Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

12.1. Космогенно-энергетическая теория развития экономики Сергея Подолинского


Среди украинских экономистов-новаторов одно из главных мест занимает энциклопедически одаренный Сергей Подолинский. Он родился, как показывает метрика, 19 июля 1850 г. в имении "Ярославка", по-народному "Сучок", на границе Киевской и Херсонской губерний в богатой семье. Родители хотели видеть своего единственного сына достойным представителем барского рода, с титулами и общественным положением. И тщетными оказались эти надежды. С. Подолинский вопреки воле родителей пошел путем служения науке. После окончания Киевской гимназии он поступил на биологический факультет университета Св. Владимира, во время обучения в котором сблизился с М. Драгомановым и М. Зибером, принадлежал к Киевской общины с ее демократически-патриотическими ориентациями.

В конце 1871 г., то есть после окончания университета, С. Подолинский и М. Зибер, забезпечившись рекомендательными письмами А. Антоновича и О. Русова к львовских и венских украинцев, выехали за границу. Они побывали во Львове, а оттуда отправились в Вену, прибыли туда на Рождество, которое отпраздновали вместе с молодыми украинцами, объединенными в общество "Сич". Это имело позитивное значение как для формирования мировоззрения С. Подолинского, так и для укрепления общеукраинских контактов. Из Вены С. Подолинский отправился в Швейцарию, где намеревался продолжить обучение.

В письме к П. Лаврова от 6 июня 1872 г. он писал, что овладевает гистологию, думает выполнить практические работы по физиологии, интересуется антропологией, бывает нередко на "лекциях Ланга и на экономических экскурсиях Бемерта". В То Же Время С. Подолинский занимался общественными делами. Он принадлежал к тем деятелям, которые стремились воплотить в жизнь свои замыслы как можно быстрее и эффективнее. Он много и упорно работал. Впоследствии в Вене в типографии болгарина Я. Ковачева вышли его оригинальные брошюры-бабочки "О бедности", "Паровая машина" и др. Эти работы имели широкую огласку не только в Украине, но и за ее пределами. Они побудили чужаков обратить внимание на украинское социальный вопрос, одним из ярких представителей которого был С. Подолинский. Его имя стало известно в Европе.

В мае 1876 г. С. Подолинский защитил докторскую диссертацию по медицине в Бреславському университете, а в 1878 г. в Женеве ученый издал монографию "Жизнь и здоровье людей на Украине", заложив ней основу украинской соціоетногігієни. Два года позже ученый издал историко-экономическое исследование "Ремесла и фабрики на Украине", которое является значительным вкладом в изучение национальной социально-экономической генетики.

Уже даже приведенных фактов достаточно, чтобы почувствовать талант С. Подолинского, который больше всего прославился своим очень ценным исследованием "Труд человека и его отношение к распределению энергии", впервые опубликованным 1880 года в Петербурге, которое впоследствии увидело свет немецком, французском и итальянском языках. "Нашей целью, - писал С. Подолинский, - будет попробовать, исходя из этого общего утверждения, выяснить значение условий, которые сопровождают происхождения труда, представить основные проявления ее в жизни организмов и указать на их последствия потребления труда, то есть на последствия воздействия трудящихся людей и животных на окружающую природу".

Далее он рассматривает тогдашние понятие энергии, ссылаясь на таких известных специалистов в этой области, как Верде, Гюгенс, Лагранж, Секкі, Лесаж, Тет. Ученый придерживался мнения о том, что можно с практической точки зрения делить энергию в кинетическую и потенциальную, но вся она в конечном итоге является кинетической, потому что представляет собой движение. С. Подолинский исходил из того, что "сумма энергии всей вселенной есть величина абсолютно неизменна".

Правда, этого нельзя сказать о различные части вселенной. Однако в целом происходит процесс выравнивания энергии, который сопровождается переходом энергии из одного вида в другой. Поскольку энергия вселенной постоянно переходит из форм, которые легко превращаются в более устойчивые, вследствие этого возможность ее преобразования постоянно уменьшается. Процесс выравнивания мировой энергии называется рассеянием энергии, или энтропией.

