Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религия на уровне индивидуальной системы, которая составляет личность


Поскольку этот уровень содержит в себе и начальные стадии индивидуального развития, он дает возможность понять функции религии в процессе развития способа существования человека, то есть ответить на вопрос - каковы истоки и пути развития религиозного поведения индивида. В поведении человека немного чисто биологического, она определяется не инстинктами, четко генетически детерминированными образцами поведения, и поэтому более пластична, обладающий свободой выбора на основе предложенных культурой образцов поведения, то есть в значительной степени человек создается, формируется другими людьми и в первую очередь теми, которые жили до нас. Это большое преимущество, по сравнению с животными, но она имеет и обратную сторону. Ребенок беспомощный, ею не руководят инстинкты, она должна научиться владеть своим телом, контролировать эмоции и направлять свои действия. Для продолжения рода человеческого необходимый социальный порядок. Ребенка надо кормить, учить вести себя в соответствии с условиями физической и социальной среды обитания. Теперь каждый новый опыт увеличивает возможность выбора и вместе с тем влечет за собой колебания, нерешительность, бездеятельность. Так перед каждым возникает угроза хаоса. Ребенок нуждается руководителя, ориентира, который бы владел не только специфическими инструкциями в отношении поведения в сложившейся на данный момент ситуации, но и прививал способность к обобщению (генерализации), различение типов ситуаций, в которых можно применить ранее найдены способы поведения. Этот процесс генерализации, абстрагирование, выделение некоторых образцов ситуаций и действий продолжается в течение всей жизни человека и составляет часть культуры, в которую входит и непрерывное развитие индивида. Образцы поведения, которые принимаются многими, разрабатываются в условиях конкретного общества. Они представляют собой те стропила, тот каркас, в котором индивид осознает себя как личность и свои отношения с теми, кто находится рядом. Эти образцы предупреждают хаос ничем не ограниченного выбора действий, устанавливают их направления, благодаря которым может быть найден их смысл и могут быть предусмотрены последствия. Иными словами, личность живет в мире, который она в значительной мере создает для себя в общении, диалоге с теми, кто вместе с ней живет в этом мире и разделяет присущие ему образцы поведения. Эта способность к обобщению реализуется не только в создании образцов поведения в повседневной жизни, но и в контексте жизни человека, которое вписывается в рамки универсума. Следовательно, каждый индивид живет в трех мирах, специфическим образом функционируя в каждом из них: в естественной среде (как биологический организм); в мире повседневной жизни, создавая относительно его потребностей и масштабов ориентиры и образцы поведения, которые помогают индивиду понять смысл его существования; и наконец - в идеальном мире, который содержит в себе образцы, которые выходят за пределы повседневной реальности. Религия представляет собой попытки связать эти три миры в единое осмысленное целое. Следовательно, она рассматривается в рамках "системного функционализма" в первую очередь как решения конечных, пограничных проблем человеческого существования. Это функциональное определение может быть иллюстрировано большим количеством вариантов, в каждом из которых подчеркивается некий аспект этого сложного феномена.



Назад