Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

1. Социология религии - как часть социологии


1. Социология религии - это часть социологии, одна из социологических дисциплин, что использует произведенные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, то есть он изучает религию доступную для наблюдения, эмпирических методов исследования социального поведения человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они хранятся ли перестают существовать, какие отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинные они или ложные, а вопрос о том, как эти верования - наряду с религиозными организациями - влияют на поведение человека. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. При этих условиях не обязательно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение вне верованиями и даже идти вразрез с ними, стимулируя при тех или иных обстоятельствах действия, противоречащие официальном учению. Но это совсем не отменяет того факта, что социальное действие - это действие осмысленная, то есть в ее основе лежат определенные социальные регуляторы - нормы, ценности, верования, исповедания и преимущества, предоставляемые индивидуумами и группами. Таким образом, религия как предмет социологического анализа - это совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на различных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д . - система структур и отношений по поводу религиозного феномена, именно на нем "завязанных". Поэтому одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию "религия".

Если исходить из классификации социологических знаний по "их уровнями - конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, что изучают ту или иную социальную подсистему; обычно-социологические теории, объясняющие общество как целостную систему, - то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в пределах общего-социологической теории.

Являясь частью социологии, социология религии использует наработанные понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.п.) и внутри нее - отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и др.). Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным прежде всего для объяснения этой социальной подсистемы. Однако особенность религии как одной из социальных подсистем оказалась в том факте, что на основе анализа религиозного феномена стало возможным обнаружение многих общо-социологических параметров, определение подходов и разработка важнейших методов, обоснование изменения парадигм социального познания.

Из истории социологии видим, что такие выдающиеся ученые, как Э.дюркгейм, М.Вебер, Г.Зіммель, б . малиновский выступили в своих работах одновременно и как основоположники социологии в целом, и как родоначальники и классики социологии религии.*

Место, которое принадлежит социологии религии в "пространстве" социологического значение, такое, что и сегодня теоретические разработки классиков в области социологии религии относятся к тому обязательного для социологического образования стандарта, который необходим для любого социолога вне зависимости его специализации.

 



Назад