Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Раздел III. Философия религии


Философия религии возникла в XVII - XVIII ст Сначала она развивалась в духе западного просвещения, исходя из принципов свободомыслия и рационализма. В дальнейшем в ней происходит поворот в сторону иррационализма и фідеїзму. Под термином "философия религии" следует понимать или мышления, для которого религия является источником и базой построений, или мышления, которое принимает религию своим объектом. Мышление, которое вытекает из религии, само принадлежит к объекта философии религии, и поэтому не должно называться этим именем.

Произнося слово "религия", мы обычно имеем в виду известный психологическое состояние, в котором чувства и желания, страх и надежда, одушевления и верность высшей воли играют более важную роль, чем размышления и исследования.

В пределах самого религиозной жизни возникает непринужденная потребность выяснить содержание этого психологического настроя, дать отчет ценности его мотивов в объективном смысле рожденных им мыслей. Возникновения, таким образом, религиозного мышления не ставит перед собой религиозной проблемы во всей полноте. Все проблемы такого мышления возникают и решаются в рамках религии, сама религия не превращается в проблему.

Религиозный вопрос возник только тогда, когда некий сторону духовной жизни - наука и искусство, мораль и социальную жизнь начинали отделяться, требуют признания их. Они начинают оценивать религию со своей точки зрения в то время, когда раньше религия себя игнорировала. Возникает, таким образом, вопрос - можно ли установить внутреннюю гармонию между этими различными оценками?

Следовательно, должны были существовать соответствующие исторические предпосылки для того, чтобы религиозная проблема могла возникнуть. Время возникновения религиозной проблемы - всегда несчастлив. Потому что проблема эта является всегда выражением духовной дисгармонии.

Различные элементы жизнь духа не развиваются уже более в той тесном согласии, как раньше, они расходятся в разных направлениях, между которыми останется лишь сделать выбор. Тем самым впервые возникает потребность, возможность научного исследования в данной области. Факт превращения религии в проблему может вызвать осуждение многих людей. Но мышление, если оно проснулось, должно иметь право все подвергнуть своему исследованию, и только именно мышление может поставить себе пределы. Человек, который не видит проблемы, не имеет оснований задумываться над ней, но имеет право препятствовать другим мыслить в данном направлении.

Философия, как известно, более богатая идеями, точками зрения и отдельными исследованиями, чем конечными результатами - и это могло привести в отчаяние философа, если его не поддерживала бы вера, что непрерывный поиск истины уже сам принадлежит к теме высших духовных ценностей, утверждение которых составляет задачу всякой истинной религии. Если даже религиозно-философское исследование и не приводит нас ни к каким положительным выводам, все же оно в состоянии указывать причины возникновения религиозного спора, выявить значение этого спора для развития духовной жизни человека. 1 если религиозная проблема не основная, мы узнаем, почему она не решается.

Философия религии не должна выходить с некой готовой философской системы. Всякое мышление должно быть систематическим, нашим мыслям предъявляется неумолимая требование, чтобы они были между собой в согласии.

Внутренняя связь и внутренняя последовательность служат конечной признаком истины во всех отраслях, среди которых отрасль философии религии должна также соответствовать этому критерию.

Работа философии религии оказывается наиболее плодотворным тогда, когда религия и ее явления не будут приводиться в соответствие с законченным философским мировоззрением, а будут получать свое освещение от философского исследования, что именно и ставил своей целью объяснить возможен в определенной отрасли конечный результат. Задача заключается в том, чтобы исследовать соотношение между религией и жизнью духа в целом. Религия сама является формой духовной жизни, и поэтому верную оценку она может получить лишь тогда, когда рассматривается в связи с другими видами и формами жизни. Задача философии религии заключается в том, чтобы найти средства для объяснения, насколько религия при данных условиях нашей культуры способна к выполнению указанной роли.

К исследованию проблемы философия религии не может приступить с другими предпосылками чем те, которые любая другая наука добавляет к обработке своего материала. Конечно, очень часто, философия религии вынуждена констатировать существование вопросов, на которые не может ответить.

Религиозно-философское исследование целесообразнее построить таким образом, чтобы оно распалось на гносеологическую, психологическую и нравственную части. В классические времена религия удовлетворяла все духовные потребности человечества, в том числе и стремление к познанию. В этот период в религиозных идеях находит объяснения бытия, как в целом, так и в отдельных частях. Но чем быстрее развивается самостоятельная наука, тем чаще наряду с религиозным возникает вопрос, каким образом оба эти виды могут быть одинаковыми. Здесь теоретически возможны различные комбинации.

Когда выясняется, что религиозные представления ни по отношению к целому, ни к отдельных его частей не дают нам того, что можно по праву назвать пониманием или объяснением, неизбежно появляется новый вопрос - в чем заключаются религиозные представления, имеют ли они какое значение и какое? Дальнейшее рассмотрение проблемы приводит нас от гносеологической философы религии к психологической. Если религиозные представления не имеют для нас научно-познавательной ценности, то, очевидно, их ценность может заключаться в том, что они дают выражение каким-нибудь другим сторонам жизни, духа.

