Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Родоплемінні религии


Родоплемінний (или родовой) порядок сложился примерно 40 тыс. лет назад и прошел три основных ступени: ранний матриархат, поздний (продвинутый) матриархат и патриархат. Каждому степени отвечала форма религии, которая отражала особенности бессилие людей уданих, конкретных условиях: раннем матриархата - тотемизм, позднем - земледельческий культ, патриархата - шаманизм. Все эти формы не распространялись вне родом и племенем, поэтому их называли родоплеменными религиями.

В ранних форм религии принадлежат магия, фетишизм, анимизм, которые возникли в период формирования родового строя (от Ї00 до 40 000 лет назад). Магия - вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу. Например, некоторые из северо-американских индейцев еще в XIX в. перед началом охоты на бизонов исполнял ритуальный охотничий танец: танцевальным движениям они предоставляли сверхъестественных заманивать бизонов к стойбищ и обеспечивать удачную охоту. Магия удваивала (в воображении людей) пути воздействия на природу, и считалось, что человек мог повлиять на природу не только своим трудом (естественные движения), но и особыми символическими действиями - обрядами (сверхъестественный путь).

Магия делится (за целью, которая ставится перед колдовством) на следующие основные виды: производственная, лечебная, застережна, военная, метеорологическая (магия погоды) и др. Самым распространенным видом была магия производственная, которая, в свою очередь, имела ряд ответвлений: охотничье, рыболовное, строительная и т.д. С развитием общества появляются новые разновидности производственной магии: земледельческая, скотарский, гончарная, ковальская, учебная, спортивная.

Особой разновидностью застережної магии были религиозные табу. Слово "табу" заимствовано из языков жителей Гавайских островов и означает запрет будь-что делать, чтобы не навлекать на себя неприятностей. Магия дошла до наших дней как элемент современной религии (вера в сверхъестественную силу обрядов) в самостоятельной форме (в виде таких бытовых пересудов, как гадание на картах).

Фетишизм - (от франц. кіісїїівте) - вера в существование у материальных объектов сверхъестественных свойств. Фетишами называют материальные предметы, которым верующие приписывают сверхъестественные свойства. По сравнению с магией фетишизм является более сложной формой религии. Если магия удваивала пути воздействия на природу, то фетишизм удвоил еще и свойства материальных объектов. К реальной пользы материальных предметов добавлялись их сверхъестественные способности быть помощником и заместителем людей. В фетишизме в зачаточной форме появляется идея Бога.

В современных религиях фетишизм хранится в виде поклонение священным предметам (кресты, иконы, мощи), а как самостоятельный остаток - в виде веры в талисманы и амулеты. Талисман, с точки зрения суеверных людей, приносит счастье, амулет оберегает от несчастья. Современными фетишами (талисманами и амулетами) у суеверных людей есть, например, иконки, ладанки, кулоны, слоники, игрушки, "счастливые" билеты.

Анимизм (от лат. anima - душа) - это вера в существование материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников. Анимизм начинается с приписывание качеств двойников материальным объектам: человеческому телу, животным, орудием труда. В дальнейшем своем развитии анимизм включил в себя представление о двойниках материальных процессов: болезни, войны, кузнечного дела и др.

У славян для определения иллюзорных двойников применялись два срока: менее мощных называли душами, более мощных - духами; поэтому можно сказать, что они есть вера в существование душ и духов. Примером анимизма могут быть некоторые религиозные представления эскимосов Гренландии (XIX ст.). По их мнению, сверхъестественные двойники были у каждого человека, дерева, ручья, зверя. Ночью, считали они, человеческие души покидают свои тела и идут охотиться, танцевать, посещать друзей. Когда умирал человек, ей в могилу клали орудия и предметы труда. Считалось, что двойники этих вещей служить двойникам человеческих тел в "стране мертвых".

