Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Раздел IX. Иудаизм


Иудаизм - одна из древних религий, сохранившаяся до наших дней. Словом иудаизм называют религию, распространенную среди евреев. Это слово происходит от названия древнего племени Иуды. Приверженцы иудаизма проживают на всех континентах Земли. В мире проживает 13,5 млн. евреев (сюда неправильно относят всех евреев, независимо от того, они исповедуют религию или нет). Иудаизм распространен преимущественно среди евреев, но известны факты распространения иудаизма и среди нееврейского населения. Например, в Древнем Риме, Хазарской государстве VIII, ст. в современной Эфиопии и др.

Ниже представлены данные о количестве верующих в разных странах. Европа: Великобритания - 450 тыс. (в Большом Лондоне - 280 тыс.), Италия - 30 тыс, Франция - 535 тыс. (в Париже - 300 тыс), Австрия - 8 тыс., Нидерланды - 30 тыс, Швейцария - 21 тыс, Германия - 20 тыс, Греция - 6 тыс, небольшие группы по несколько тысяч в Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, на территории бывш. СССР.

Азия: Иран - 30 тыс, Турция - 40 тыс, Ливан - 3 тыс, небольшие группы почти во всех странах Юго-Западной Азии (Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Си-рия и др.). В Израиле большая часть населения исповедует иудаизм, где он объявлен государственной религией.

Африка: Марокко - 48 тыс, в Эфиопии один из народов агау следует иудаизма - 30 тыс.

Канада - 280 тыс (в Монреале - 110 тыс, в Торонто - 88 тыс.). Больше всего иудеев в CUJA - 5,7 млн. (в Нью-Йорке с пригородами - 2,4 млн., в Лос-Анджелесе - 535 тыс, Филадельфии - 330 тыс, Чикаго - 270 тыс, Бостоне - 175 тыс, Ма-йамі -140 тыс, Вашингтоне - 100 тыс).

В Аргентине - 500 тыс. (в Буэнос-Айресе - 360 тыс), Бразилии - 150 тыс, Уругвае - 55 тыс, Мексіці - 49 тыс, Чили - 35 тыс, Венесуэле - 12 тыс, Колумбии - 10 тыс.

Богословы и историки утверждают, что иудейская религия имеет божественное происхождение, в результате чего у нее нет никаких исторических и социальных корней. Они считают, что через особую милость божью сохранили иудаизм неизменным до нашего времени. Эти утверждения богословов находятся в противоречии с историческими фактами. В действительности религия на протяжении веков значительно изменялась, меняла свое содержание, форму в зависимости от развития со-циально-экономических условий жизни общества.

Как же возникла и развилась иудейская религия? Три - четыре тысячи лет назад в степях Аравийской пустыне жили многочисленные племена скотников хапіру-головорезы, которые в середине III тыс. вторглись в Палестину, где вели борьбу с коренными народами этой страны. Была покорена часть страны, которая имела название Ханаан. На то время там уже были небольшие города, народ имел свой алфавит, который отличался от земли и считался образцом для всех древних и новых алфавитов. Жители финикийского города Библос первые начали делать бумагу. Именно поэтому книги тогда назывались біблами, библиями. Благодаря своей смекалке и связям с другими странами жители этого уголка Земли сыграли исключительную роль в развитии торговли, установлении деловых отношений между странами. Развивалось здесь и земледелие.

Жители ханаана делились на множество племен. После поселения в Палестине племя хапіру смешалось с коренными жителями и стало называться евреями - от древнееврейского слова "івриш" - окраина. Так начали называть народ, который жил удаленно, на окраине Палестины, на берегу моря.

Скотоводи-хапіру, которые кочевали в Аравийской пустыне, были в полной зависимости от природы. Бессилие перед ее стихийными силами порождало у них разные фантастические представления об окружающем мире. Людям казалось, что все имеет необычайную силу и власть над ними В жизни древних евреев-скотоводов главную роль играли животные, и они постепенно пришли к выводу, что животные тоже обладают необычайными свойствами. Древние еврейские племена поклонялись животным, потому что считали их своими родовыми предками и обожествляли их. Прочного и длительного связи между этими племенами в обычных условиях не было. Они объединялись только на случай войны и выработка совместного военачальника. У евреев в далеком прошлом религия имела характер политеизма. Предметами поклонения были горы, деревья, каменные и деревянные столбы. Вместе с этим они поклонялись солнцу, луне, многочисленным добрым и злым духам.

