Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

3. Сирійсько-финикийская религия


Восточное Средиземноморье имеет очень благоприятные условия для человеческой жизни: теплый климат, плодородные почвы, возможность искусственного орошения, богатая флора и фауна. Это подтолкнуло развитие земледелия и животноводства, а также различных ремесел. Трудолюбивые народы Восточного Средиземноморья добивались развития технологии производства, специализации, рост производительности труда. В связи с этим менялась частная собственность, углубившийся развитие общественной организации. В двух государствах, возникших в этом регионе, - Сирии и Финикии, активно шли духовные процессы, в частности развитие культуры и религии.

Существовала там и третья значительная государство - Палестина, но о ней речь будет идти при освещении истории иудаизма.

На севере Сирийской пустыни, на запад от Ассирии вплоть до восточного побережья Средиземного моря во второй половине Из тыс. до н. э. - 2 тыс. до н. э. проживали племена хананеев, аморесв (аморитів и амареєв). Они создали ряд мелких городов - государств: Алах, Ебла, Халеб, который есть кадес и др. Уже с 3 тыс. до н. э, эти территории пытались покорить государства Двуречья (Аккад, Ур) и они не смогли сохранить свою независимость. В 2 тыс. до н. э. их захватили гиксосы, которые проникли даже в Египетского. Затем эти города-государства побывали под властью Древнего Египта, Митанни, Хеттського царства. В 14 в. до н. э. в Сирийскую пустыню вторглись кочевые арамейские племена слились с местным населением. Лишь в начале 1 тыс. до н. э. мелкие государства образовали союзы, но и они были неспособны сохранить независимость и были подвластны Ассирии, Вавилонской государстве, персам, потом входили в державу Александра Македонского, Селевкидів, Рима, Византии. Иначе говоря, сирийские земли почти все время были объектом захвата. Понятно, что это чувствовала на себе сирийская культура.

В условиях расширения арабского халифата в 7 в. н. э. Сирия некоторое время была ядром этого государства, а город Дамаск - его столицей. Теперь сирийцы являются арабами, разговаривают на сирийском диалекте арабского языка.

За эти времена бурной истории древние сирийцы вместе с финикийцами создавали, не глядя на завоевание их, устойчивое семантическое етничне образования. Они удобно устроились на восточном побережье Средиземного моря и имели общую культуру и родственные религиозные культуры. Теперь скажем о Финикию и финикиян.

Финикия - это неширокая полоса земли между Средиземным морем и Ливанским хребтом. Она шедро одаренная природой и была заселена в самые древние времена. На этой полосе восточного побережья Средиземного моря примерно в 5-4 тыс. до н. э. поселились при-шельці с берегов Епитрейського моря. А другие исследователи говорят, что это были коренные жители этих городов. А может и первое и второе - сразу. Эти люди и получили название финикийцев. Они построили в 2 тыс. до н. э. города Угарії, Сидон, Библ и другие, которые стали центрами оживленной торговли, потому что стояли на перекрестке торговых путей с востока на запад, с юга на север. Финикия стала также мастерской древнего мира, в ней большого развития достигла обработка металла, изготовление стекла, крашеных тканей, строительство весельных кораблей. Но основой хозяйства было земледелие и садоводство. Быстро большого распространения вступило рабство, причем в самой жестокой форме. Финикийцы вели активно работорговлю в этом регионе. С начала 2 тыс. до н. э. и до 12 в. до н. э. Финикия находилась под властью Древнего Египта.

В 10 - 9 в. до н. э. из финикийских городов особого развития достигло город Tip. Т/рські купцы осуществляют освоения важных морских путей, особенно тех, что шли на запад Средиземноморья. Это сделало Tip пионером колонизации Кипра, побережье

Эгейского моря, островов Сицилии, Сардинии, Мальты, Балеар-ских островов, побережье Гали, Север Африки и Испании. Это финикийцы создали в 825 г. до н. э. город Карфаген, которое впоследствии стало центром могущественного государства.

В будущем, начиная с 8 в. до н.э., финикийские города находятся под властью Ассирии, Египта, Вавилона, Персии, Эластичной, а затем Римской империи, все время сохраняя определенную автономию.

Сирійсько-финикийская культура, в том числе и религия, подверглась значительному влиянию со стороны Ассирии, Вавилона, Египта и других стран. Финикийцы были хорошими мореходами, совершили немало географических открытий. Египетский фараон Нехао в 600 г. до н. э. отправил финикийских моряков в поход вокруг Африканского континента. Отплыв в Красное море они вернулись к Египта через Средиземное. Создан финикийцами алфавит был заимствован многими народами того времени, а через греков пришел к нам.

Религия сирийцев и финикийцев образовалась по их первобытных религиозных верований и сначала была обычной родоплемінною религией. С образованием городов-государств каждое из них имеет собственного главного бога, который имеет свое имя: Адонис - владыка, Эл - бог, Мелькурт - царь города и т.д. Каждый из них имел женщину, в основном это была богиня луны - Астарта (Аштарт), позаимствованная в Вавилоне!', где она имела имя Иштар. Были также другие второстепенные боги. В каждом городе был храм, посвященный богу своему, изображение которого было главным фетишем. В храме была могущественная корпорация жрецов, играла значительную роль в политической и общественной жизни города. Храмы получали щедрые пожертвования и имели колоссальные богатства. Жестокий образ жизни породил и жестокий религиозный культ. Богам приносили кровавые жертвы. Широко практиковались и долго держались, вплоть до НИ в. до н. э., человеческие жертвоприношения путем сжигания перед идолом или в его металлическом чреве, особенно новорожденных первенцев.

В исторических памятниках сохранилось имя одного из финикийских богов, которому приносили особенно жестокие детские жертвы. Его имя - Молох, что и означает "пожиратель детей". С.О.Токарев отмечает, что, пожалуй, нигде культ богов не достигал такой жестокости, как в финикийских городах.

Молох финикиян - это основатель государства, он - изобретатель мореходства и багряницу, он - первый царь. Когда финикийцы высылали колонию для освоения новых земель, то обязательно было необходимо одобрение Молоха, он сам руководил этим делом.

Молох - это грызний правитель, который не терпеть отрицание своей власти он величие и сила государства. Он такой бог, к которому опасно приближаться. Он источник жизни, потому что он его разрушает. Жрецы Молахо безбрачные, жрицы нетронутые. Необычные боги требуют необычных жертв - живых человеческих.

Еще одно замечание. Исследователь В.А.Тураєв заметил, что в Финикийском религиозном культе нет ничего, чтобы касалось моря. А они же были мореходами, вели торговлю с дальними странами, славились как жестокие работорговці. их боги были антропоморфічні, но более напоминали животных, особенно быков. Отсюда сделан вывод, что они, так сказать, стойбища происхождения, а сами фінікіяни вышли из пустыни. Обратим также внимание на то, как много может рассказать о религия те времена истории, фактов которых мы другим путем не получили.



Назад