В анимизме осуществляется дальнейшее удвоение мира: мир реальных объектов якобы дополняется миром духовной суеты. У многих народов главными двойниками, которых больше всего уважали первобытные анимисты, были души умерших родственников. Поэтому в литературе первобытный анимизм еще называют культом предков. В начальном анимизме двойники представляются как другое тело, невидимое и неощутимое в большинстве жизненных ситуаций. В то же время у многих народов существовало мнение, что в отдельных ситуациях двойника можно увидеть, услышать и однажды почувствовать: во сне, как отражение в воде, как тень. На этой стадии развития религии не существовало представление о бестелесную душу, двойники мислились как другая плоть, что имеет все вещественные характеристики: форму, объем, вес, цвет, запах. Например, гренландцы считали, что души у людей неодинаковы, - тучные люди имеют гладкие души, у худых людей и души худые. Поскольку во сне везло "видеть" также души умерших, возникло представление о бессмертных двойников.

Из представления о бессмертии двойников выросло представление о загробной жизни. В первобытных анимистов страна мертвых находится не на небе, а на земле или под землей. Жизнь душ здесь представлялось обычным продолжением реальной жизни. Так, по верованиям индейцев-алконгінів душа охотника в стране мертвых гоняется за душами лося и бобра. В отдельных народов вместо представления о стране мертвых появились представление о переселении душ в новые тела.

В современных религиях резвый элемент занимает значительное место. Представление о Боге, сатану, ангелов, бессмертные души - все это по своей сути усложнен анимизм. Самостоятельно анимизм живет в вере в привидения и спіритизмі (вера в возможность общения с душой умершего за помощью блюдечка, что крутится).

Магия, фетишизм и анимизм отразили и отбили состояние бессилия первоначальной примитивной, малообразованной человека. Во всех случаях, когда люди, не имея достаточных знаний, чувствовали себя бессильными, они искали помощи в магии фетишей или сверхъестественных двойников. Ранние формы религии, возникшие в период формирования родового строя, сохранились и в дальнейшем в родоплемінному и классовом обществе. Однако они были отодвинуты на второстепенные позиции теми религиями, которые полнее отражали конкретные особенности общественного развития.

Тотемизм (на языке индейцев-оджибве "тотем" означает - его род) является вера в сверхъестественное сходство групп людей с определенными видами животных. Тотемами называют животных, которых первобытные люди считали своими сверхъестественными родственниками. В тотемах люди видели покровителей рода и племени, защитников и заместителей, помощников в разрешении всех конфликтов. Все считались братьями и сестрами, и поэтому свои родовые коллективы первобытные охотники называли их именами. Например, северо-американские индейцы из племени журавля (оджибве) в XVII в. имели ряд родовых коллективов, которые носили название: журавля, сома, гагары, медведя. А в Австралии в конце XVIII - начале XIX в. европейцев очень удивляло, когда на вопрос: "Кто ты такой?" - абориген отвечал: "Я-кенгуру" или "Я - личинка насекомые". А между тем этими ответами австралийцы поддерживали свою кровную связь с тотемами.

Сначала тотема поклонялись только как животному, причем той, которая была объектом охоты. Позднее (с увеличением количества человеческих коллективов) родственные отношения были распространены на остальные животных, а в отдельных народов - также на растения и природные факторы. Например, у австралийцев тотемами были собака Динго, водяная лилия, оливове дерево, большой камень, горячий ветер, дождь, солнце.

При каких исторических условий возник тотемизм? У него было две специфические социальные условия: возникновение родового строя и охоты, как основной вид трудовой деятельности. Вместе с возникновением родового строя появилась и зависимость каждого члена общества от коллектива родственников, поскольку только от них первобытный человек мог получать помощь и покровительство. А в условиях, когда охота была основным видом трудовой деятельности, первобытный человек довольно сильно чувствовала и свою зависимость от животных. Зависимость от родового коллектива и животных - вот те черты раннего матриархата, которые будто отразились в тотемізмі. Отметим две основные черты тотемизма. Первая - выделение в роли главных объектов поклонения тотемических духов, то есть двойников тотемов. Не сами тотемы, а их двойники были главным объектом поклонения в этой религиозной системе. Тотемам поклонялись настолько, насколько они были вместилищем тотемных духов. Это поклонение проявлялось через молитвы (просьбы), танцы, табу, жертвоприношения, изготовление изображения тотемов, специальные тотемные праздника. Особым способом поклонения были обряды уподобления тотема. Под уподібненням подразумевается стремление извне быть похожим на тотема хотя бы в одной чертой. Так, отдельные жители Африки, стараясь быть похожими на антилопу-зебру, выбивали себе нижние зубы.