Таким образом, нам придется начать с попытки описания религиозной жизни духа и особенно той связи, которая существует между представлениями, которые сложились между религиозным опытом и религиозными чувствами. Такой анализ должен показать, что внутренняя сущность религии состоит не в понимании, а в оценке бытия.

Суть - религии, согласно гипотезе, на которую нас натолкнула такая постановка вопроса, является вера в сохранение ценностей в мире. Эта вера воплощена в крупных наглядных образах народных религий, особенно в наиболее значительных из них. Но в душе людей, которые стоят вне всякой народной религии, может жеврітися подобная вера, хотя бы в этом случае она не превратилась в какие конкретно определены формы. Переход от психологической философии религии к этически-мотивирующей также вполне естественный.

Неизбежно встает вопрос, какую нравственную ценность имеет вера. Этическая философия религии составляет параллель гносеологической.

В классические времена религия прямая и обратная определяет оценку всех действий и всех жизненных отношений. Возникновения религиозной проблемы сопровождается развитием самостоятельной этики, которая прокладывает путь для оценки человеческих действий. И именно здесь проблема ставится в самой решительной форме, конечный масштаб к оценке религии должна дать этика, где находят свое завершение все духовные расчеты и оценки.

Религиозная проблема возбуждает живой интеллектуальный интерес своим всеобъемлющим материалом. Религия - это форма духовной жизни, в котором человечество на протяжении тысячелетий вкладывало наиболее глубокие и наиболее интеллектуальные результаты своего опыта.

Прежде чем приступить к отдельных частей философии религии, полезно будет охарактеризовать содержание религиозной проблемы вообще.

В протестантском мире почти всеми признается, что знание и вера должны иметь разницу между собой. Католическая церковь не

признает разницы во всей ее полноте и вследствие этого отвергает существование религиозной проблемы в интеллектуальной сфере. Она утверждает, что бытие может быть доказано на пути, открытому Фомой Аквінським и с помощью Аристотеля. Традиции великой эпохи средневековья, когда меньше сомневались и в том были ближе к истине, до сих пор официально отказываются предположить, что в духовной жизни современности имеет место действительна дисгармония.

Строгое разграничение знания и веры уже само по себе является признанием, что такая дисгармония существует, что единство духовной жизни нарушена.

Перед философией религии возникает вопрос - прошли только классические времена, или время религии истек вообще, или в процессе, что наступает, бесследно погибнет духовная ценность или придет на смену затерянной единства и гармоничности духовной жизни? Это показывает, что вопрос о сохранении ценностей составляет существенный сторону религиозной проблемы. С этой точки зрения данная проблема уже не имела трактоваться с помощью философии времена Руссо, Лессинга, Канта и др. Как романтики, так и позитивисты обращали внимание на этот вопрос.

Люди часто исходят из того, что жизнь стала богаче содержанием, если бы религия отпала. Взгляд этот, конечно, опирается на предпосылки, что существуют, психологические эквиваленты как в области духовной ценности, так и в области духовной энергии. Нужно доказать существование этих эквивалентов, и вместе с этим демонстрировать сохранения ценностей. Но истинный сторону религиозной проблемы в том и состоит, могут ли быть найдены подобные эквиваленты.

Религия и религиозная жизнь подвергаются постоянным изменениям и, следовательно, неизбежно встает вопрос, остались незыблемыми ценности, завещанные нам классическим временем религии, или сохраняется в пределах современного христианства первоначальное христианство и духовная ценность и энергия, которыми это последнее владело. Философия религии касается не только сохранение ценности в человеческом мире, она ставит не только психологическое, но и космологическое вопрос, а именно: вопрос о соотношении между всей совокупностью бытия и тем, что человеку представляется высшей ценностью, связаны ли каким образом ценности с законами и силами бытия.

Гипотеза состоит из того, что принцип сохранения ценностей является специфически религиозной аксиомой, получая свое выражение во всех религиях, в разной форме и с разных религиозных точек зрения. Религиозная аксиома показывает, что характер каждой религии неизбежно должен определяться природой и потребностью людей. Нет возможности верить в сохранении такой ценности, которая хотя бы немного не была известна нам из собственного опыта.

Религиозно-философскую проблему нельзя полностью отделять от других философских проблем, хотя ее и удобнее рассматривать самостоятельно. Она большинством аналогична другим философским проблемам. Главная философская проблема затрагивает непрерывности бытия вообще в его отношении к специальных и индивидуальных форм бытия.

Но если гипотеза, формулирует закон сохранения ценности как религиозную аксиому, то религиозная проблема затрагивает только непрерывности бытия, рассматривается под специальным уклоном, и философии, как ее специальной формы.

В классические периоды религии не существует еще самостоятельного стремление познания. Разделение между знанием и верой, между пониманием и оценкой возникает только в критическую эпоху, когда религия уже стала проблемой. Разница эта начинает проникать в сознание людей только после многократных непримиримых столкновений между наукой и религией. Лишь после стойкого сопротивления верующие примиряются с мыслью, что дать научное понимание мира - это не дело религии. Что природоведческим наукам мы должны учиться не по Библии - теперь повторяют все психологи, но с этим мнением никто не хотел согласиться, когда она впервые была высказана.

