Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Раздел IV. Психология религии


Специфика психологии религии заключается в том, что она возникла на стыке нескольких областей знания. Психология религии сложилась на пересечении философии, религиоведения, психологии и социологии, из которых она позаимствовала основные принципы, методы, понятия. Без учета следующей из этого структурной сложности психологии вряд ли может быть дано исчерпывающее толкование предмета. Попытки многих ученых отнести психологию религии в области религиоведения, психологии или социологии указывают на бесперспективность решения вопроса. Конечно, они не отражают истинные интересы науки, а профессиональную ориентацию автора.

Необходимо полностью согласиться с Д.Угриновичем в том, что социально-психологический подход к изучению религиозного сознания является стержнем психологии религии.

Выделение главной, центральной характеристики не должно заслонять сложные связи психологии религии с другими общественно-историческими и естественно-научными дисциплинами, каждая из которых по-своему определяет лицо психологии религии. Психология религии изучает массовое религиозное сознание, сознание верующих, взятую в ее реальном функционировании, в единстве с поведением верующих, иначе говоря, психология религии изучает регулирующую функцию религиозного сознания, ее влияние на поведение верующих, единство сознания и поведения верующих. Это один аспект, на который хотелось бы обратить внимание.

Во-вторых, психология религии, материалистическая психология религии, выясняет соотношение массовой религиозного сознания с социальными условиями жизни людей, тех или иных социальных групп, групп верующих и др. Здесь следует выделить два аспекта: психология религии, учитывая социальную среду, дает содержательный анализ религиозного сознания верующих, формирования этого сознания. Это генетический аспект, социально-исторический, каузальная. И второй аспект - психология религии изучает влияние религиозного сознания на поведение верующих, на их религиозную деятельность в обществе. Все это позволяет наметить тот рубеж, который отделяет психологию религии от других дисциплин, изучающих религиозное сознание. Например, гносеологическая проблематика, то есть проблемы истинности или ошибочности религиозного сознания, хотя и входят неким образом в психологию религии, но не составляют ее собственной центральной проблемы. Другими словами, психология религии выясняет психологические особенности людей верующих, которые отделяют их от неверующих, то, что проявляется в их поведении.

Если так объяснять психологию религии и изучаемый ею предмет, можно сделать соответствующие выводы о месте психологии религии в системе психологических наук и в системе наук вообще, и, таким образом, становится ясно, на каком уровне исследования психологию религии следует изучать.

Психологические особенности верующих можно выяснить только на уровне социально-психологического анализа. Общая психология и сопроводительные и другие психологические отраслевые дисциплины не могут обнаружить этих психологических особенностей верующих, потому что общая психология абстрагируется от смыслового анализа религиозного сознания, как и сознания вообще. Для понимания особенностей религиозного сознания как мотива поведения верующих нам нужен тематический анализ религиозного сознания, то есть выявление специфики религиозного сознания и то, как она соотносится с реальностью. Гносеологический аспект здесь неизбежен, и в это же время нужен анализ психологических особенностей того отношения к сверхъестественного, которое мы обозначаем как веру в сверхъестественное. Считается, что эти два аспекта являются стержневыми при характеристике особенностей психологии верующих. Это и другое возможно только на уровне социально-психологического анализа с помощью социальной психологии. Поэтому психология религии является отрасль социальной психологии как и этнопсихология или другие отрасли социальной психологии. Психологию религии можно считать отраслью религиоведения. В то же время религиоведение, вернее, его описательный, сравнительно-исторический раздел является неотъемлемой частью психологии религии. Потребность в релігієзнавчому осмыслении социально-психологических исследований обусловлена тем, что структура, содержание, направленность религиозного сознания тесно связана с системой идей и представлений того или иного религиозного направления.