Критически рассмотрев энергетические теории Кляузіуса, Томпсона и Ранке, украинский ученый сделал вывод, что пока не будет новых возражений, закон рассеивания энергии можно считать столь же доказанным, насколько и закон ее сохранения. Он использовал мысли Пауссона, Сен-Клер-Девилля, Канто-Лапласівську теорию и теорию магнетизма Цельнера, расчеты Кульє и Гертеля, чтобы полнее выяснить циркуляцию энергии во вселенной, взаимодействие солнечной энергии, движение планет и жизни на Земле. Эти аргументы и данные, как признался сам С. Подолинский, он привел для того, чтобы убедить в наличии достаточного количества энергии для жизни человека. Однако это не означает, что распределение энергии на земной поверхности происходит как нельзя лучше. "Напротив, мы думаем, - писал ученый, - что возможности более выгодного распределения этой энергии находятся частично в руках самого человека".

В связи с этим С. Подолинский рассматривает преобразованную энергию земли, имея в виду, прежде всего, энергию движения земли вокруг солнца и вокруг своей оси. Достаточно большая сила этой энергии мало используется как источник на поверхности земли. Внутренняя теплота земли, что особенно проявляет себя во время взрывов вулканов, землетрясений и тому подобных явлений природы, также не используется в промышленности. Энергия магнетизма имеет применение, но она невелика по сравнению с общим количеством энергии, что постоянно находится в обмене на земной поверхности. Энергия термальных источников, ветра приносит пользу, и не следует забывать, что, например, та же энергия воздуха является преобразованной солнечной энергией. Это можно сказать и о водные течения, которые требуют больших затрат солнечной энергии. Энергия органического топлива (уголь, нефть и др.) также образовалась из растений с помощью солнца. Наконец, надо назвать, отмечал С. Подолинский, энергию, которая содержится в "живых растениях, животных и людях". Охарактеризовав основные источники энергии и формы ее преобразования, ученый заложил основы оценки значения труда в мировом распределении энергии.

Проследив эволюцию накопления солнечной энергии на земле, С. Подолинский делает вывод, что чем ближе к нашему времени, тем меньшую роль играет внутренняя энергия земли в образовании энергетического бюджета земной поверхности, солнечная энергия уменьшается. Очевидно, для накопления энергии нужно, чтобы на поверхности происходил процесс, обратный рассеиванию энергии, или процесс преобразования постоянной энергии (теплота) на высшую форму, более перетворювану в механическое движение (потенциальный или кинетический). Ученый показал, что природные процессы, которые происходят на поверхности земли, в отдельных случаях способствуют преобразованию энергии на высшие ее формы, но не обеспечивают сохранения энергии. "Появление органической жизни на земле, - твердил он, - не только изменила высшей степени вид и свойства поверхности земли, но количество и способ распределения высших родов энергии".

Не вдаваясь в споры относительно появления первых организмов на земле, ученый отметил, что гораздо более важным является выявление обстоятельств, способствовавших их распространению на поверхности земли и в морях. Организмы распространяются том, отмечал С. Подолинский, что они успешно выдерживают борьбу за существование с неорганическим природой во всех случаях, когда запас перетворюваної энергии в них больше, чем у окружающих неорганических веществах. Повсюду, где сильное механическое движение, организмы не выдерживают борьбы за существование. Для подтверждения этого вывода С. Подолинский воспользовался опытом А. Хорвата. Опираясь на факты, украинский ученый пришел к выводу, что растения действительно успешно осуществляли и осуществляют преобразования энергии, свидетельством чего могут быть огромные залежи каменного угля. Растения в основном только сохраняют солнечную энергию, но не превращают ее в механическую работу. Благодаря функционированию растений происходит накопление энергии, причем не рассеянной - в виде тепла, электричества или даже света, а высшего, хранимой и способной к всех возможных преобразований. "На земле растения, - говорил ученый, - очень злые враги мирового рассеивания энергии".

Если проследить историю сохранения солнечной энергии на земной поверхности, то, как отмечал С. Подолинский, увидим, что в то время, когда температура земной поверхности поддерживалась преимущественно с середины земли, сохранения энергии совсем не происходило. Главным источником энергии для земли стало солнце; часть солнечной энергии под воздействием воздуха и воды стала превращаться в механическую работу. Часть энергии, которая хранится растениями, становится уже больше, но это не приводит к подъему новой энергии. Такие процессы сами собой привели к производству новой высшей энергии.

