Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Почему возникла религия


Религия очень сложное явление духовной жизни общества, она возникла в сложных условиях становления человечества, создание им цивилизации. Происходило это в силу различных причин, а не какой-то одной, притом же в сложных, меняющихся условиях. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что социальная религия по своей природе, связана с социальной жизнью общества, с его социальными условиями, с их изменениями. Жизнь некоторых наших предков проходило в условиях начинающего производства материальных благ. Орудия труда были не совершенны, производственные технологии элементарные, производительность труда мизерная. В тяжелых условиях люди получали такое количество средств к жизни, которой едва хватало на прозябание. Они были в полной зависимости от природы, каждое мгновение чувствовали свою зависимость от нее. Но первобытный человек был придавлен не только силами природы, но и тайными для нее силами общественной жизни. Общественная жизнь все время усложнялось, оно все больше связывало человека, росли силы традиций и обычаев, безгранично росла зависимость от общества.

Зависимость человека от сил природы и общества в условиях ее слабости вызвала ощущение бессилия. Поиски причин этого бессилия, своей зависимости от окружающего мира вели человека к образованию как реальных представлений о мире, так и искаженных, фантастических. Среди них были и религиозные представления, представления о нечто сверхъестественное. В религиоведении эту причину возникновения религии зовут ее социальными корнями.

Но почему религиозное сознание стала присуща лишь "человеку разумному"? Ведь в первобытном стаде "людей умелых", питекантропов ли синантропів уровень развития производства был еще ниже, зависимость от природы еще больше?

На этот вопрос мы ответим, рассмотрев процесс восприятия человеком окружающего мира в те далекие времена детства человечества. Питекантроп только начинал мыслить. Трудовые действия его с физиологической точки зрения мало отличались от инстинктивных действий животных, сознание его имела стадный характер. Это была стадное сознание, осознанный инстинкт, мышление было крайне ограничено, а мозг неразвит. Нет никаких сомнений, что нерозвине-ной мозг и элементарное мышление такого существа не прибегали к абстракциям в более или менее широком плане. Первобытный человек мыслил логическими категориями, но в пределах конкретных понятий. Впоследствии у неандертальца и тем более в кроманьонца появились в мышлении абстрактные понятия. Появление таких понятий обусловила возможность отрыва от конкретности, действительности, образования представлений, не соответствующих ей. Появляется раздвоение познания. Имейте в виду, что это не ухудшает его. Ошибки тоже нужны человеку для того, чтобы выверить истинное знание. Но эти ошибки порождают искажены, фантастические представления. Так создаются религии, которые имеют гносеологический (теоретико-познавательный характер). Иначе говоря, гносеологические причины ее.

Одной из внутренних закономерностей развития человеческого сознания является стремление постичь смысл и суть мира, природы, самого себя. Это глубокие вопросы, над решением которых и теперь бьется человеческая мысль. Не следует думать, что первобытный человек была такая примитивная, что ее сознание никогда не выходила за пределы пищи, тепла, продолжение рода. Человеческое сознание уже тогда пыталась найти ответ на кардинальные вопросы своего существования, которые в обобщенном виде сводятся к основному вопросу философии. Нет, в первобытном обществе философов еще не было, общественное сознание еще не включала в себя философское сознание. Но уже в аморфной мифологическом сознании были все зародыши будущей сложной структурной сознания цивилизованного общества. Будущее онтологічне вопросы философии зарождалось, создавались в мифологической общественном сознании. Когда стала возможна религиозное сознание, она стала удовлетворять и эту духовную потребность человечества. Так возникла онтологическая потребность в религии.

У первобытного человека на возникновение религиозной картины действительности огромное влияние оказали обстоятельства психологического характера. Бессилие человека перед силами природы и общества вызывало постоянное психологическое напряжение. Главной эмоцией был страх, он держал в мобилизационной готовности весь организм, и этим хорошо служил человеку. Но одновременно он толкал на преувеличения, вызвал в сознании фантастические картины, которые отождествлялись с действительностью. Имеем в виду также и то, что постоянные жизненные трудности, постоянная опасность вели к тому, что жизнь первобытного человека почти целиком состояло из аффектов, во время которых терялся контроль над действиями и мыслями. Это еще одна причина ослабления элементов разумного отображения мира. Фантастическое начинает господствовать над реальным. Так складывались психологические причины возникновения религиозного отражение действительности.

Все названные нами причины возникновения религии не действовали каждая отдельно, они действовали в комплексе, обуславливая друг друга, взаимно усиливая, приобретая особое значение в разных условиях, но доминировали всегда социальные.



Назад