Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

2. Социология религии - одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена


2. Социология религии - одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе - все ученые, которые имеют дело с человеком и ее культурой, так или иначе в своих исследованиях касаются религии. Но к религиоведения относятся только те науки, предмет которых составляет именно религия и только религия. В их число наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, что представляют собой самостоятельные научные дисциплины.

Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех возможных способов осознания религиозного феномена, то к нему следует отнести наряду с научным подходом, то есть указанными выше научными дисциплинами, также феноменологию религии и теологии. Таким образом, место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением:

* Во многих, если не у большинства, социологов классической эпохи анализ религии занимал центральное место в их концепциях социальной и культурной жизни.

а) в других наук о религии;

б) к феноменологи религии;

в) к теологии.

а) Социология религии и другие науки о религии

Религия - явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Отсюда - возможность и необходимость различных подходов, методов ее исследований, отсюда - такая характеристика религиоведения, как его многие дисциплінарність. Психолог имеет дело с религией как психическим феноменом, а не социальным, то есть его интересуют не те процессы, что происходят в обществе под влиянием религии, не функции, выполняемые религией в обществе в отличие от морали, права, искусства и философии, а скорее субъективный сторону религии, религия в контексте человеческой психики.

Несмотря на всю отличие, эти два подхода к изучению религии взаимно предполагают и дополняют друг друга.

Центральная тема социологии религии - взаимодействие религии и общества. Социология концентрируется на социальном измерении "" религии, ее влиянию на социальное поведение. Социолог должен при этом опираться и на исторические данные, но в отличие от историка его интересуют общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет неповторимость той или иной религии.

Общий для всех наук о религии, включая социологию религии, принцип - принцип ссылки на эмпирические данные. Этот конституирующего научные знания о религии принцип одновременно является разграничительной чертой между научным подходом к изучению религии и феноменологическим, философским и теологическим. Социолог, изучая религию, имеет дело с тем, что доступно для чувственного восприятия. Поэтому к религии как предмет социологического анализа он не включает сверхъестественное, ограничиваясь только эмпирическими данными. Социолог занимается тем, что может быть виміре не, что можно наблюдать и подлежит проверке. Он не может довольствоваться общим впечатлением или теологические аргументы для подтверждения, например, тезисы о том, что религиозная вера вызывает и предопределяет моральное поведение. Только эмпирические данные могут подтвердить или опровергнуть это утверждение. Социолог должен получить эти данные, и только имея их, он может строить теоретические модели.

Социология религии - эмпирическая наука, которая основывается на фактах, то есть тех моментах социальной действительности, которые можно увидеть, точно зафиксировать и научно описать. Для социолога религия - совокупность актов поведения индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной), то есть то, что делают, что делают и думают люди, их мнения, и то, что ими сделано, достигнуто, реализовано в этой их деятельности. Таким образом, отрасль, к которой относится предмет социологии религии, является лишь доступна для наблюдения поведение человека в широком смысле слова, которое включает ее деятельность (действия или стремление от них, отказ віддій, речи или наоборот - молчание и т.д.), а также те факторы, которые включены в ию деятельность (среда обитания, климат и т.п.)

Как видим, вне поля зрения, не включенным в предмета научного социологического исследования остается объект, на который направлена субъективная религиозное поведение: сверхъестественное, бог, трансцендентное и т.д.

Сказанное вовсе не означает, что социология религии занимается лишь внешней стороной религии, ее внешними проявлениями, фиксирует только то, что лежит на поверхности и оставляет вне поля зрения "сущность" религии. Исходя из эмпирических данных, социология и в этой области стремится к познанию реальных, конкретных связей, взаимодействий, институтов, проникая в сущность социальных явлений, постигая их природу, раскрывая к первоосновам религию как социальный феномен.

Плодотворность социологического анализа религии в значительной мере зависит от того, насколько широко он использует данные, полученные в результате исследования религии другими отраслями научного знания - историей, антропологией, этнологией, психологией, лингвистикой и т.д. В свою очередь, социологическая концепция религии способствует развитию исследований в других научных дисциплинах. Так, теоретические разработки М.Вебера в области социологии религии оказались очень важными в экономических исследованиях, для развития теории модернизации, культурологии.

б) Социология религии и феноменология

Феноменология религии занимает промежуточное положение между науками о религии и теологией. Она исходит из признания реального существования объекта религиозного поклонения - "священного", "совсем другой" в сравнении с реальными объектами, с которыми имеет дело человек Религия, с этой точки зрения, является встреча человека со "священным" - тем, что для человека остается "тайной", столкновение с которой вызывает у нее противоположные чувства: священного страха, ужаса и восхищение, благоговение, поклонения. Феноменологи, постулюючи существования недоступного для эмпирического исследования объекта, "священного", пытаются затем оперировать научным способом с понятиями "свяшенне" и "встреча человека с богом", которые с точки зрения эмпирической науки фиктивные и должны быть отброшены.

