Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Появление религии


Взглянем на самые древние страницы истории человечества.

Древнейшими известными нам предками человека были архантропы, костные остатки которых найдено в Африке, Европе и Азии. В 60-х годах нашего века сенсацией стало открытие Л.Лікі остатков архантропа в месте Олдовай в Танзании (Африка), которого он назвал "homo habilis" - "человек умелый". Это, очевидно, прямой потомок ископаемого австралопитека (южной человекообразной обезьяны). "Человек умелый" жила около 2,5, а может Из миллионов лет назад. Она уже делала орудия труда, откуда и его название. Захоронений от нее не осталось. Возле остатков нет ни одного признака любого религиозного культа. Ясно, что религии тогда еще не было.

Не обнаружено религии и в будущем по возраста нашего далекого предка - питекантропа (человекообезьяны), остатки которой известны с 1891 года, когда они были найдены на о. Ява. Питекантропы жили около миллиона лет назад, в период раннего палеолита. Внешним видом они во многом еще напоминали обезьян: длинные передние конечности, покате лоб, массивная нижняя челюсть. Он не имел постоянного жилья, не пользовался огнем. Но он уже ходил на задних конечностях, пожалуй владел элементарной членоподільною языке и изготавливал простейшие орудия труда. Никаких признаков религии в питекантропа не обнаружено.

Почти тоже самое можно сказать о синантропа ("китайская человек"), остатки которой найдены в 1927 году близ Пекина, хотя он лучше, чем питекантроп, обрабатывал орудия труда из камня, пользовался огнем и осело жил в пещерах, имел лучше развитую язык, о чем свидетельствует строение нижней челюсти. Он был младший питекантропа на 200-300 тыс. лет.

Прошло еще несколько сотен тысяч лет эволюции человека, и появился еще один наш далекий предок - неандерталец. Такое название потому, что костные остатки его найдены в местности Не-андерталь в Германии в 1856 году. Теперь счет открытых неандертальських стоянок пошел на вторую сотню, есть они и в нашей стране.

Естественный отбор и переменчивость в процессе приспособления к изменениям среды обитания хорошо делали свое дело - человеческий организм совершенствовался. Неандерталец по физическому строению уже больше похож на современного человека: коренастый, среднего роста, с чуть согнутыми в коленях ногами. Большинство исследователей датируют существования неандертальцев периодом, что лежит в пределах 100 - 40 тысяч лет назад. Именно на этот период приходится большое оліденіння Европы, климат которой в то время был очень строгим. Неандертальцы жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, могли свободно добывать огонь, между мужчиной и женщиной уже существовал разделение труда, коллективное охоты на крупных зверей требовало совместных согласованных действий. Поэтому неандертальцы жили более сплоченно, чем их предшественники, и свободно пользовались языком. Формой организации общественной жизни на данном этапе развития человека уже была кровь-носпоріднена орда*

Наши далекие предки оставляли мало свидетельств о том, что они думали об окружающем мире. Видимо, мыслей было не так уж много, то и свидетельств о эти мысли тоже. Да и время прошло немалое, он сделал свое. Но есть одна вещь, которая может многое рассказать нам о их мышления. Это - погребение.

Ни человек умелый, ни питекантропы, ни синантропы не хоронили своих умерших родственников. их трупы они оставляли на месте смерти или выбрасывали вон из пещеры, а может съедали. 1 такое могло быть в голодные времена. Наверное, именно поэтому до нас не дошли их остатки. Что же до неандертальцев, то они уже начали хоронить своих умерших или погибших родственников. Опубликования последствий изучения неандертальських захоронений, обнаруженных в пещерах Кїїк-Коба (Крым, 1924 г. Г.А.Бонч-Осмоловский) и Тешик-Таш (Узбекистан,

1938г., О.П.Окладников), вызвали в 30-х, а затем в 50-х годах оживленную дискуссию.

На стоянке в пещере Кіїк-Коба обнаружено захоронение взрослого человека и ребенка. Оба были возложены на бок, со слегка согнутыми коленями. Яму для захоронения выкопано сознательно короткой, в яме обнаружены следы охры, тела, видимо, были окрашены.

В пещере Тешик-Таш труп тоже не был беспорядочно брошен. Это было погребение ребенка. Вокруг ее черепа лежали парами рога козлов, которые, видимо, были предметом постоянного охота людей этого рода.

Видно, что в обоих случаях неандертальцы однажды относились к самому факту смерти, до трупа умершего, они однажды заботились о нем так, как делали это при его жизни. Может у них возникли мысли о сверхъестественном в связи с впечатляющим их факту смерти сородича. Можно предположить, что это одно из свидетельств смутных представлений о возможности существования за пределами реального бытия.

Но другие исследователи считают, что никаких религиозных представлений у неандертальцев не было. Сознательные захоронения - это признак появления определенных санитарно-гигиенических взглядов, которые требовали мероприятий для обезвреживания трупа, или признак возросшего авторитета в общине женщины-матери, которая защищала своего ребенка и после ее смерти, не давала ее съесть или выбросить. Следовательно, это вопрос дискуссионный.

Более-менее четкие религиозные представления заметны в кроманьйонської человека, останки которого были найдены еще в 1868 году в пещере Кро-Маньйон во Франции. Существование этого человека датируется поздним палеолитом, около 40 тыс. лет назад. Она получила название "полю habilis"> - "человек разумный". Кроманьонцы применяли усовершенствованные средства охоты, умели строить землянки для жилья, носили одежду. У них была высшая форма общественной организации труда, они уже жили в кровнородинній общине, у них существовал матриархат.

Недалеко от города Иркутска, в долине реки Белой вблизи села Мальта, О.П.Окладников настойке кроманьйонської человека нашел захоронение ребенка. Рядом с останками костей были найдены многочисленные украшения - бусы из костей, браслеты, скульптурное изображение птицы, жесть из бивня мамонта, женская статуэтка с подчеркнутыми женщины-матери. Труп был выкрашен красной охрой. Захоронение убедительно свидетельствует об ряд мнений в связи со смертью члена рода, ему нечто дали с собой в могилу. Может, он будет примерно существовать. Его связь с родом не исчезает.

Интересное захоронение найдено известным археологом П. Й.Борис-ковським вблизи м.Воронежа на реке Дон. Похоронен человек была связана. Это, видимо, сделали с целью "обезвреживания" мертвеца, у людей уже существовало представление о возможности какой деятельности человека после смерти. Как и на мальтийской стоянке, здесь были найдены многочисленные женские статуэтки культового назначения.

Учитывая исчисленный время прежнего существования и других достопримечательностей кроманьйонської культуры, можно считать, что вполне отчетливые религиозные представления возникли примерно 50-30 тысяч лет назад. Мы указываем две даты том, что было бы недопустимым упрощением считать возникновение религии одномоментным актом. Очевидно этот процесс длился около 20 тысяч лет, он охватил последний период эпохи разложения первобытнообщинного строя и начальный период становления классового общества.



Назад