Вторая черта - разрешение убивать и съедать тотема только при условии соблюдения особых религиозных процедур. Тотемам поклонялись, но их же убивали и съедали. И, по убеждению первобытных охотников, одно не мешало другому. Важно было одно: убить и съесть по правилам, то есть так, чтобы не навредить тотемном духу. Так, индейцы-шевенези (Канада) еще в начале XX в. выполняли такие процедуры над телом убитого родственника-оленя: ставили перед его мордой посуду с едой, танцевали охотничий танец, просили прощения и желали счастья духа оленя в стране мертвых.

Тотемизм вошел как элемент во все современные религии. Особенно ощутимо его влияние в индуизме, где много животных почитаются как священные. Самое почетное место среди всех почитаемых животных в индусов занимает корова. Следы тотемизма прослеживаются и в христианстве. Дух святой изображается в виде голубя, а Христос часто называется агнцем, то есть ангелом. От ритуального обряда съедания тотема берет свое начало христианское тайное причащения, во время которого верующие под видом хлеба и вина съедают тело и пьют кровь бога.

Земледельческий культ - это преимущественно поклонения двойникам тех факторов природы, которые влияют на урожай. Типичный пример - религиозные взгляды индейцев-ирокезов. Они жили раньше на территории, где теперь расположены канадские города Квебек и Монреаль. Еще в XIX в. ирокезы чествовали четырех главных духов: земли, бобов, кукурузы и тыквы. Эти четыре духи, по их представлениям, были женщинами. Духов кукурузы, бобов и тыквы мифология ирокезов изображала в виде трех сестер, одетых в листья соответствующих растений. Наряду с духами-женщинами чествовали также, но на второстепенных ролях, духов-мужчин - солнца, дождя и ветра. При каких же исторических условий возник земледельческий культ? С развитием матриархата (около 8 тыс. лет назад) основным видом производственной деятельности было мотичне земледелие, которое развилось по сбору того, что росло. А сбором ранее занимались женщины. Итак, пока мужчина охотился, женщина изобрела земледелие. Поэтому на стадии позднего матриархата женщины, выполняя главную роль в хозяйственной жизни, вместе с этим и благодаря этому имели некоторое влияние на мужчин и в других областях жизни. Зависимость земледелия от природы и руководящая роль женщины - вот две главные особенности того времени, которые отразились в религиозных взглядах людей. Можно выделить следующие основные черты данной религиозной системы. Этих духов мы уже называли, когда речь шла о ирокезов. Напомним, что во многих народов чествовались и двойники таких природных факторов, которые лишь в воображении людей влияли на урожай. Например, много народов (вавилоняне, египтяне и др.) думали, что на урожай влияют луна и планеты, и поэтому также поклонялись духам этих объектов.

Вторая, руководящая роль женщины в религии, - земледельческий культ - своеобразная женская религия. Это проявилось в двух главных процессах: главные духи изображались в виде духов женского рода, и важнейшие религиозные обряды в это время выполняли женщины. У некоторых народов разрешалось важные обряды выполнять и мужчинам, но при одном условии: они должны были выдавать себя за женщину (говорить громко, что они женщины, переодеваться в женскую одежду).

Третья черта - человеческое жертвоприношение как система. Не понимая сути земледельческих процессов, люди думали, что урожай есть обратная признательность духов за жертвования, поэтому первоначальные земледельцы пытались свои дары духам сделать более дорогими, ценными. Так возникла идея необходимости человеческого жертвоприношения.