Главным образом благодаря книге Рудольфа Отто "Священное", вышедшей в 19) 7 году, феноменологический подход совершил определенное влияние на научное религиоведение, включая социологию религии. Примером такого влияния может служить позиция выдающегося социолога Иоахима Ваха, который в 30-х годах переехал из Германии в США. Он в книге "Социология религии" (1944) формулирует тезис о "метасоціальну" сущность религии. Если это так, то нельзя идентифицировать религию с верованиями, ритуалами и институтами, которые изменяются, являясь частью социальной реальности; религия должна быть понятной так, как источник всего человеческого существования, как "союз человека с богом". В результате оказывается, что социология религии изучает не религию саму по себе, а лишь ее "социальные проявления".

Таким образом, феноменология религии приобретает исходного тезиса теологии, рассматривая религию как трансцендентная, автономную в своей сущности реальность, недоступную для эмпирических методов исследования. Тем самым возможности социологического анализа религии чрезвычайно сужаются, они сводятся к выявлению социальных проявлений религии, тогда как вопрос о природе религии оказывается за пределами научного исследования. Изучение социальных проявлений религии в ее взаимодействия с обществом сводится, как правило, к исследованию формирования религиозных групп и организаций в качестве главной задачи социологии религии, к анализу взаимодействия между индивидом, религиозной группой и обществом. В этих пределах феноменологічно ориентированы социологические исследования могут дать и дают довольно интересные результаты, но только в этих пределах. Социология религии в рамках такого подхода существенно обедняется. За пределами ее возможностей оказывается много принципиально важных для понимания социальных структур и процессов явлений, скажем - возникновения новых религиозных движений большого масштаба, поскольку это должно оставаться прерогативой вмешательство божества.

Признание феноменологии религии как своего предмета действительности, что для человека является недоступной, отделяет ее от социологии религии как эмпирической науки и противостоит принципиальные научной объективности исследователя. Если признание или непризнание "тайны" не является делом научного доказательства, то оно является результатом преимущества. Объективный подход означает, что любое суждение должно подлежать проверке доступными для науки способами во имя установления истины, какой бы она приговор не означала, иначе говоря, ученый должен быть "открыт" для эмпирических данных и избегать предубеждений, не поддаваться своим симпатиям и предпочтениям по отношению к предмету исследования, особенно в том случае, если этим предметом является религия.

в) Социология религии и теология

Теология, как и феноменология религии, в отличие от социологии религии и научного подхода к изучению религии в целом, основывается на признании действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет теологии - бог и самовыражения бога в мире, его "открытия". Предмет социологии религии как науки - действия, включая и суждения, которые направлены также и к богу (в изображении действующих лиц), до тех явлений, в которых он, в соответствии с их взглядами, проявляет себя. Исследования религии, в которых понятие "священное", "встреча со священным", "союз с богом" присутствуют как предмет исследования, неизбежно оказываются лишенными эмпирической основы.

Таким образом, в теологии обязательно присутствует тот момент, который в феноменологии может выступать в абстрактно-теоретической 4>ормі, - теолог находится в религиозном связи с объектом, который он пытается осмыслить. В противовес этому научное знание о религии является объективным и, таким образом, отличается от оценочного, идеологического, направленного заранее на то, чтобы нарисовать либо положительный, либо отрицательный образ религии.

Наука о религии не берет на себя не свойственные ей функции обоснования и защиты или опровержения религии. Социология религии занимает нейтральную позицию в споре между воинственной верой и воинствующим атеизмом. Вопрос - "как ты относишься к религии" и вопрос - "что ты знаешь о религии", конечно, сталкиваются, но все-таки это разные вопросы. Апологетически-религиозная позиция лишает социолога объективности, возможности рассматривать все без исключения религиозные феномены как мирские и доступны для научного анализа. Придерживаясь такой позиции, социолог может рассматривать, например, христианскую веру как социальный феномен в том смысле, что с первых шагов христианство отражало себя в социальных действиях общин и социально звучащей проповеди. Христианская вера влечет за собой определенные социальные последствия. Но, признавая это, религиозно занятый социолог не может, однако, идентифицировать веру с социальным поведением* для него за социальными формами проявления христианской веры заключается ее главная и единственная основа - Евангелие Христа, Божье Слово И только слово творит Веру, а Вера - способы ее восприятия. Вера - как личная вера, которую ничто не может заменить и для которой ее социальное воплощение - это лишь несколько производное и не главное.

