Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Научные теории происхождения религии


Развитие науки и культуры, углубление исследований в области изучения человека и общества дали толчок развития религиоведения. Но его не прошли политические страсти. Поэтому религиоведческие теории приобретают различную окраску: от апологетического защиты религии и попытки приспособить ЕЕ к науке к "зверхвойовничого" атеизма, который в этом отрицает религию и призывает к ее притеснения. Отразилось это и на концепциях происхождения религии, и на их оценке. Видимо нужно искать разумную линию, которая обеспечит объективное научное исследование религии, ЕЕ истории и учений. Рассматривая теории происхождения религии, надо отбросить политические симпатии и антипатии, поспешные обвинения, исходя из того, что в каждой из них есть свой смысл. Даже неверные предположения говорят нам о том, куда не следует направлять исследования. Отметим также, что наш обзор научных концепций происхождения религии не может претендовать на будь-яку полноту. За последние полтораста лет было выдвинуто в этой области столько предположений, гипотез, теорий, а вместе с тем и просто выдумок и фантазий, что рассмотрение их всех растянется на несколько томов. Итак, рассмотрим самое главное.

Английский лингвист Ф.Мюллер (1830 - 1900), исследуя языка древних народов, выдвинул предположение, что началом религии является миф о Солнце, который он нашел в языковых памятниках. Так была основана мифологическая теория происхождения религии - религия древних начиналась с обожания життєдіяльного света. Хотел этого Миллер или нет, но это было ударом по теологической концепции (а он сам в свое время разделял мнение о откровения как источник религии, ибо в полной мере отрицалось сверхъестественное происхождение религии). К сожалению, концепция Мюллера не имела достаточно гибкую научную основу, потому что была несогласованная с историей производства, а именно: мифы о Солнце связанные с переходом отдельных племен к земледелию, а религиозные представления были у людей, которые еще жили с скотоводства и даже охоты и собирательства.

В конце 19 - нач. 20 в. большое распространение получила анімістична теория, основателем которой был Э.тейлор (1832 - 1917). Полностью отвергая сверхъестественное происхождение религии, Тейлор считал, что религия началась с веры в духов и в душу. Эту веру он назвал анімізмом (от лат. anima, animus - душа, дух). Позже анимизм был дополнен другими религиозными представлениями и образовалась целая система религиозных представлений и чувств. Но многочисленные исследования первобытной культуры свидетельствуют, что анимизм в чистом виде ни у каких народов никогда не существовал.

Последователи Тейлора предложили различные концепции возникновения анимистических представлений. Г.Спенсер (1820 - 1903) выводил зарождения этой идеи из идеи "двойника": первобытный человек видела своего или чужого двойника во сне, в бреду - так появилась мысль о двойную сущность человека. Г.Кунов (1862 - 1936) искал возникновения анимистических представлений в стремлении первобытного человека к самопознанию, в самозаглибленні. Анімістична теория дала толчок высокой оценке нашего першобуття.

В процессе критики анимистской теории возникла еще одна концепция возникновения религии аніматизм, согласно которой анімістичному комплекса предшествовала идея всеобщего одухотворение вещей, всей природы. Считалось, что каждая вещь, каждое явление имеет "своего хозяина", "свой голос". Это был примитивный пантеизм. Эту концепцию активно разрабатывали выдающиеся этнографы В.Г.Богораз (1865 - 1936) и Л.Я.ІІІтеренберг (1861 - 1927). Но такое явление, которое бы одухотворювало всю природу путем сравнения всех ее вещей и явиш с человеком, действительно существовало; но оно ни в коей мере еще не было религией. Это явление получило название олицетворение природы, которое еще не знало отделить духовное от материального и было чертой мифологического мировоззрения, отличного от религиозного.

Из критики анимизма выросла также концепция преанімізму. Английский ученый Р.Маретт (1866 - 1943) считал, что анимизма предшествовала вера в силу, лишенную индивидуальности и физических свойств, которая не связана с материальными телами, но оказывается в них. Пользуясь терминологией исследуемых им племен, он назвал ее "мана". Но такое понятие более сложное, чем понятие "душа", поэтому не может предшествовать анімізмові. Предположение Маретта ошибочное.