Четвертая - идея смерти и воскресения некоторых духов. Наблюдая за зерном, люди заметили, что после похорон оно воскресает вновь. Отсюда зародилось представление, якобы некоторые духи могут временно умереть, чтобы потом воскреснуть.

И наконец, пятая черта - переселение страны мертвых с земли на небо. Много благ и неприятностей земледельцам небо посылало: свет и тепло, дождь и ветер, снег и град. Отсюда родилось представление о том, якобы духи живут на небе. По аналогии и страну мертвых переселили с земли на небо. Именно тогда впервые возникла идея о жизни мертвых душ в царстве небесном. Земледельческий культ широко представлен в современных религиях. Среди христианских святых есть и покровители земледелия (Георгий), и повелитель дождя и грома (Илья-пророк). Все это отголосок земледельческого культа. От идеи женского духа земли берет начало представления о богородищо: недаром верующие в селе называли ее покровительницей хлебов. Из земледельческого культа пришли в христианство праздника Рождества Христова (в прошлом - праздник рождения духа солнца) и пасхи (в прошлом праздник воскресения духа зерна).

Шаманизм (евенкійською языке "шаман" означает душераздирающий) - это вера в особо мощные сверхъестественные возможности древних профессиональных служителей культа (шаманов). Например, у якутов до революции считалось, что когда человек заболел, ее никто не может вылечить, кроме шамана. Шаман лечил за плату. В процедуру лечения входило выполнение совокупности религиозных действ: заклинания, песни, танцы, обращение к духам. Если после религиозного лечения организм побеждал болезнь, слава приписывалась шаману, а если умирал - виновным объявлялся злой дух, который украл душу больного.

При каких исторических условий возник шаманизм? Около 6 тыс. лет назад начался переход к патриархата. За патриархата появились дополнительные продукты питания, благодаря тому, что люди начали производить больше, чем было нужно. В коллективе возникла возможность удерживать тех, кто не занимался производительным трудом. Основными видами производственной деятельности были скотоводство и земледелие, которое возникло на основе скотоводства. Занимались этой работой мужчины, поскольку они имели охотничье орудия - Решающая роль мужчины в хозяйственном жизни обусловила вывода его на первый план и в хозяйственном управлении. Возможность удерживать людей, которые ничего не производят, и руководящая роль мужчины в обществе - вот две основные особенности, которые отразились в шаманизме.

Первая черта шаманизма - появление профессиональных служителей культа. Впервые в истории религии возникла группа людей, которые средства для существования в значительной мере или полностью получали за счет выполнения религиозных обрядов; хотя в лице шаманов уже появилось духовенство, церкви еще не было. Шаманы не имели собственной организации. Они действовали в пределах родо-племенной организации, подчиняясь главарям рода и племени, выполняли их указания.

Вторая - выделение главного религиозного поклонения так называемых шаманских духов. С точки зрения людей того времени, эти духи служили шаману, выполняли его поручения, помогали познавать тайны, сражались со злыми духами.

Третья - руководящая роль мужчины в религии. Количество духов-женщин резко уменьшилось, и они вытеснены на второй план духами-чо-ловіками. Среди профессиональных служителей культа были женщины, но насколько глубоким был процесс разложения родового строя, столь шаманы вытесняли шаманок.

Четвертая - использование истерических приступов как средств исполнения религиозных обрядов. У многих народов шаманы входили в экстаз и доводили себя до приступов. Во многих случаях шаманы были нервовохворими. Причем к сочетание нервной болезни с профессией шамана люди шли двумя путями: в одних случаях нервовохворі становились шаманами через свою необычность и ограниченную способность к общественно полезному труду, в других - шаманы становились нервовохворими через сильные и частые возбуждения при исполнении религиозных обрядов.