В первые века своего пребывания в Палестине евреи не пошли дальше возникновения союза племен, потому что для этого не было необходимых экономических условий. Но со временем евреи-скотоводы позаимствовали у более развитых ханаанців навыки земледелия. Они начали переходить от кочевой жизни к оседлому, от скотоводства к земледелию. Близость языка способствовала тому, что со временем завоеватели и покоренные начали смешиваться, в результате возникла единственная народность.

В конце XIII в. до н.э. из разрозненных племен, которые имели более-менее устойчивые межплеменные объединения, первой образовалась еврейское государство Израиль. Возникновение государства способствовали географические особенности Палестины, которая находилась на перекрестке караванных торговых путей, которые соединяли Египетского с Сирией и Месопотамией. Этот процесс ускорился еще и потому, что евреи имели сильного соседа, с которым они враждовали. Надо было объединять и укреплять свои земли. А такое укрепление земель могло быть обеспечено только объединением и возникновением государства. Первым израильским царем был Саул. Южные еврейские племена объединились вокруг племени Иуды и во второй половине XI в. до н.э. также влились в израильскую государство. Но уже в 935 г. до н.э. рабовладельческое государство распадается на две части: Израильское и /удейське царства. Именно в это время и происходило возникновения иудейской религии, потому что старые племенные религии не способствовали объединению племен.

Религия еврейских пастухов постепенно меняется культом богов, которые считались покровителями сельского хозяйства. Но по мере дальнейшего объединения отдельных племен на территории Палестины во главе с царем, на первое место выступает культ единого бога - Яхве (Иегова) - бог племени Иуды, отсюда и название - иудейская религия.

Сначала бог Ягве почитается евреями, которые занимались скотоводством, как дух и демон пустыни (его они представляли в образе быка или льва как символ урожая). Со временем этот бог превращается в мощного бога - покровителя племени Иуды. С объединением в государство бог-покровитель стал богом-защитником всего еврейского народа в Израильскому государству. Изменилась и его основная функция. Главной задачей бога Ягве стало руководство военными операциями против внешних врагов. Он стал богом войны, защитником государства.

Условия исторического развития Израиля и Иудеи способствовали укреплению именно бога Ягве. По условиям рабовладельческой государства евреев их религия превращается в оружие классового господства и гнета. Провозглашается единственный бог - самодержец Ягве. У него появляются черты человека, с верующими он общается через посредников, его окружают боги разных рангов. Возникает необходимость уважать Ягве как всеєврейського бога, который словно избрал евреев своим любимым народом, еще до их поселения в Палестине. Возникает миф о том, что некогда евреи находились в Єгипті, а бог Ягве вывел их оттуда. Постепенно на Ягве переносятся лучшие черты других богов. Он становится покровителем урожая, торговли и защитником на войне, наставником в ремеслах. Все другие боги подчинены ему, они его служители.

Борьба за централизацию культа Яхве и признание его единственным богом продолжалась долго, в течение трех веков (Х-УІІ в. до н.э.). Главную роль в распространении иудейской религии сыграла каста жрецов, которая по мере усиления культа Яхве вытесняет других племенных богов.