Французский психолог Л.Леві-Брюль (1857 - 1939) выдвинул идею, якобы у первобытных людей существовало дологічне мышления, глубоко отличное от мышление современных людей. Оно и обусловило создание понятий, которые не укладываются в обычную схему развития человеческого мышления. Но существование дологічного и, значит, нелогичного мышления не связываются с творческой деятельностью людей в производстве, а без нее не было бы развития первобытного общества.

К преанімізму приближается теория французского социолога Э.дюркгейма (1858 - 1917), согласно которой извечным элементом религии есть культовые обряды тотемизма, которые стали основой для создания различных религий. Бог - это символ, в котором общество обожает себя для укрепления своей власти, а потому все социальное является религиозным. Религия возникает вместе с обществом. Последний вывод не совпадает с фактами истории: определенное время общество было безрелігійним.

Преанімістичні теории, критикуя уязвимые места анимистской теории, не помогали выяснить вопрос возникновения религии, а, наоборот, были шагом назад по сравнению с тем же анімізмом.

Научное объяснение происхождения религии хочет дать магическая теория, которую предложил Д.Фрезер (1854 - 1941), автор известного произведения "Золотая ветвь". Духовное развитие человечества он рассматривал как процесс из трех стадий: магии, религии, науки. Основой первоначальной религии есть магия, у них есть общая черта - они обе должны влиять на волю никаких сверхъестественных сил. Человек сначала пытается бороться за свое благосостояние с помощью магических средств. Убедившись в их несостоятельности, прибегает к религии. Религия "витанцьо-ния" из магических обрядов. Но со временем человек видит и бессилие религии в этом деле, и тогда она изобретает науку. Получается, что магия, религия и наука равные по значению, это звенья единой цепи. На самом деле это совершенно разные области мышления и деятельности людей.

В завершение рассмотрим психологическую теорию, которая объясняет появление религии особенностями психологической природы человека. Эту теорию основал автор теории психоанализа З.Фрейд (1856 - 1939). Религия, по Фрейду, является следствием психических переживаний человека, которая находилась в стрессовой ситуации. Духовный мир первобытного человека похож с світорозумінням душевнобольного, религия и нервная болезнь имеют общее, потому что психически больной человек так же верит в силу своих идей, как это делала первобытный человек. У Фрейда психическое предшествует социальной и полностью определяет его, а потому психологическое восприятие мира первобытным человеком и вызывает религиозное миропонимание. Но это далеко не так, потому что не психологические особенности целиком определяют идеологические процессы, а, прежде всего, социальные. Религию Фрейд оценивает лишь как явление индивидуальной жизни человека, а последнее рассматривает только с биологической точки зрения. На самом деле религия значительно больше, чем то, чем ее понимает Фрейд, а человек является не только явление природы, но и общества.

Отдельно следует сказать о концепции прамонотеїзму, которая больше бы могла относиться к теїстичних концепций, но поскольку она возникла в научных кругах и детально трактует именно о начале религии, вспомним ее именно здесь. Католический монах и этнограф Е.Ленг (1841 - 1912) выдвинул версию, что люди слокон возраста признавали существование единого Бога. Эта вера возникла из рассуждений первобытного человека над своей творческой деятельностью и из наблюдений над отцовской властью в человеческой семье. Итак, Ленг связывает возникновение религии с периодом развитого патриархата, но история свидетельствует, что было раньше, во времена матриархата.

Односторонность и ошибки рассмотренных нами концепций совсем не дают нам оснований для их полного осуждения. Они раскрыли нам грани сложного процесса духовного развития человечества. Проделанная ими работа не была напрасной, она обращает наше внимание на ошибочность игнорирование материальной жизни общества, и, наверное, это главное, эти исследователи собрали целое море конкретных фактов, наблюдений тех обстоятельств жизни народов, которых некогда было принято уничижительно называть "отсталыми". Эти обстоятельства уже покрылись прочным слоем напластований влияния европейской цивилизации, поэтому полученные ранее факты и наблюдения теперь помогают нам представить детство человечества в его першовигляді. Именно на этих материалах перестроено современное религиоведение. Вместе с новыми историческими исследованиями в области археологии, этнографии, лингвистики и других наук они составили базу для дальнейшего обдумывания процесса возникновения религии.



Назад