Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Первобытные верования


В современной этнографической, исторической, философской и другой литературе часто употребляется термин "первоначальная религия". Он довольно точно определяет время существования явления, которое мы рассматриваем. Но он не совсем точен в своем буквальном смысле, потому что в первобытном обществе религиозные представления и идеи еще не приобрели системного вида, их форма и содержание только становились. Это был расплывчатый комплекс разрозненных взглядов и чувств, но все же проникнутых единственной идеей о наличии сверхъестественного, и дополнялся действиями, направленными на него. В первобытном обществе еще не было религии в полном смысле слова, как не было "первоначальной" государства, суда, армии, церкви. Поэтому следует помнить о условность термина "первоначальная религия"; лучше оперировать термином "первобытные верования".

Первобытные верования достаточно полно выражали понимание первобытными людьми окружающего их мира. Они выполняли определенные общественные функции: регулировали отношения между людьми в первобытной общине, способствовали организации коллективного производственного процесса, регулировали распределение добытого продукта, утверждали первоначальную мораль, удовлетворяли духовные потребности общества. Отдельной религиозной общины не существовало, она была тождественна родовой общине. Демократический характер рода отражался на демократическом характере религиозного культа, он осуществлялся всеми членами общины совместно. Духовенства как отдельной социальной группы не было, естественный авторитет старейшин включал в себя и авторитет руководителя религиозного культа, если была необходимость в таком.

Первобытные религиозные верования и религиозный культ прежде всего начинались на анимистических представлений о нематериальные, духовные сущности, о душе и духов. Эти представления сначала имели очень конкретный характер. Душу отождествляли с дыханием, с кровью, считали, что она содержится в сердце, в глазах. Впоследствии стали считать, что она растворена во всей человеку, она есть, но не содержится нигде, и может существовать без тела. Так образовался первобытный анимизм.

Свои представления о сверхъестественном люди образно преподавали в специальных рассказах - мифах, которые передавались устно из поколения в поколение. Предметом мифов были практические действия людей в реальном мире, и здесь мифы играли роль хранителя информации. В мифах формировались и утверждались моральные принципы и нормы. Наконец, мифы имели мировоззренческое содержание, они в художественной форме излагали взгляды на мир, его происхождение, сущность, порядок. Так, в гінейців йоруба существует миф о ориша - предков, которые спустились с неба и, превратившись в камень, ушли под землю. Среди ориша были и божества: Обатала и его жена Одудава - олицетворение неба и земли. Согласно мифу Одудава родила пятнадцать детей, которые управляют миром: Оругун ведает воздухом, Олокун - солнцем, Ому - месяцем, Шаног - молнией и громом и прочее. Такова была первоначальная мифология.

Буйно расцвела в первобытных религиозных верованиях магия. Первобытные люди считали, что прежде чем браться до работы, обязательно надо повлиять на сверхъестественные силы магическим средством: заклинанием, особыми пением и танцами, жертвоприношением. Это мало упросить или заставить их действовать в интересах людей. Из этих специфических действий образовались первые религиозные обряды, религиозный культ.

Ни одна магия не может существовать без системы запретов и ограничений, так называемых табу, которые распространялись на еду, отношения с чужаками, проживание на определенной территории, на определенные предметы, особенно орудия труда и оружие, на определенных лиц (вождей, царей, воинов, рожениц и т.п.). Многим из них можно найти рациональное объяснение, другие несут социальные функции. С первобытных табу выросли современные культовые ограничения многих религий: посты, пищевые ограничения, специфические культовые запреты и правила и др.

В первобытных верованиях широко практиковался фетишизм - наделение сверхъестественными свойствами предметов, их обожания. Фетиши - важные участники магических церемоний, им предоставляется большое сверхъестественное значение, они принимают участие в мифологических рассказах. Фетиш сопровождает охотника или рыбака на его промысле, без фетиша невозможна счастливое путешествие, фетиши присутствуют на любой события в жизни общины, семьи или отдельного лица. Это такой важный атрибут религии, что некоторые исследователи связывают с ним начало ее. Численные фетиши принимают участие и в современном религиозном культе.

Все эти элементы первобытных верований - анимизм, мифология, магия, фетишизм - никогда не существовали в одиночку, они всегда были в комплексе.



Назад