В первой половине X в. до н.э. царем Израиля стал сын Давида Соломон. При нем в Єрусалимі был сооружен храм Яхве (960 г. до н.э.). Сосредоточение культа Яхве привело к укреплению других жрецов. Оно превратило их в паразитическую касту, которая жила за счет трудового населения. Царь Соломон восстановил закон о десятинный сбор для жрецов. По этому закону жрецы получали от земледельцев и скотоводов десятую часть урожая или приплода от скота. Храм владел рабами и имел большие денежные суммы. Жрецы составляли корпорацию (колено левитов), они пополнялись выходцами из знатных родов и были опорой царской власти. С сооружением храма Єрусалим стал не только политической столицей страны, но и религиозным центром. В этих условиях перед служителями иудаизма в рабовладельческом обществе возникли новые задача - оправдать эксплуатацию. В интересах рабовладельцев именем Яхве иерусалимские жрецы освящали насилия, отвлекали трудящихся от борьбы со своими поработителями, обещая им награду на небе за все мерзости эксплуататорского строя на земле. Иудейские священнослужители заставляли верующих молиться и приносить жертвы не только в честь бога Ягве, но и в честь еврейского царя, а позже и на вавилонских, персидских, греческих деспотов, римского императора-угнетателя. Сами жрецы благодаря этому всячески наживались за счет верующих.

Прообразом единого бога в иудаизме как монотеистической религии является деспотическая власть царя в древнееврейском государстве. Царь небесный был отражением, копией царя земного. В дальнейшем древнееврейский государство покорили последовательно ассирийские, вавилонские, персидские, греческие и римские завоеватели. Но вера в единого бога не ослабевала, а укреплялась, поскольку она отвечала социальным условиям того времени, підтримувапася царями-завойов-никами и иудейскими священниками.

Исторически можно выделить три основные этапы эволюции: древний, или біблійський; средневековый, или талмудський, и современный иудаизм. Первый из этих этапов связан с возникновением и историей древних еврейских рабовладельческих государств - Иудеи и Израиля. Он охватывает отрезок пути от завоевания кочевыми еврейскими племенами Палестины (ХУ-ХИУ в. до н.э.), возникновения древнего еврейского государства при Давиде и Со -

ломоні (X в. до н.э.) до гибели последнего из еврейских государств - Иудеи, разрушенной сначала вавілонцями в VI в. до н.э., а потом окончательно римлянами в i в. н.э.

Для этого этапа характерно сохранение в иудаизме многочисленных пережитков примитивных религий, которые существовали у древних евреев и родственных с ними семитских племен, кочевавших в степях и пустынях Аравии и в других странах Передней Азии (сам иудейский бог Ягве ранее был пленником духом - покровителем одного из еврейских племен).

Лишь в конце этого этапа племенные культы, а также фетишистські и другие языческие взгляды вытесняются иудейским монотеизмом, который является духовным отражением становления централизованной древней еврейской рабовладельческой монархии, а центром и главным идейным защитником этого монотеизма становятся жрецы храма иерусалимского, они и создают первую священную книгу иудаизма - Книгу законов (Тору) о религиозные реформы царя Иосии (VII в. до н.э.). После реформ Иосии, во время так называемого вавилонского плена, и позже, вернувшись из плена, жрецы отстраивают разрушен Иерусалимский храм, создают Книги пророков и писания, и вместе с Торой создают иудейскую Библию. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Иудейская религия признает только ветхий завет, христианство принимает за священные книги ветхий и Новый заветы.

Те библейские книги, которые церковь признает священными, составляют канон (правило), то есть твердо зафиксирован комплект священных книг, которым приписывалась высшая религиозная авторитетность, богодуховність. Они называются каноническими.

Первая часть Библии - ветхий завет - состоит из 3-х частей: Л'ятикнижжя Моисеево, или Тора (староевр. - закон, учение), книги Пророков, Писания. Сама Тора состоит из 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и второзаконие.

Іудаїсти всегда считали, что Тора имеет божественное происхождение - она продиктована пророку Моисею самим Богом и ни одна книга древнего и современного мира не может равняться с Торой. Что же собой представляет Пятикнижия? В книге Бытия говорится о сотворении мира Богом (примерно за 3760 лет до н.э.), первых людей, об их жизни, изгнание из рая, о всемирном потопе. Выход описывает жизнь евреев в Єгипті и их выход оттуда. Левит, посвященный законам, выявлению грехов, заповедям. В книге "Числа" выложен "историю" мытарств, которые выпали на долю еврейского народа после выхода, наконец "Повторения" закона, или вторая книга законов, повторяет много законоположений. В ней заповеди, законы, решения переплетаются с воспоминаниями и наставлениями. В древнем мире рабовладельческим законам приписывалось божественное возникновения, чтобы предоставить им больше силы. Так, Тора, по своему содержанию, - обычный кодекс рабовладельческого права, она устанавливает правила иудейского культа и старательно доказывает монотеизм Яхве.