С. Подолинский с научной принципиальностью прослеживает переход от одних форм жизни к другим, исходя из их места в сохранении энергии. Когда речь идет о растениях, то не все они рассеивают или накапливают энергию. Ведь со времени возникновения животных часть растений идет им на корм, и благодаря этому сохранена солнечная энергия играет совсем другую роль. Все животные превращают часть сохраненной энергии на высшую форму (механическую работу). Это утверждение ученый обосновал весомыми фактами и выводами. Он обнаружил тесную связь между соотношением растений и животных, с одной стороны, рассеиванием и накоплением солнечной энергии - с другой. Суть этой взаимосвязи сводится вот к чему: "Если количество хранимой растениями энергии больше, чем количество рассеиваемой животными, то происходит накопление запасной энергии... Наоборот, если бы животная жизнь перевесило растительное, то после истощения запасов... животная жизнь именно сохранилось бы согласно объема энергии, хранящейся в каждый настоящее время растениями".

Если ни животные, ни растения не способствовали бы накоплению энергии, то воцарился бы своеобразный застой. Если же посмотрим вокруг, застоя не увидим. Количество солнечной энергии, которая на земной поверхности приобретает превращаемых форм, постоянно увеличивается. Много бесплодных мест обработано и покрыто разнообразной растительностью. Количество животных и людей растет, увеличивается производство потребительского материала. На материалах сельскохозяйственной статистики Франции украинский ученый показал влияние труда на увеличение накопления энергии. Здесь нет необходимости приводить расчеты С. Подолинского, который твердил, что источником избытка энергии для производства пищевого материала является труд человека и домашних животных.

Что же такое труд? - спрашивал он и отвечал: "Труд есть такое потребление механической и психической работы, накопившейся в организме, которое имеет результатом увеличения количества перетворюваної энергии на земной поверхности". Это нагромождение может произойти путем: а) увеличение перетворюваності солнечной энергии; б) предотвращения рассеиванию имеющейся на земной поверхности солнечной энергии.

Можно, конечно, упрекать С. Подолинському за неточное с позиций марксистской политэкономии определение труда, но нельзя ему отказать в оригинальности. Это определение труда, считает ученый, не может быть применено ни к силам природы, ни к растениям, а когда речь идет о животных, то трудно указать, к какой именно группе его можно принять. Труд - процесс позитивный, суть которого заключается в потреблении механической или психической деятельности, что имеет неотъемлемым результатом увеличения перетворюваної энергии или предотвращения рассеиванию такой энергии, после употребления которой будет увеличение запаса энергии. На примере различных видов животных С. А. Подолинский показал, что они не работают, потому что не увеличивают бюджет энергии на земной поверхности. Кстати, человек, который занимается охотой или рыбачит, также не работает, потому что она ничего не добавляет к энергетического бюджета земной поверхности, а для величины этого бюджета не имеет значения, где останется энергия, которую поглотила человек - в теле дичи или рыбы.

На примере многих видов диких животных ученый показал их труд, который по всем признакам близка к труда человека, но не может полностью считаться таковой, потому что не ведет к увеличению бюджета энергии. Это в определенной степени касается и первобытного человека. С. Подолинский предостерегал от отождествления мышечной работы с полезным трудом. Например, дикарь делал много, напрягал мышцы, но "работа его почти не было полезным трудом". Зато в условиях машинного труда при незначительных физических усилиях значительно возрастает ее результативность.

Впервые, твердил С. А. Подолинский, мы встречаемся с трудом в земледелии. Здесь характер труда не скрывается различными дополнительными коментуваннями, а выступает во всей полноте. Десятина среди дикой степи или в первобытном лесу благодаря труду человека дает вдесятеро большие урожаи. Человек не создает ни материи, ни энергии - все это дает природа, но благодаря человеческой труда сохраняется и приумножается энергия. "Вот почему мы считаем себя вправе сказать, что правильное земледелие есть лучший представитель полезного труда, то есть работы, которая способствует сохранению солнечной энергии на земной поверхности".

