Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Первые попытки научного объяснения происхождения религии


Попытки найти, так сказать, земные истоки религии уходят в далекую древность. Еще в 5 в. до н. э. Критий (около 460 - 403 гг. до н.э) высказал мнение, что религия является выдумкой законодателей. Он положил начало политико-государственной гипотезе возникновения религии. Эту точку зрения разделял Лактаций (примерно 250 - 325), который называл основателем религии второго легендарного царя Рима - Нуму Помпілія.

Эта гипотеза эффективного и острого вида набрала в гуманистов и енциклопедистів 17 -18 ст. Известны атеисты той эпохи: Жан Малье (1664 - 1729), Франсуа Вольтер (1694 - 1778), Жан Жак Руссо (1712 - 1778), целая плеяда материалистов 17-18 вв. во Франции считали религию продуктом обмана, заблуждения, невежества, следствием сознательного нечестного сговора для общественного спокойствия.

Древнему миру предстоит еще одна концепция возникновения религии, которая получила название євгемеризму. ее автор, древний философ Євгемер (бел. 340 - 260 гг. до н.э.) учил, что религия берет начало с чествования и обожания самых древних царей.

В древнем мире родилась натуралистическая концепция происхождения религии. -

Еще софист Продікт (род. между 470 - 460 гг. до н.э. - год смерти неизвестен) видел источник религии в почитании хлеба, вина, месяца, рек и т.д., как полезных и нужных человеку вещей. Эта точка зрения исходит из того, что все духовное, в том числе и религия, возникло в процессе развития материального мира как производное от него. Религия является следствием отражения мира в сознании людей, отражение взаимоотношений людей и природы, искаженное отражение, фантастическое.

Безусловно, такое широкое понимание процесса возникновения религии возникло не сразу. Отдельные мыслители, более или менее разделяют такую материалистическую по своей сути точку зрения на мир, воспринимали некую частицу, некий сторону этого процесса, лишь некий момент развития общественного сознания, потому что они еще не понимали материалистического характера общества. Это были гениальные предположения, догадки с очень ограниченной аргументацией, другой раз чисто логического порядка.

Из числа таких мыслителей, прежде всего, назовем Эпикура (324 - 270 до н.э.), который высказал мнение о том, что мир вечен и бесконечен и поэтому не мог быть создан богами. Ученик Эпикура Лукреций Кар (6л. 96-55 гг. до н.э.), развивая мысли учителя в поэме "О природе вещей", писал, что люди создали представление о богах из своих наблюдений природы, что страх людей перед могущественными силами природы толкает их сооружать богам капища Еще один ученик Эпикура Петроній (год нар. неизвестен - 66) является автором известного афоризма: "Первых богов на земле создал страх".

Но эту мысль о создании богов страхом высказал еще основатель материалистической линии в философии Демокрит (460 - 361). Во времена Демокрита было распространено мнение, что религию придумали древние египтяне, которые сделали это от страха перед грозными силами природы, от них ее заимствовали другие люди. Об этом также писал известный историк древнего мира Диодор Сицилийский (бл.90 - 21 гг. до н. э.), а также известный древний писатель из сирийского города Самосата Лукиан (бл. и 20 - после 180). Можно было бы назвать еще немало других имен.

Натуралистическая концепция происхождения религии нашла свое продолжение в многочисленных построениях как материалистов, так и нет теріалістів в следующем развития религиоведения. Здесь надо вспомнить Давида Юма (1711 - 1776) и его "Естественную историю религии", Томаса Гоббса (1588 - 1697), Г.Гегеля (1770 - 1831), его ученика Д.Штрауса (1808 - 1874), Ф.ницше (1844 - 1900), Л.Фейєрбаха (1804 - 1872), Ф.энгельса (1820 - Ш) и многих других. Каждый из них внес определенный вклад в научную теорию происхождения религии, но они в основном ограничивались философским аспектом этого вопроса



Назад