Каждая великая религия предстает в истории с известным мировоззрением, в котором она объясняет все круг представлений своего возраста. Христианство, например, на протяжении первых веков привлекала к себе многих последователей. Так, Тациан перешел в христианство том, что эта "философия варваров", как он называл, объяснила ему то, что он раньше не мог понять - "происхождение мира". Старые апологеты стояли вообще на той точке зрения, что христианство дает наилучшее решение всех проблем.

Сравнивая с другими религиями, христианство выделяется своим рациональным характером, отсутствием сложностей, подъемом простоты, которая должна была неукоснительно привлекать к себе многих людей, знакомых лишь с ранними религиями, с их яркими мифологиям. Мировоззрение библейских авторов страдал неполнотой и проблемами, поэтому отцы церкви и схоластики дополняют ее с помощью греческой науки.

Как христианство для западного человечества, так же и буддизм для человечества восточного стал не только большой религией, но и большим мировоззрением, идеи которого носят известный рациональный характер и не могут быть поняты без знания предыдущего развития индийской мысли.

Когда начинается разговор о несогласии религиозного и научного понимания бытия, подчеркивается тот факт, что наука, особенно астрономия, геология, физика и биология, привели к результатам, противоположным традиционным учением религии.

Когда научный тип понимания завоевал уже достаточно широкую аудиторию, но еще не допускает в некоторые избранные науки, где религиозное понимание продолжает претендовать на повновладне господства, возникает противоречивое понимание, которое выражается словом "чудо". Чудо предполагает, что выработались оба типа мышления, но имеют место прыжки от одного к другому. Где еще не достигнуты определенные ступени научного понимания или научного знания окружающих явлений, там чудо есть лишь отклонением от обычного. Но чудо в собственном смысле слова предполагает известное понимание законов природы - возбужденное непрерывность, правило, которое имеет исключение. Поэтому чудеса всегда количественно ограничены, являются они так часто, что сами становятся правилом, и между ними тогда неизбежно возникает непрерывную связь, а вместе с этим исчезает и само понятие чуда.

Религию нельзя сделать или построить. Она возникает из самой жизни, в ней отражается настроение человека, которая ведет жизненную борьбу, ЕЕ желание при всех обстоятельствах поддерживать преимущество высшей ценности, известной ей с ее переживаний. Существует гипотеза, что сущность религии является вера в сохранение ценности. Эта сущность не может состоять из стремление дать такое понимание ли такое объяснение бытия, которого требует интеллектуальный интерес.

Загадку, которую не в состоянии решить наука, также не всегда может решить религия. Религия не может дать объяснения отдельным событиям, ее представление не способны доставить объективного завершения научного мышления, представления эти носят характер образов, а не понятий.

Таким образом, значение религиозных представлений может состоять только из того, что они символически воплощают в себе те настроения, надежды и чувства, которые пробуждают в людях борьбу за жизнь. Поэтому значение и возникновение их лишь вторичное.

Философия религии борется здесь с догматикой на том же фунте и тем же оружием, как история искусства с мифологией искусства.

Гносеологическая философия религии влияет на заинтересованность, даже суть религии. Есть вера в сохранение ценности человечества, но эта вера требует воображения, иначе она не имела бы возможности даже отметить то, что является ее предметом.

Интеллектуальная заинтересованность приводит к убеждений на буттєве, как на большую, всеоглядну систему, причины групп и рядов, религиозный интерес приводит убеждения на бытия, как на лоно развития и сохранения ценностей.

Задача состоит из того, как объяснить эти точки зрения.

Гносеологическая философия религии помогает нам отчетливее увидеть религиозную проблему, хотя гносеология в большинстве случаев способна пролить свет на религиозную проблему лишь посредственным, негативным заперечуючим путем, но не следует злоупотреблять им, если мы хотим добиться полной ясности. Для того, чтобы всесторонне изучить религиозную проблему, нужно объяснить гносеологическую философию религии.

Если гносеологическая философия религии исследует формы и элементы нашего познания с той точки зрения, можно ли пользоваться ими, чтобы понять существующее, то психологическая философия религии исследует их со стороны их фактического состава и их фактическое происхождение не имеет значения, способны ли они и имеют ли значение для указанной цели. По отношению к религиозных представлений следует, что значение их определяется не тем, что они могут сделать действительность понятной для нас.

Психологическое исследование позволит нам открыть, которое положительное значение имеет религиозная воображение.

Философия религии является частью общей психологии, специальным ЕЕ разделом, и находится в соотношении с ней. Поэтому она собирается обрабатывать в своей специальной области материал, который имеет психологический интерес, она служит средством для общей психологии. В области религии люди нашли один из наиболее глубоких, психологических опытов. Все элементы духовной жизни действуют здесь (если она искренняя и глубокая) с такой энергией и с такой гармонией, как вряд ли в какой другой области. Поэтому изучение религиозной жизни имеет такое важное значение для психологии, которая больше интересуется индивидуальным жизнью верующего. В истории религии не так легко



Назад