Вопросы формирования и функционирования религиозного сознания, ее психических предпосылок, соотношение в религиозном сознании эмоциональных и рациональных элементов, превращение их в стереотипы, в центры духовной интеграции личности, могут быть решены только на основе общей психологии. Привлечение общей психологии нужно при изучении возрастной религиозной психологии. Здесь можно возразить, что механизмы усвоения и закрепления знаний и навыков одинаковые, независимо от того, настоящие эти знания или нет, полезные эти приобретенные навыки или вредные. Но в формировании индивида в условиях религиозного окружения существуют некоторые специфические процессы. Религиозное воспитание построено на преимущественном развитии и закреплении установки на эмоционально-чувственное мировосприятия. Религиозность надстраивается и впоследствии оформляется в санкционированные вероучения: детские страхи и другие бессознательные переживания. Общей психологии придется также решить, что представляет собой "чувство реальности невидимого", "чувство божественного присутствия", немотивированные сроки и другие аналогичные переживания, которые питают религиозность. Отмахнуться от этих вопросов нельзя, потому что собственный опыт и переживания для верующего является самым убедительным аргументом в пользу его веры.

В приобщении человека к религии объективные причины тесно переплетаются с субъективными качествами личности. Социальный анализ раскрывает общие закономерности формирования сознания и поведения людей в том или ином направлении, но он не объясняет причин, через которые уровне обстоятельства вызывают у людей разную эмоциональную и волевую реакцию. Почему среди людей, которые живут в одинаковых социальных и культурно-бытовых условиях, одни становятся верующими, другие - атеистами? Одним из основных вопросов является выявление социально-психологических типов людей, того соотношение объективных и субъективных моментов, которые обеспечивают данный тип мировосприятия человека. В его решении социальный анализ должен сталкиваться с анализом особенностей психологического склада, типа нервной системы, темперамента личности и др. Следовательно, психология религии очень тесно связана с психологией личности. В свете вышеупомянутого психологию религии можно объяснить как комплексную научную дисциплину, что представляет собой органическое единство принципов и методов, заимствованных из философии, социологии, религиоведения и психологии, причем психологии в самом прямом смысле. Психология религии изучает природу, структуру, содержание, динамику и функции религиозной психологии, то есть совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, которые воспринимаются массой верующих.

В американской психологии религии, как и буржуазной эмпирической науке в целом, существует разрыв, несоответствие уровня теоретических обобщений с высоко развитой экспериментальной практикой. Это сложилось под влиянием многих причин. Одна из них - противоречие задач, поставленных перед буржуазной психологией религии. С одной стороны, на психологию религии возлагалась функция дать более современное обоснование ценности религии в жизни индивида и общества. Итак, перед психологией религии вставала задача, которую она могла решить только в духе традиционно-теологических спекуляций, обогатив их психологической терминологией.

С другой стороны, буржуазное общество, заинтересованное в укреплении религии, требовало определенных объективных сообщений о природе, содержание, динамику религиозного сознания. Это стимулировало развитие эмпирических исследований, заставляло психологию расширять круг исследуемых явлений, совершенствовать методы и технику исследований.

Безусловно, разрыв между большим эмпирическим материалом, который имела психология религии, и слабостью ее теоретических обобщений имеет условный характер, потому что результаты конкретных исследований не могут не влиять на теорию, как исходные теоретико-методологические предпосылки не могут не объяснять репрезента-ности эмпирически изученных фактов.

Но, абсолютувавши грань, что отделяет теорию от практики в американской психологии религии, можно определить направления, изучение которых может оказаться наиболее продуктивным для научного атеизма.

На основе анализа работ психологов можно выделить такие направления, по которым ведутся исследования религиозного сознания:

1. Общая теория психологии религии включает решения вопроса о природу, сущность религии, структуру, содержание и функции религиозного сознания. Хотя американские психологи установили много интересных закономерностей и компонентов религиозного сознания и им удалось раскрыть разнообразие субъективно значимых форм религии, показать зависимость религиозной установки от индивидуально-типологических и социально-психологических особенностей индивида и др., они дали этом неправильное, фідеїстичне по своей сути толкования. Поэтому общая теория американской психологии религии представляет для нас интерес, если можно так сказать, от противного, главным образом, как объект критики.

