Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

2. Фрігійська религия


В северо-западной части Малой Азии еще 2 тыс. лет до н. э. поселились племена фригийцев, которые вроде бы в43 в. до н. э. принимали участие в легендарной Троянской войне. Вполне достоверная их участие в разгроме Хеттском государства в 12 в. до н. э. В 10 - 8 в. до н. э. произошло подъема Фригийского царства, учредителем которого считают царя Гордия, а расцвет которого происходил за царя Мидаса (738 - 696 г. до н. э.). Это была экономически крепкое государство, недаром же состояла легенда о том, что от прикосновения руки Мидаса все превращалось в золото, даже еда. Мидас освободился от этой тяжелой для него способности, когда искупался в реке Лантол, которая с того времени стала золотоносною. Мифы рисуют Мидаса и как невежду, который взялся судить музыкальное состязание козлоподібного бога Господина с всесторонне одаренным Аполлоном. Мидас присудил победу Господину, за это Аполлон наградил его віслячими ушами, которые он вынужден был прятать под фригийским колпаком. Так вот, этот Мидас стоял у истоков фрігійської религии.

Это легенда. Но расцвет Фрігідії на самом деле связан с монополией на производство железа в период наступления "железного века". Фригия установила свое господство на Эгейском море. Но уже в 7 в. до н. э. значительная часть ее территории была завоевана киммерийцами, в 6 в. до н. э. она попала под власть Лидии, а затем - Персии, где окончательно потеряла свою государственность. Некоторые ученые считают фрігійську язык родственную с армянской, а следовательно, и фрігійську религию с религией армян.

Фрігійська религия образовалась на основе местных племенных культов, а также религиозных достижений древних греков, племена которых из Македонии и Фракии составили основу фригийского народа в конце 2 тыс. до н. э.

Центром вероучения фрігійської религии является культ Великой матери - богини Кибелы, что еще имела имена Ма, Реєя, и молодого умирающего и воскресающего бога Аттиса. Мы уже знаем, что этот культ был и у хеттов. Но у фригийцев этот культ набрал своеобразного соци-социальной-экономической и политической окраски. Дело в том, что в ту эпоху царская верхушка, остерегаясь растущей власти служивого чиновничества, что пыталось утвердить наследственность своих должностей, чинов и богатств, широко употребляла замещения должностей высших чиновников, писш'в, военачальников евнухами. Хлопчи-ки-евнухи, оскоплені еще в детстве, имели безусловные преимущества в образовании и карьере перед своими ровесниками. Высшие чиновники и жрецы, будучи евнухами, требовали идеологического оправдания своего положения. Отсюда утверждение мифа о Аттиса, чтобы избежать домогательств своей матери на любовника, подверг себя самоос-копленню и умер под своим священным деревом - сосной. Но богиня, что полюбила Аттиса, добилась воскресения его. Этим событиям были посвящены особые весенние праздники, которые еще в хеттов входили в государственный культ. В фригийском культе тоже были распространены оргаїстичні обряды и самоосколлення жрецов, которые посвящали себя богу Аттісові и этим освобождали себя от страстей, что теряют человечество и обесценивают мораль. Поиски путей морального усовершенствования, пусть таким странным на наш взгляд путем, является одним из новых моментов религиозного развития даже периода глубокой древности.

В западной части Малой Азии в плодородной долине р. Герм расположилась в начале 1 тыс. до н. э. государство Лидия. Она прославилась золотым песком реки Герм. Географическое положение на торговых путях из Європою, на Ближний Восток тоже способствовало развитию этого государства. Первое время Лидия входила в состав Фригии и там приобрела фрігійську культуру и религию. С 7 в. до н. э. - она уже независимое государство со столицей в г. Сарды. Тесная связь с Древней Грецией привел к восприятие греческого религиозного влияния греческой мифологии. Страна была очень богата. В Лидии впервые в мире стали чеканить золотую монету. Именем последнего лидийского царя Креза (595-546 гг. до н. э.) стало на-рікатися колоссальное богатство.

Лидийская древний культ вславився своим великолепием.

В 546 г. до н. э. Лидия была завоевана персидским царем Киром. Затем входила в состав государства Александра Македонского.



Назад