Сказанное подтверждает опыт так называемой "религиозной социологии", которая имеет мало общего с социологией религии как научной дисциплины. Во Франции после первой мировой войны под влиянием Ле Бра проводилось изучение различных показателей религиозности населения в интересах католической церкви. Оно имело преимущественно соціографічний характер: выяснялись не мотивы, а лишь внешние признаки культурного поведения (частота посещения богослужб и т.д.) - и мало прикладной характер, поставляя для церкви информацию о состоянии дел и ориентируясь на "пасторальную теологию", работу с прихожанами.

После второй мировой войны на фоне клерикализации общества в 50-60-х годах получила развитие сначала в Европе, а затем в США церковная социология, исследовавшая церковные организации как социальные явления, церковь как социальную реальность. Опыт развития церковной социологии показал пределы, границы возможного сотрудничества между теологами и социологией. Взаимная заинтересованность заключается в том, что теология искала контакт с эмпирическими социальными исследованиями, тогда как для социологов представляет интерес такой социальный феномен, как религиозные группы. В 60-х годах, особенно в США, достаточно широко практиковалось выполнения социологами заказов со стороны различных религиозных организаций, тогда как религиозные интеллектуалы использовали в теологических разработках методы социологического анализа. Однако довольно быстро оказалось, что теология и социология религии не смогли достичь согласия как величины, которые дополняют друг друга, оказалось их взаимное отчуждение. Теологи рассматривали социологические исследования сугубо инструментально, как средство достижения религиозной цели. Социологи видели свою профессиональную заинтересованность в другом - в исследовании религии как социального и культурного феномена. Для теологии церковь была и остается вневременной величине, что стоит вне общества. С точки зрения теологии церковь может быть втянута в поток социальных изменений, но в них она постигает себя как нечто принципиально вне социальное, как "вечное" воплощение Слова. Понятие церкви наглядно демонстрирует распределение теологии и социологии. Учитывая приведенное, понятно, почему возможное сотрудничество между теологией и социологией исчерпывается обменом информации. Разграничение между теологией и социологией не сводится к спорам в интерпретации тех или иных отдельных социальных явиш, оно лежит глубже, в выходных основах понимание человека и его социального поведения.

Угроза агрессивной антирелигиозной позиции для социолога также заключается в том, что научное исследование религии подчиняется чисто инструментальной целью идеологического порядка - борьбе против религии. Аналогом церковной социологии как попытки предоставить социологии религии сугубо служебную роль по отношению к теологии была широко представлена в советской литературе 70-80 гг. концепция социологии религии, как составной части научного атеизма. Согласно этой концепции, социологическое понятие религии включает в себя как выдающийся момент "веру в сверхъестественное", которая и отделяет "культовую поведение" от других форм социального поведения. Когда Ю.А.Левада в книге "Социальная природа религии" (1965) попытался отказаться от понятия "сверхъестественного" в социологической характеристике религии, он был обвинен в уступке "буржуазной социологии", в противопоставлении гносеологічного подхода к религии социологического анализа. Фактически в советском религиоведении, включая и социологию религии, религия рассматривалась как вне социальный феномен по отношению к социалистического общества, то есть как чужой для него "пережиток прошлого". Интересно, что противоположные - теология и научный атеизм - сошлись в отрицании специфически социологического видения религии.

Научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни атеистическим. Среди ученых, которые успешно работали и работают в религиоведении и социологии религии, есть люди религиозные и атеисты. Они имеют свои преимущества и убеждения, в том числе и те, что касаются религии. Однако профессиональные обязательства и этика обязывают их в исследовательской деятельности не переступать границы, отделяющие ученого от религиозного проповедника или атеистического критика религии. М.Вебер считал соблюдение этих обязательств делом "интеллектуальной честности".

Такая объективность (когда исследователь, вне зависимости от того, согласен он или нет с деятельностью и взглядами религиозной группы, которую он изучает, строго придерживается фактов), конечно, требует самодисциплины и может даваться нелегко. Она требует ясного понимания того, что предметом социологии религии является религиозное поведение, включающее как компонент представления о "святое", "бога", "трансцендентное", но не "священное", "бог", "трансцендентное" как таковое. Как и любая другая наука, социология религии основывается на "методологическом атеизме", то есть ищет решения своих проблем и объяснения явлений, которые ней изучаются, "да, если бы бога не было". Иначе говоря, социолог не может объяснить существование в индивидов и групп веры в бога существованием бога, "встречей человека с богом". Социология руководствуется подходом, который Є.Дюркгейм сформулировал таким образом: социальные феномены должны получить объяснение в социальных категориях.

 



Назад