И, наконец, пятая черта - использование задурливих действий как средств исполнения религиозных обрядов. Религия возникла без любой лжи. И лишь на стадии шаманизма до бессознательного одурма-нення добавился сознательный обман, который стал одновременно и средством отправления религиозных обрядов и одной из дополнительных причин сохранения религиозности. У народов Азии, Австралии и Америки, которые и сегодня живут в условиях, где хранятся остатки первобытного общества, шаманизм существует до сих пор. В нашей стране доживает свой век некоторые из бывших шаманов. Но шаманизм как религия в нашей стране не существует. Во всех современных религиях есть остатки шаманизма. Это и профессиональная каста служителей культа, и представление о том, что священники находятся в особых отношениях с миром духов, и то, что главные представители сверхъестественного мира - мужского пола. К остатков шаманизма принадлежат также элементы экзальтации, которые встречаются среди современных религий. Распад общества на классы привел к изменению религиозной деятельности людей. На смену старым религиям пришли новые. По своему содержанию они были более сложные по сравнению с религиями первобытного общества, поэтому их еще называют развитыми религиями. Все развитые религии можно разделить на три основные подгруппы: ранние национальные религии, поздние национальные религии и мировые религии. Развитие их по сравнению с первоначальными обогащается новыми чертами. Важнейшими из них являются следующие. Во-первых, в этих религиях главными объектами религиозного поклонения стали уже не духи, а боги. Боги, в воображении верующих, - это своеобразные, усовершенствованные духи, которые сосредоточили в своих руках всю власть как о сверхъестественных объектов, так и в отношении человеческого общества. По убеждению людей классового общества, именно боги устанавливают, проповедуют и защищают угнетения человека человеком. Во-вторых, классовая дифференциация общества обусловила появление церкви как специального идеологического аппарата господствующего класса. Церковь пользовалась всеми средствами для удовлетворения своих потребностей, контролировала соблюдение религиозных обрядов верующими, защищала существующие порядки, пропагандировала и силой насаждала религиозные идеи.

Ранние национальные религии - это такие религиозные верования, которые охватывали своим влиянием верхние и средние слои населения в пределах одной национального государства. В ранних национальных религий относят религии, которые в литературе обозначаются с помощью префиксов старо -, древне -: древнеегипетскую, староіндійську, древнегреческий, древнееврейский, старопарську, староримську и др. Историческим основанием возникновения и существования ранних национальных религий был рабовладельческий строй. Эти религии существовали в условиях, когда была возможность держать самые угнетенные слои населения в повиновении только благодаря грубому насилию. Применительно к наиболее угнетенного населения, то религия еще не использовалась как средство идеологического воздействия.

Можно отметить следующие основные черты ранних национальных религий. Первая черта - уход от официального культа низов общества. В этих религиях к культовых отправлений не допускались рабы, а в отдельных случаях и часть деревенской бедноты. Такое устранение низов от официального культа в староіндійській религии иллюстрировалась терминами "різнонароджені" и "двічінароджені". Рабы и сельская беднота, что принадлежали к низших слоев (каст), считались різнонародженими. их родила мать. Двічінародженими считались те, которых родила мать и которые прошли через обряд освящения богом, то есть получили второе рождение.

Вторая черта - сравнительно небольшая живучесть. Имеется в виду то обстоятельство, что древние национальные религии существовали только в пределах рабовладельческого общества. Но только общество исчерпывало себя и религию, на смену приходили поздние национальные или мировые религии.

Третья черта - строгий политеизм. Все ранние национальные религии были політеїстичними (от греческого poly - много, teoc - Бог), то есть багатобожні. Среди многих богов выделялась небольшая группа основных, а среди последних - верховный Бог. Верховного Бога почитали как царя богов и людей, установщика и охранника законов. Другие боги считались его помощниками, которые отвечали за отдельные участки земной и загробной жизни. По верованиям древних греков (УШ-Ш в. к.) верховным богом был Зевс. Кроме Зевса, почитали богиню брака и супружеской жизни Геру, главного судью в стране мертвых Аида, богиню мудрости, наук и ремесел Афину, бога искусства и охранника дорог Аполлона и др. В древнеиндийской религии (Х-1 в. до н.э.), которая имела название "брахманизм", в роли верховного бога почитали Брахму. Ему помогали ІІІіва - бог создания и разрушения, рождения и смерти, Вішна - бог-охранник, Индра - бог войны и др. В ранней национальной религии древних евреев верховный бог Яхве, богиня брачной жизни - Аннат, бог Солнца - Самсон, бог войны - Саваоф, бог земледелия - Илия, бог пустыни - Азаел и другие образовали пантеон богов.

