Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Формы первобытных верований


Совокупность названных элементов образуют формы первобытных религиозных верований, а эта совокупность в свою очередь обусловлена естественными, производственными, историческими и этническими особенностями развития отдельных племен и народов. Поскольку такие особенности крайне разнообразны и многочисленны, то такие есть и формы верований. Все они давно стали предметом этнографических исследований и описаны довольно основательно. К ним обычно относят тотемизм, культ предков, погребальные, промышленные, земледельческие культы, культ духов покровителей, тайные союзы, шаманство, обожания вождей и царей, культ богов племен и союзов племен. Все эти отдельные формы верований в истории племен и народов создают пеструю картину религиозной жизни, они имеют много общего и заимствований, хоть и медленно, но меняются, мирно сосуществуют, как в одном племени, так и в нескольких. Вопрос об их историческую последовательность весьма затруднено, но отчетливо видны наиболее давние или молодежи.

К наиболее древних относят, в первую очередь, тотемизм и культ предков, видимо, они начинают историю религий.

Тотемизм - это такая форма первобытных религиозных представлений, в которой главную идею составляют представления о сверхъестественном связь между определенной группой людей и неким предметом, явлением природы или видом животных или растений. Это название идет от слова "тотем", "ототем" с языка племени алгонкинов, индейцев Северной Америки, оно означает - "его род". Такие верования были распространены также среди племен аборигенов Австралии. Люди определенного рода или фратрії считают себя связанными с неким тотемом. Так, некоторые австралийцы называют себя "людьми кунгура", "людьми водяной лилии", "детьми ворона". Тотема не поклоняются как богу, но очень уважают его, надеются и опираются на его помощь, совершают магические церемонии на его честь и при его участии. Тотемічну растение или животное часто запрещают употреблять в пищу, а если и дают, то обязательно с определенными магическими церемониями, определенное время, в определенных условиях.

V тотемізмі отразилась производственная деятельность общин родового строя, когда главным средством добывания пищи было собирательство и охота и уже существовали прочные родовые связи. Попытки познания человеком природы направлялись на то растительный и животный мир, от которого зависело благосостояние этих людей, а существующие связи кровного родства между людьми переносились на отношение к окружающему миру.

В условиях дальнейшего развития родового строя, рост авторитета старейшин, а также дальнейшего развития представлений о душе, о ее существовании после того, как она покинет тело, привело к культу предков. Все важные события, происходившие в роде, связывались т предками. Предки создали орудия труда, изобрели производственные приемы и навыки, установили звичаї. их духи и теперь держат связь с общиной, помогают или вредят потомкам. Вот поэтому живые должны заботиться о душе предков, это и отразилось в погребальных обрядах. Возникли и другие обряды почитания душ предков, удовлетворение их потребностей, тождественных потребностям живых.

Укрепление связей между родами ведет к образованию племен, с общей для этих родов территорией, именем, языком, религией, появляются племенные боги рядом родов, часто из этих родовых богов, поэтому существует политеизм. Племенные религии окончательно утверждаются тогда, когда в племени выполнения религиозных функций монополизирует отдельная группа - духовенство, появляются жрецы, шаманы, маги, ворожії и т.д. Постепенно формируется новая общественная организация - храмова, церковная.

Следующий и завершающий шаг в первобытном обществе - образования міжплеменних религий. Это происходит уже тогда, когда возникают союзы племен, состоят народности.

И уже в эпоху перехода к классового общества, возникновения государства, на основе племенних и міжплеменних религий образуются национально-государственные религии древнего мира.

Первобытные религиозные верования сыграли определенную положительную роль в развитии человечества, внесли свой вклад в общественный прогресс. Они способствовали накоплению знаний и производственных навыков, в них отразились принципы коллективизма, на которых была построена первоначальная община, они утверждали моральные нормы, которые объединили общество.

Однако религиозное осознание мира не было единственным в сознании первобытного человека. Рядом с ним уже существовало реалистичное, рациональное мышление, без которого было совершенно невозможно человеку взаимодействовать с природой. Следует также отметить, что анімістичні представление затемнювали познания реальных связей в мире, первобытная магия сдерживала активное воздействие человека на природу, мифология и культ предков порождали консерватизм. Следовательно, к возникновению религии и оценки первобытных религиозных представлений нужен взвешенный научный подход, который исключает клеймения этого сложного исторического процесса как ошибки человечества и находит ему рациональное научное объяснение и достойное место в истории человеческой цивилизации.



Назад