2. Вторым является раздел о поло-возрастную психологию религии, что исследует этапы становления религиозного сознания в процессе роста индивида, особенности структуры, содержания и динамики религиозных представлений, чувств и поведения в различных поло-возрастных группах.

Американская психологическая наука обратила внимание на определенные изменения, которые происходят в религиозном сознании в процессе онтогенетического развития індивіда. им удалось экспериментально установить четкую коррекцию между убеждениям родителей и детей и, таким образом, показать значение семейного воспитания в воспроизведении религии. Была изучена зависимость от религиозности поло-возрастных особенностей верующих. Как показали исследования, у детей стереотипы религиозных навыков состоят ранее осмысления их значение, религиозность детей несет нерефіактивний, авторитарный, подражательный, эмоциональный характер. В юности и зрелом возрасте религиозность в значительной мере корректируется уровню образования и характеру общественной активности индивида. В летнем возрасте, когда интеллект и эмоции гаснут, людей, как считают американские психологи, не беспокоят тонкости вероучения. Их вера концентрируются главным образом на мыслях бога и о загробной жизни. Культовая практика для людей преклонного возраста приобретает обычного стереотипного характера.

Интересные наблюдения были проведены над поведением мужчин и женщин и отмечено разницу в их религиозности. Женщины во всех деноминациях проявляют большое культовое активность их религиозность несет более эмоциональный характер, они более комфортны, меньше испытывают сомнения, их убеждению более консервативны. Все это подчеркивается большим эмпирическим материалом и статистикой. Видимо не все выводы американских психологов абсолютные. В нашей стране, возможно, картина будет другая. Но большой эмпирический материал и статистические данные могут быть критически использованы при разработке атеистами материалистического понятие данного вопроса.

3. Главное внимание уделяется патологии, особенностям сознания верующего, поведении, а также связям религиозности с другими сторонниками жизненной активности человека. Безусловно, патология верующего на Западе и в нашей стране отличается. Однако некоторые процессы, которые происходят в наше время в сознании верующих, имеют общие черты.

Прежде всего, необходимо отметить прогрессирующее отмирание массовой религиозного сознания. Неслучайно в последних исследованиях в понятие критерия религиозности была введена такая характеристика, как уровень научного мышления. Это свидетельствует о том, что религиозное сознание подвергается воздействию, по-своему деформируется в связи с распространением научных знаний. Психологи, социологи отмечают усиливающий разрыв между внешними проявлениями религиозности и внутренним усвоением ее, то есть соответствием субъективного мира верующего институциональным нормам исследуемого. Центр тяжести в религии все больше перемешивается в сферу субъективной психологии и моральных переживаний личности при соответствующем уменьшении интереса к догматики. Меняется и соотношение функций, выполняемых религиозными организациями. Участие в деятельности этих организаций приобретает для верующего более коммуникативного и регулятивного значения при некотором снижении значение культа. Общность действующих в этом плане изменений у нас и в странах запада свидетельствуют о том, отображается закономерный процесс прогрессирующего секуляризации общественного сознания, характерный для всего современного мира.

4.Четвертим есть раздел "Психология патологической религиозного сознания" Он включает исследования психологии религиозных мистиков, аскетов, святых, догматиков и других психопатологических форм религиозного сознания. Эти вопросы привлекают внимание американских психологов. Ими собран большой биографический материал, проведенные медицинские наблюдения, экспериментальные данные и др. Разными авторами этот материал интерпретируется по-разному. Уровень развития современной психологии и психиатрии дает возможность на качественно новом уровне осмыслить вопросы религиозной психопатологии. В решении этой проблемы с материалистических позиций материал, собранный американскими психологами, может стать неоценимой помощью.

5. И, наконец, пятый раздел - прикладная психология религии. К ней принадлежит вопросы религиозного воспитания и образования, психология культа, религиозная психотерапия и пасторская психология. В разработке этих проблем больше всего проявился связь психологов с теологами. По сути, этот раздел может быть назван практической теологией, поскольку он призван вооружать священнослужителей эффективными, психологическими средствами закрепления и распространения религиозного сознания.



Назад