяют и много светских религиоведов. Такой подход к исследованию религии называется преформізмом.

Преформізм - это учение, которое утверждает, что все высшие формы, которых достигают явления в процессе своего развития, содержат потенции в зародыше в низших формах. Процесс развития явлений направлен на раскрытие этих потенций, заложенный в самом явлении форм.

Представление о существовании сверхъестественного - это результат долгого развития человеческой культуры. Для того, чтобы выработать представления о сверхъестественном, необходимо иметь представление о естественное, а это предполагает возможность мыслить позитивно и научно.

Следовательно, предоставить вере в существование сверхъестественного общий характер означает ничто иное как переносить на ранние религиозные представления и религиозные представления восточных религий стереотипы, формы мышления человека, что воспитанный в условиях западной христианской культуры.

Существует один аспект при выявлении специфики религии. Среди религиоведов, которые признают религиозное сознание как ведущий определяющий элемент религии, четко прослеживаются две тенденции. Одни толкуют религиозную веру преимущественно как интеллектуальный феномен. Они выделяются на содержательном характере религиозных представлений. Религия с позиции такого подхода является преимущественно как мифологическая система. Сторонники такого подхода обычно рисуют такую схему формирования религиозного сознания: религиозные представления сначала появляются в чувственных наглядных образах. Источником образного материала служит природа, общество, сам человек. На базе этих образов формируются умственные конструкции: понятия, суждения, выводы. Важное место в религиозном сознании занимают так называемые сравнительные образы, которые являются переходной формой от чувственно-наглядных образов до абстрактных понятий.

Разногласия между религиеведами начинаются толкованием источники этих чувств (любовь, страх). Представители богословские-теологической мысли в религиоведении выводят эти чувства с сверхъестественного источника, "встречи" верующего с божеством, "священным". Представители психологии религии считают, что свои суждения они должны основывать на научном подходе. Психология как наука о душе, ограничивается своим предметом и не затрагивает метафизических вопросов, в том числе и доказательства бытия Бога. Это находится за ее пределами. Таким образом психология религии выносит "за скобки" вопрос о естественное и сверхъестественное источник религиозных переживаний, считая, что решение этой проблемы не под силу научным методам познания. Сторонники атеистической ветви философии религии утверждают, что любые человеческие чувства могут стать религиозными, когда они связаны С религиозными верованиями, и тем самым приобретают специфического направления. Иначе говоря, эти обычные человеческие чувства приобретают религиозного характера, когда они направлены на сфан-тазовані существа, связи и отношения. Проблема приоритета рациональных и эмоциональных сторон религиозного сознания приобретает новую грань при рассмотрении вопроса о взаимодействии различного уровня религиозного сознания.

Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в форме систематизированного вероучения. Содержание вероучения разворачивается и обосновывается в специальной области религиозных знаний - богословии или теологии, которая является целым набором теоретических и практических дисциплин: апологетика, догматика, пастырское богословие и др.

Основная заслуга теологии - формирование ортодоксальных религиозных представлений, интерпретация основных положений вероучения в той форме, как это диктуется интересами церкви соответственно требованиям времени, борьбе с ересью отклонениями.

Представители богословские-теологической мысли настаивают на безусловном приоритете догматически-віровченського стороны религиозного сознания.

Сторонники научного религиоведения указывают на вторичный характер віровченних форм и документов. Таким образом, в развитых формах религии речь может идти не о приоритеты любого из уровней религиозного сознания, а об их взаимодействие и взаимовлияние друг на друга.

Признания религиозного сознания как ведущего элемента религиозного комплекса является доминирующей, но не единственной точкой зрения в религиоведении.

Основной элемент религии, что придает ей своеобразие, отличную от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система.

Итак, специфика религии проявляется не в особом характере верования или в некоем особом предмете или объекте верования, а в том, что эти представления, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и как такие функционируют в социальном взаимодействии.

Религиозный культ есть не что иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация веры в действиях социальной группы отдельных индивидов.

Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов. Поэтому для понимания особенностей религиозного культа необходимо понять, что такое есть обряды. Обряд - это совокупность стереотипных действий, установленными обычаями и традициями той или иной социальной общности, что символизирует те или иные идеи, нормы, идеалы и представления.