Поскольку С. Подолинский считал труд человека главным средством сохранения и накопления солнечной энергии, то происхождение способности к работе в человеческом организме составляло для него значительный научный интерес. Ученый поставил себе задачу проследить, откуда в организме берется энергия, необходимая для выполнения действий, которые называются трудом, каким образом осуществляются эти действия и какими побочными явлениями они сопровождаются. Опираясь на эксперименты Гирная и их обобщения Гельмгольца, украинский ученый констатировал, что человек в состоянии покоя в течение часа выделяет такое количество тепла, которая равна механической работе, нужной для поднятия ее тела на высоте 540 м. Это та высота, на которую человек может без особых трудностей подняться за час. Итак, человеческое тело можно сравнить с термической машиной. Относительно работы сердца, то его мышечный аппарат в восемь раз сильнее тогдашних локомотивов, курсировавшие на отвесных склонах Тироля. Такой запас энергии в организме человека объясняется характером потребления, которое превращается в способность к механического движения. По этому поводу ученый привел соответствующие расчеты и широко использовал достижения медико-биологической науки, в частности, труда Бернара, Морей, Германа, Розенталя, Беклер, Гейденгайма, Финна, Гартенека, Смита. На основе их исследований С. Подолинский пришел к выводу, что науке мало известно о физические и химические явления, которые являются следствием мышечной деятельности; еще меньше известно об отношении психических процессов до общего энергетического бюджета человеческого организма.

Изложив биологические основы происхождения способности к механической работы в теле человека, ученый рассмотрел человека как большую термическую машину, способную преобразовывать часть нижней энергии в высшую, то есть в механическую работу. Выяснив различия между структурой машины и человеческим организмом, С. Подолинский пришел к выводу, что разнообразие движений человеческого труда дает возможность при ее потреблении одновременно делать в предметах все те перестановки, которыми обусловливается сохранения излишков энергии. В разнообразия движений человеческого организма заложена огромная производительность человеческого труда.

Рассматривая человека как термическую машину, опираясь на приблизительные расчеты, С. Подолинский твердил, что благодаря выгодной строении мозга и передних конечностей человек начал тратить механическую энергию на такие действия, благодаря которым увеличивался запас энергии, что существует на земной поверхности. С того времени существования, размножение и развитие людей были обеспечены. Главную роль в этом сыграло земледелие, потому что прокормиться только природными продуктами растущей численности населения невозможно. Согласно простыми расчетами ученого получается, что труд в процессе своего потребления сохраняет энергии в десять раз больше, чем сама содержит, и именно столько, сколько нужно для того, чтобы получить в высшей форме механической энергии такое количество, которое было потреблено. "Человеческий труд, - писал С. А. Подолинский, - возвращает людям в форме пищи, одежды, жилья, удовольствие психических потребностей большое количество энергии, которое было потреблено на ее производство". Не следует, однако, думать, что сохраненная энергия отвечает всем потребностям всех людей. Если бы было так, то не было бы на земле ни нищеты, ни ограничений. Количество органического жизни, по мнению ученого, находится в прямой зависимости от количества солнечной энергии, что ее хранят в настоящее время растения. Человек имел возможности больше от животных использовать запас энергии, сохранен растениями (для строительства жилья, создание одежды, разведение огня и т.п.). Человек преодолела сильнейших животных потому, что сумела преподнести свой энергетический бюджет на более высокий уровень, чем животные.

Выживание людей и их численность С. Подолинский ставил в зависимость от способности сохранять энергию посредством труда. Для более глубокого понимания этой зависимости ученый считал необходимым определить суть и основные параметры труда, ссылаясь на выдающихся экономистов Ф. Кене, А. Смита и Ж. Сэя, С. Сісмонді. Продемонстрировав противоречивость определений категории труда западноевропейскими экономистами, украинский ученый писал: "Мы в настоящее время можем свести эти противоречия до того, что, конечно труд не вырабатывает вещества, и поэтому ее производительность может заключаться только в присоединении чего, также не созданного трудом, к вещества. Это "нечто" является, по нашему мнению, преобразованная энергия". В этой связи был прав Кене, который отмечал, что труд не создает реального богатства; справедливы были и утверждение А. Смита, что удовлетворение человеческих потребностей происходит посредством труда. "Непосредственной целью всякой работы является удовлетворение потребностей", - делает вывод С. Подолинский.

Украинский ученый постоянно акцентировал внимание на энергетических свойствах человеческого труда. Труд, по его мнению, это проявление энергии человеческого организма, посредством которого он приобретает те количества энергии, которых, без вмешательства, не хватает в природе для обменов, нужных человеку. Все люди, которые питаются изделиями земледелия и скотоводства, - писал С. Подолинский, ссылаясь на "Физиологию страстей" Летурно, - по нынешним условиям удовлетворяют свою потребность в пище почти за счет энергии солнца, введенной в обмен на поверхности земли трудом человека. Чем выше уровень развития человека, тем сложнее ее моральное и умственное жизни, тем больше труда она вынуждена выделить на собственное удовольствие. Энергетический бюджет каждого человека растет. Рабочая машина, названная человечеством, становится все сильнее и совершеннее, а меньшее количество преобразованной энергии человеческого труда способна превращать большее количество низшей энергии на ее высшие формы.

