Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

3. Методы социологии религии


Социолог использует для анализа религии методы, разработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений в целом: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; контент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов.

Одним из важнейших является метод опроса, который проводится или в виде стандартизированного интервью, когда вопрос ставит интервьюер, или в форме письменного заполнения анкеты респондентом. Респондентам задаются вопросы об их религиозную принадлежность, о том, насколько часто они посещают церковь, молятся, в какой степени знают вероучения, как относятся к его отдельных моментов, например, верят в жизнь после смерти, в существование дьявола, то есть вопросы, позволяющие делать вывод о характере и интенсивность религиозности.

Метод опроса полезен в установлении корреляций между теми или иными специфическими чертами религиозности и определенными социальными установками и характеристиками. Для установления более глубоких причинных связей он нуждается в дополнении данными, полученными с помощью статистического анализа, наблюдения, эксперимента. Одна из трудностей, с которыми сталкивается использования этого метода, связана с несовпадением слов и мнений опрашиваемых. Поэтому очень существенное значение имеет интерпретация полученных в результате опроса данных.

Еще один метод эмпирических исследований - наблюдения. Это может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог имеет определенную программу исследования и осуществляет по определенной процедуре фиксацию выделенных им показателей. Это может быть также включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает в окружении тех, кого он изучает. Этот метод использовался, в частности, в последнее время социологами, которые изучают новые религиозные течения. Принимая участие в жизни группы, социолог имеет возможность наблюдать поведение людей в религиозном контексте. При этом наблюдение может быть тайным или открытым, если те, за кем наблюдают, доверяют новому члену группы. Этот метод имеет очевидные преимущества, хотя бы потому, что дает возможность выявить такие обстоятельства, которые доступны только при условии участия в действиях, которые наблюдаются. Можно сопоставить - что говорят для наблюдателя верующие о своих взглядах и что они делают. Посредством наблюдения можно получить более точные и глубокие, "качественные" данные. Этот метод имеет свои ограничения. Прежде всего он требует высокой квалификации наблюдателя, его умение обобщать, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, удаляя второстепенное (преодолевая при этом и собственный, тем неосознаваемый субъективизм).

Включенное наблюдение почти исчерпывает возможность для социолога религии некоторой степени контролировать обстоятельства, которые исследуются. Метод экспериментирования, что применяется в Других отраслях социологического исследования, в социологическом изучении

религии почти не применяется через ту причину, что религия затрагивает глубокие, тайные чувства личности, которые уже даже через этические мотивы не должны становиться объектом манипулирования с которой бы не было целью. Правда, есть все же ситуации, когда по тем или иным причинам индивиды соглашаются на проведение эксперимента и его проведение не сочетается с этическими проблемами. Это может быть связано, например, с демонстрацией необычных особенностей (экстрасенс, целитель, шаман) или экспериментом по внедрению программ религиозного обучения с точки зрения эффективности моделей, предлагаемых).

Важный инструмент социологического исследования религии - анализ исторических данных, письменных источников, документов. Эти способы исследования были с успехом использованы в разработке типологии религиозных организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества, влияния протестантизма на развитие капитализма и т.д. Достаточно строгим методом анализа содержания различных документов является контент-анализ - выделение исследователем религиозных тем или невимовлюваних, неоговорюваних предположений в исследуемых материалах. Это может быть, например, анализ текстов проповедей, характерных для некоего отдельного проповедника или религиозной организации, течения, это может быть анализ популярной религиозной литературы и т.д. Этот анализ дает возможность увидеть реальную религиозное сознание такой группы, которая отличается от официального учения (как обычная сознание отличается от идеологических концепций).

Таким образом, социолог имеет в распоряжении разнообразные и взаимодополняющие методы, позволяющие на эмпирическом уровне исследовать религиозное поведение, накапливая необходимые данные для теоретических обобщений.



Назад