Как важную признак обряда называют его символический характер. Знак и символ имеет аналогичную структуру, которая содержит в себе:

1) материальную форму;

2) заполнен (помечен) предмет;

3) значение или смысл.

Знаки - это искусственные образования. Знак не воспроизводит объект, а только его отмечает.

Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначения знаков имеет внешний, формальный характер. Это является внешним процессом выявления оформленного содержания. В символа обозначения в значительной степени носит содержательный характер. Символізацію можно определить как способность сознания с помощью полных чувственно воспринимаемых объектов образно представить другие объекты или явления действительности. Обряд также можно рассматривать как разновидность символа. Цель и содержание обрядовых действий заключается не в самих действиях, а в том идеальном смысле, что стоит за этим действом.

Обряды охватывают все сферы жизнедеятельности человека и не является специфическим элементом религии. Специфика религиозных обрядов является в их идеальном смысле.

Религиозный культ базируется на вере в существование между человеком и предметом его веры возможности установления определенных взаимоотношений. В культовой системе христианства предыдущие жертвоприношения приобретают все более превращенную, вторичную символическую форму.

Эволюция религиозных обрядов шла по линии их спірітуалізації, одухотворение. Верхушкой такого пути является молитва - вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Как вербальный компонент она первоначально входила в обряда жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения, стала важным компонентом культа многих религий.

Молитвы бывают коллективные и индивидуальные. Отправление молитв происходит во время богослужения в храмах, молитвенных домах, на кладбищах. Они отправляются организовано.

Во время этих молитв участники богослужения испытывают влияние друг на друга как психологический, так и контролирующий. Участие в коллективной молитве может происходить по разным мотивам, в том числе и не из религиозных побуждений.

Во время богослужения происходит чтение священных книг, хоровое пение, проповеди. Значительную роль в культовой системе имеет эстетическое воздействие.

Как отмечают исследователи религии, в процессе богослужения за помощью культовых действий в сознании верующих воспроизводятся религиозные образы. Вследствие этого происходит трансформация негативных эмоций в положительные.

Третье направление в толковании приоритетов между элементами религиозного комплекса связан с развитием социологии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система - это прежде всего система коллективных действий.

Коллективные действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культовых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Социальные институты - это исторически сложившаяся устойчивая форма упорядочения совместных действий людей. Становление религии как социального института - процесс институционализации религиозных культовых систем.

Первым звеном института религии является религиозная группа.

Сначала в культовых действиях принимали участие на равной основе все члены первобытной общины. Постепенно в религиозных группах відчленовуються специалисты по проведению культовый действий: колдуны, шаманы. Они создают своеобразную профессиональную группу, которая занята таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

Важной целью религиозных организаций является нормативный влияние на их членов, формирование у них соответствующих целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций:

1) выработка систематизированного вероучения;

2) разработка системы его защиты и оправдания;

3) руководство и осуществление культовой деятельности;

4) контроль и осуществление санкций за выполнением религиозных норм;

5) поддержка связей со светскими организациями государственным аппаратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловлена развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление личной формы опредмечування религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, который противостоит массе верующих - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые скупчують в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развернутой форме религиозная организация представляет собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института организационно сформирована взаимодействие различных систем, функционирования каждой из которых связано с формированием социальных организаций, которые также имеют статус социальных институтов, в частности, на уровне церкви уже четко делятся на управляющую и управляемую подсистемы.

Исследователи религии выделяют четыре основные типы религиозных организаций: церковь, секта, харизматичный культ и деноминация. Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействий между священнослужителями и верующими, осуществляющим функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации, координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей.

Секта возникает как результат отделение от церкви части верующих и священнослужителей, как результат изменения вероучения и культа.

Харизматичный культ можно рассмотреть как одна из разновидностей секты. Особенность харизматичного культа связана с процессом его формирования.

Деноминация - это переходный тип религиозной организации, который в зависимости от характера возникновения и тенденции эволюции имеет черты церкви и секты.

В итоге можно сделать такие выводы: развитие религии представляет собой сложную структурированную строение, что включает в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовая деятельность и религиозные организации.



Назад