Ученый отдельно рассмотрел отношение различных родов труда к распределению энергии (например, охота и рыболовство, изготовление орудий, оружия и т.п.). Он твердил, что простейшая кремниевая топор огромным сохранением энергии, если сравнить затраты на ее изготовление и затраты энергии на вырубку деревьев с помощью топора. Сохранение энергии имеем при строительстве жилья и других построек, в добывающей промышленности (железной руды, золота, угля, торфа и др.), однако больше всего солнечной энергии сохраняет земледельческая труд. Словом, все ремесла, мануфактура, фабрики потребляют энергию, но непосредственно или косвенно возвращают ее человеку в увеличенном объеме.

Ссылаясь на "Политическую экономию" Милля, украинский ученый рассмотрел и те виды деятельности, которые никому непосредственно не возвращают утраченной энергии. Речь идет о умственный труд, труд тех людей, которые не производят малейшей материальной ценности. Примером умственного труда может быть труд учителя, который дает людям знания и тем оберегает их от всякого мошенничества со стороны господствующих слоев. Что касается искусства, то оно полезно до тех пор, пока стимулирует человека к активной производительного труда. Ярким примером расточительства энергии является военная музыка, которая "призывает людей идти с усиленным стремлением на бойню и самоуничтожения".

С. Подолинский аргументировал положение, согласно которому "совершенствование человеческой жизни должно заключаться в количественном увеличении энергетического бюджета каждого человека, а не только в качественном преобразовании низшей энергии в высшую... Только общество, со стремлением к более быстрому накоплению энергии может быстро идти вперед. Застой в этом случае почти равнозначен рассеиванию накопившейся энергии". С этих позиций всякое ограничение численности народонаселения он считал тождественным рассеиванию энергии. Непроизводительное потребление и предметы роскоши также могут быть зачислены в рассеивания энергии, как отмечал М. Чернышевский в исследовании "Примечания к политической экономии Милля".

Пытаясь определить основные направления выяснения отношений между трудом человека и распределением энергии на земной поверхности С. Подолинский сгруппировал результаты своего исследования в десяти выводах, один из которых сформулирован так: "Общее количество энергии, что ее получает поверхность земли из ее нутра и от солнца, постоянно уменьшается. В то же время общее количество энергии, которое накоплено на земной поверхности и которая находится в распоряжении человечества, постоянно увеличивается". Это увеличение происходит благодаря труда, под которой следует понимать всякое потребление механической и психической работы человека и животных, результатом чего является увеличение бюджета перетворюваної энергии на земной поверхности. Человек обладает определенным экономическим эквивалентом, который уменьшается с ростом ее потребностей, а производительность труда человека растет с уменьшением ее экономического эквивалента. Применение солнечной энергии как непосредственного двигателя и изготовление пищевых веществ из неорганических материалов является главным вопросом выгодного накопления энергии на земле. Пока человек обладает суммой технической работы, что превышает ее собственную, до тех пор размножения и существования людей обеспечено. "Пределом такого закона является только абсолютное количество энергии, получаемой от солнца и неорганических материалов, находящихся на земле". Действия, которые имеют результатом явления, противоположные труда, служат расточительность энергии, рассеиванию ее в пространстве. "Главной целью человечества в работе должно быть абсолютное увеличение энергетического бюджета, поскольку при его постоянной величине, преобразования низшей энергии в высшую скоро достигает предела, дальше которого оно не может идти без чрезмерных затрат на рассеивания энергии".

Такими словами закончил С. Подолинский первый печатный вариант своего исследования о связи человеческого труда с сохранением и накоплением солнечной энергии.

В исследовании С. Подолинского "Труд человека и его отношение к распределению энергии" или не найрельєфніше прослеживается енциклопедичність украинского ученого, который, рассматривая мир как единство, отвел в нем главную роль человеческой труда. В подтверждение своей теории он широко использует достижения в области небесной механики, энергетики, биологии, экономики, психологии, науки о Земле и других наук, сделав ведущим в системе естествознания и обществоведения учение о труде человека. Человеческий труд - это та нить Ариадны, благодаря которой ученый прослеживает сложный процесс взаимодействия общества и природы, который рассматривает в конструктивном и оптимистичном контексте выживания и процветания человечества, способного не только рассеивать, но и, главное, накапливать солнечную энергию, благодаря труда увеличивать энергетический бюджет на поверхности планеты Земля.

