Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религия на уровне социальной системы


Религия на уровне социальной системы является главным предметом социологического анализа. Социолог не может ограничиться изучением функций религии в индивидуальном жизни, хотя он должен постоянно иметь их в виду. На первый план выходит исследование влияния религиозного поведения и религиозных организаций на социальную группу, на жизнь в обществе.

Для начала необходимо определить источники религии, которые залегают не в индивидуальном развитии человека, а в ее историческом развитии, то есть обратиться к древнейших пластов культуры Дюркгейм предположил, что примитивные общества, что дожили до нашего времени, представляют собой модель таких стадий развития человечества. Согласно этому тотемизм, распространенный в австралийских аборигенов, он рассматривал как "элементарную" форму религии, то есть такую, которая не опирается на некие более ранние формы, которые ей предшествовали. Это - самое начало религиозной жизни. Дюркгейм утверждал, что в примитивной религии объектом поклонения является выраженная в религиозном символе сама социальная общность. По словам Парсонса, это первый уровень соотношения религии с социальностью: животное - тотем и клан - одно и то же, часто члены клана в религиозных действиях чувствуют себя как мифические символические существа, действия которых они воспроизводят в ритуалах. Религия в данном соотношении выступает как ритуальный символизм с социальным содержанием

Второй уровень соотношения религии с социальным определяется тем, что первичная функция религиозного ритуала содержится в формировании и укреплении солидарности: общая вера объединяет тех, кто ее принимает. Общая вера создает, по Дюркгеймом, моральную сообщество, которое на языке современных понятий называют церковью, сообщество религиозную от начала, но которая в то же время является светским социальной системой. Хотя конкретные ({толпы религиозной организации в разных странах неодинаковы, важно то обстоятельство, что всегда, во всех случаях религия означает некоторый тип сообщества - группу людей, которые придерживаются общих верований и образцов поведения.

Определение Дюркгеймом церкви как "морального сообщества" связано с тем, что он различает два главные нормативные компоненты действия человека - когнитивный (познавательный) и моральный, две первичные категории культуры - коды, которые определяют когні-ные структуры, и коды, которые определяют моральный порядок. 1 тот, и другой имеют, по Дюркгеймом, социальный характер. Юар-парсонс считает, что в "Элементарные формы религиозной жизни" Дюркгейм выделяет великую триаду основных принципов систем человеческого действия: религиозный, нравственный и когнитивный компоненты, которые в его интерпретации составляют три первичные центры (ячейки) культурной системы: конструктивную символізацію, морально-ценностную символізацію и когнитивную символізацію. В этих трех Парсонс добавляет четвертую - экспрессивную символізацію, которую он связывает с категорией аффекта (желание, жажда) и рассматривает ее как обобщенное средство взаимообмена, укорененный прежде всего в социальной системе и только специфическим образом выступающий посредником взаимообмена между личностью и системой культуры.

Эта четвертая "символизация" оказывается весьма важным в анализе религиозного ритуала.

Единство этих категорий на разных уровнях дает возможность понять, каким образом религия предоставляет мотивацию человеческим действиям, связывая их не только с имеющимися внешними обстоятельствами повседневной жизни индивида, но и "трансцедентуючи" их - связывая с космическим порядком. Только поэтому религиозные институты могут выступать в качестве наиболее суровых санкций и запретов, противодействуя поведении, которая представляет собой опасность не только для данной социальной общности, но и для существования самого рода человеческого, для сохранения человечного в людях. Руководство со стороны религиозных институций часто приобретает столь великой силы, что "превышает" даже импульсы других социальных институтов и даже "большого" общества, не говоря уже о индивидуальные стремления. Отмеченные выше общие компоненты - условия существования, структуры мышления и моральные установки в различных культурах выступают в разных вариациях, но таких, которые можно сопоставить и подвергнуть анализу на основе сравнительного метода.

Таким образом, религия представляет собой человеческий феномен, который объединяет культурную, социальную и персонифицированную системы в осмысленное целое. "Структурный функционализм" Парсонса отличается от других подходов к определению религии тем, что позволяет объединить в единое функциональное целое и субстанциональный типы определения религии на разных, взаимосвязанных уровнях человеческого действия. С этих позиций, религия содержит в себе следующие важнейшие компоненты, каждый из которых является функционально значимый:) И сообщество верующих, которые разделяют 2) совместные веру-вание, мифы, которые интерпретируют абстрактные ценности культуры в определенной исторической реальности в соответствии с конкретными условиями существования данной социальной общности благодаря 3) ритуальной поведении, которая имеет целью личное участие, насколько это возможно, в 4) вступлении в общих символов, которые означают реальность, которая отличается от реальности повседневной жизни; то, что Дюркгейм называет "священными вещами". Эти компоненты существуют в конкретных формах, во всем многообразии конкретных религий, которые вовлечены в процессы изменения, развития, разрушения.

Хотя структура и функции, если их рассматривать в том или ином конкретном воплощении, то есть применительно к конкретным религий, неразрывно связаны, однако социологический анализ на теоретически-абстрактном уровне требует самостоятельного рассмотрения двух проблемных областей - "структура религии" и "функции религии".



Назад