Четвертая черта - зарождение учение о загробной (посмертной) благодарение, то есть наличие причинной связи между поведением человека в земной жизни и ее судьбой в загробной жизни. Это учение признает посмертную награду для одних людей (праведников) и казнь для других (грешников).

В ранних национальных религиях учение о потусторонней (загробной) благодарение существует пока в неразвитом виде: благодарение пропагандируется не всеми религиями и течениями и не на всех этапах их развития. К тому же ранние национальные религии даже в тех случаях, когда они вызвали и пропагандировали загробные благодарения, не обещали небесной вознаграждения наиболее угнетенным слоям населения - рабам.

И, наконец, последняя, пятая черта - обязательность и сложность жертвоприношения. В жертву богам приносили пшеницу, виноград, блины, мед, молоко, вино, пахучую траву, дикую птицу, петухов, коз, овец, свиней, быков, собак, лошадей.

Немало национальных религий знали и человеческие жертвоприношения. По сообщению Плутарха (Ы в. до н.э.) жители Карфагена, сторонники давньофінікійської религии, в жертву богу Молоху войны приносили не только военнопленных, но и детей-первенцев. Есть также сведения о человеческих жертвоприношениях в древнееврейском, давньовавілонській, древнеегипетском, древнегреческой, давньомексіканській и других ранних национальных религиях.

Ранние национальные религии не сохранились до нашего времени, но много идей и обрядов из них вошли в современных религий. Позже национальные религии выступают с такими религиозными установками, которые охватывают своим влиянием все социальные слои в пределах одной национальности. К этой религиозной формы принадлежат много религий нашего времени - индуизм, сикхизм (Индия), конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (религия евреев во многих странах мира) и др.

Историческим фунтом для возникновения поздних национальных религий была кризис, по которой возникла необходимость использовать религию усмирения наиболее угнетенной части общества. Суть этого кризиса оказалась в разложении рабовладения и переходе к феодальных общественных отношений. Но имели место и специфические формы проявления данного кризиса. Так, в жизни еврейской народности кризис отразился в том, что они рано потеряли свою национальную государственность и на длительное время попали в ярмо к чуждо-странцев-завоевателей. При этих условиях национальная религия евреев перестала быть религией только верхов общества, потеряла характерную для ранних национальных религий функцию идеологического противостояния верхов низам.

Каковы же основные черты поздних национальных религий?

Первая черта - большие масштабы влияния. В данном случае религия играет роль идеологического средства ущемления всех угнетенных социальных слоев национального государства или национальности. Теперь возможность принять участие в отправлении культа имела и наиболее эксплуатируемая часть общества. Так, индуизм, который пришел в Индию в i в. н.э. на смену брахманизма, сохранил по сути поклонения тем самым богам, но было ликвидировано разделение индусов на однонароджених и дваждырожденных.

Вторая черта - большая живучесть. Как отмечалось, многие поздних национальных религий существуют и до настоящего времени.

Третья черта - единство политеизма и монотеизма, то есть многобожие и единобожие. Большинство религий этого типа является політеїстичними. Но среди них есть и монотеистические (moho... + rp. theos - бог) - єдинобожні. К последним относятся иудаизм и сикхизм.

Четвертая черта - упрощение жертвоприношений. Жертвоприношения, в виде скота, птицы существуют в уменьшенной форме или вовсе отменены. Полностью отказались поздние национальные религии от человеческих жертвоприношений.

Пятая черта - развитость учение о загробных возмездия. На этом этапе развития религии выдумки о загробной жизни приобрели первостепенное значение. Обещания небесной вознаграждения за хорошее поведение были распространены и среди наиболее угнетенных слоев населения. Примером сохранения до наших дней поздней национальной религии-иудаизм, который в VII в. не. пришел на смену древнееврейской религии.



Назад