По поводу исследования С. Подолинского завязалась переписка между К. Марксом и Ф. Энгельсом. Из писем Ф. Энгельса до К. Маркса видно, что он знакомился с исследованием С. Подолинского в его сокращенном варианте, напечатанном на итальянском языке в еженедельнике "IL Plebc". Ф. Энгельс назвал исследования С Подолинского ценным открытием, суть которого заключается в том, что человеческий труд может удержать на поверхности земли и заставить действовать солнечную энергию более длительное время, чем это было бы без нее".

После долгих десятилетий замалчивание первым из геологов, кто высоко оценил энергетический подход к работе С Подолинского, был наш соотечественник В. Вернадский. Он отметил, что к проблемам энергетики жизни оригинально и самостоятельно подошел С. Подолинский, который "понял все значение этих идей и пытался их применить к изучению экономических явлений". Но так сложилось, что исследователи научного наследия С. Подолинского не заметили этого определения В. Вернадского, который с учетом своего учения о ноосфере, о планетную роль человека, о экономико-экологическую сбалансированность земной цивилизации в большой степени был под влиянием мыслей своего талантливого земляка.

С обострением демо-экологических проблем, связанных с выживанием человечества, это открытие украинского ученого вызывает все больший интерес ученых разных специальностей как в нашей стране, так и за рубежом. Так, П. Кузнецов и Ю. Стахєєв использовали открытия С. Подолинского при исследовании термодинамических аспектов труда в системе взаимодействия общества и природы.

"По сути, С. Подолинский, - твердил О. Огурцов, - указал на несовершенство второго закона термодинамики, подчеркнул наличие в природе процессов, противоположных рассеиванию энергии, повышение уровня организации и упорядоченности разных систем... Для С. Подолинского неприемлемо малтузіанівське учение, которое пессимистично оценивает перспективу развития "энергетического бюджета" человечества".

Оценивая место открытия С. Подолинского в истории науки, исследователи отметили пять заслуг украинского ученого: 1) С. Подолинский попытался найти формы связей между физическими и социальными науками, между физическим учением о энергию и экономическим учением. Это был новаторский подход, который положил начало новым взглядам относительно анализа производства и человеческого труда, дал серьезный импульс для разработки энергетических показателей и полезных ископаемых, технологии и отраслей промышленности; 2) С. Подолинский анализировал конкретные формы взаимосвязей между общественными и природными процессами; 3) ученый одним из первых указал на недостаточность второго закона термодинамики, подчеркнув наличие в природе процессов, которые противостоят рассеиванию солнечной энергии; 4) важное значение для дальнейшего развития концепции истории естествознания имеет предложенный С. Подолинским энергетический подход к истории техники. Анализ различных исторических форм техники с точки зрения энергозатрат, энергоемкости, выхода полезной энергии позволил дать научные оценки технических достижений человечества, осмыслить перспективу научно-технического прогресса, определить пути развития эффективных технических средств; 5) С. Подолинский указал на новые пути преобразования человечеством солнечной энергии.

Реестр высоких оценок экономико-экологического открытия украинского мыслителя учеными можно было бы продолжить.

Все они подчеркивают актуальность учение С. Подолинского для решения эколого-экономических проблем современности, которые приобрели большую остроту и представляют угрозу для существования человечества. Однако один существенный аспект в этих оценках остается мало замеченным. Это высокий гуманизм концепции украинского ученого, который в эпицентре экономико-экологических проблем поставил человека труда, сделав ее субъектом гармонизации взаимоотношений общества и природы.

С. Подолинский верил в то, что человечество на пути прогресса сумеет собственной рационально организованной и целенаправленной работой преодолеть возможное возникновение энергетического голода.

Итак, С. Подолинский был первым, кто обосновал указатели органического энергообмена в общественно-экономической системе на основе взаимодействия человека и окружающей среды. Определенный вектор научных поисков приобретает новую силу, ибо человечество с тревогой и надеждой вглядывается в XXI веке. Именно поэтому теперь привлекательность и практическая значимость теории украинского ученого растет. Жаль, что он не имел возможности выложить ее полнее, потому что после продолжительной болезни умер в 1891 г.



Назад