Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Монотеизм, политеизм, генотеїзм


При рассмотрении проблем происхождения религии возникает вопрос о том, в каких богов верили в начале религии люди? В зависимости от характера и состава иерархического построения системы сверхъестественных существ, которым оперирует каждая религия без исключения, в религиоведении выделяют два типа религий: монотеистические и политеистические.

Монотеистические религии - это такие, которые строятся на признании одного, единого Бога; другие сверхъестественные существа (ангелы, святые, пророки и т.д.) - это посредники между Богом и людьми.

Политеистические религии в своей иерархии имеют определенную, даже значительное количество богов разных рангов и веса, с своим кругом прав и обязанностей, со своей сферой управления и деятельности.

Существует еще одно явление в иерархической оценке богов: конечно из большого количества богов не выделялся ни один, но в меру потребности, когда верующий звертавсь до некоего бога, он оценивался в то время как главный. Это явление получило название генотеизма.

Академический теизм

Во второй половине 19 в. в русском богословии возникла школа академической философии, основателем которой был профессор Московской духовной академии Ф.О.Голубинський (1796-1854), который разрабатывал онтологические проблемы, а также проблемы бого познания. Его ученик. Д. Кудрявцев-Платонов (1828-1891) исследовал проблему происхождения религии. Возникновение религии Платонов считает возможным объяснить действием двух источников: 1) объективного, что заключается в влиятельные Бога на дух человека, и 2) субъективного, чем является усвоение человеком этого влияния. Для аргументации своей точки зрения Кудрявцев ссылается на теорию врожденного знания: в сознании человека есть знания, которое существует перед опытом, независимо от практики. Оно возникает тогда, когда душа еще до рождения тела созерцает сущности, которые существуют за пределами физического мира, или оно идет от некоего Абсолюта, который через это знание обнаруживает свое существование. Кудрявцев полагает, что поскольку врожденные идеи является продуктом Божественной воли, они, прежде всего, должны содержать идею Бога. Эти идеи являются следствием промислительного отношение Бога к миру, которое включает в себя не только творения его, но и действие на дух человека в направлении сообщение человеку идей о себе, рядом с идеями о истину, добро и т.д. Правда, такая точка зрения оставляет в стороне ответ на вопрос о том, а есть ли врожденные идеи зла? И если есть, то кто выражает себя в этих идеях?

Рассмотрим другой вопрос. Чем объяснить наличие неверующих в мире? Получается, что у них нет врожденных идей о Боге?

Получается, что влияние промислительної свободы был не достаточно энергичным?

На это Он отвечает: не следует предполагать, что врожденная идея Бога с самого начала существует в сознании каждого человека как представление или понятие. Она не существует даже как способность образовывать понятие о Боге, или как врожденное стремление к бесконечному, как потребность в получении знаний о Боге. А такие предположения отдельные богословы высказывали. По мнению Кудрявцева, все эти предположения ошибочны, потому что они берут за основу единовременное действие Божества на дух человека; после этого эта действие вроде прекращается. На самом деле это действие является постоянной, она должна явить или открыть человеческому разуму Бога, потому и называется откровением. Она имеет характер открытия, прозрение, вдохновение. Поскольку откровение основывается на природных отношениях между существом разумно-свободной и Творцом, Кудрявцев зовет его естественным и этим хочет избежать обвинения в мистицизме.

Возможность откровение, за Кудрявцевым, имеет две посылки. Первая - это безграничные способности Бога, который может все, а также высокое достоинство человеческого разума. Вторая - это сам процесс человеческого познания. Первая не требует доказательства, это дело веры. Вторую богослов трактует в таком порядке. Мы признаем действие Божества первоисточником религиозной веры. Тогда следует признать, что в человеческой душе есть нечто, что воспринимает эту действие. Этот орган - разум человека? Он отличается от ума тем, что разум оперирует ощущением, что идут от окружения, и на этой основе осуществляет познания мира. А вот разум масс высшее качество, способность предания, ощущение сверхчувственного, то есть сверхъестественного. Это уже не обычное мышление, а выше познания, идеальный взгляд, непосредственное созерцание сверхъестественного. В то же время интеллектуальное созерцание дополняется трудом чувств и воли, работает все мышления, происходит познание Бога, образуется разнообразие религиозных представлений и понятий (в этом, между прочим, основа образования религиозного разнообразия). Так, под влиянием откровения и человеческой мыслительной деятельности образуется религия. Концепция довольно стройная.

Академический теизм, обращаясь к научной аргументации, делает серьезный шаг усовершенствования богословской теории происхождения религии. Но и он не может перейти грань в настоящую науку, он не может отказаться от абсолютного приоритета веры как ведущего аргумента. Он просто пытается возвыситься до современного уровня развития человеческого мышления, хочет сделать религию более современной.



Назад