Вторая часть Ветхого завета - Пророки - есть нішо иное, как искажение летописей. В них рассказывается о завоевании Палестины и расселения евреев в Ханаане. Книги изображают период довавілонського плена, период после возвращения евреев из Вавилона в Палестину и т.д.

Третья часть Ветхого завета - Писания - это псалмы, притчи, песни и др.

Известны две редакции Ветхого завета - масоретська и септуагин-и.

Масорети - это еврейские рабы, которые окончательно отредактировали ветхий завет во II в. до н.э., а септуагина ("семьдесят") - это перевод древнееврейского текста Ветхого завета на греческий язык, сделанный словно 72 переводчиками в течение 72 дней в i в. до н. э. На самом деле эта работа продолжалась два века. Последний текст, унаследованный христианством, является теперь наиболее распространенным.

Важным источником по истории иудейской религии в 11-i в. до н.э. и ii в. н.э. есть тексты различного содержания, выявленные в конце 40-50-х гг. XX в. на западном побережье Мертвого моря, в пещерах Курма-на и Недостатки Муррабба'ат (Кумаранські рукописи). Эти тексты свидетельствуют о широком распространении в Иудее религиозного сектантства. Многочисленные фрагменты из книг Ветхого завета, обнаруженные в пещерах Иудейской пустыни, имеют большое количество разночтений. Теперь, благодаря этим (домасоретським) текстам, ученые получили возможность конкретнее описать процесс создания Ветхого завета, лучше показать антинаучность утверждений еврейских и христианских богословов о его неизменность и святость.

Известно, что ассирийские и вавилонские завоеватели насильственным путем вывели массы евреев в Месопотамию и Мидию. Так были переселены массы иудеев из Палестины в Египетского. Помпей привез в Рим сотни пленных евреев. Причины массовой эмиграции иудеи из Палестины в другие страны имеют разное происхождение и характер. Во многих случаях это не зависело от их доброй воли. Расселение евреев за пределами Палестины имеет название диаспоры. Массовое расселение евреев по странам Средиземноморья в VI-IV вв. до н.э., римские завоевания в конце i в. до н.э. привели к тому, что количество евреев в разных странах мира уже в i в. н.э. намного превышало количество населения самой Иудеи. Историки утверждают, что в начале нашей эры только в Римской империи проживало 4 - 4,5 млн. евреев, в самой Палестине лишь 1 млн. Такое расселение евреев в разных странах мира потребовало реформирования религии.

Жизнь евреев концентрировалась вокруг их религиозного центра - общины. По требованиям ритуала евреи собирались каждую субботу для богослужения, чтение священного писания, обсуждение различных дел, которые касались всей общины

Связь евреев с Иерусалимским храмом и его жрецами в это время был незначительным. Паломничество трижды в год в Єрусалим, что требовалось Библией, было невозможным для большинства евреев, которые жили в других, отдаленных странах. Поэтому уже в IV в. до н.э. начала возникать новая форма религиозной общины - синагога, которая изначально рассматривалась как дополнение к храмовой организации вместо посещения храма иерусалимского. Верующие собирались теперь в молитвенный дом (синагогу), где вместо жертвоприношения провозглашались молитвы и хвалебные гимны богу Яхве или же читались слова из Библии, которые духовенство тут же объясняло. Особое значение приобретает специальный день для молитвенных собраний - суббота, празднование которого заимствовано у вавилонян Это праздник становится обязательным для каждого еврея.

Сначала синагоги были лишь случайными и временными собранием верующих, но со временем они превратились в постоянный религиозный заведение. Синагога была не только молитвенным домом, но и отдельной светской организацией верующих. Она выступала как представительный орган еврейских общин, осуществляла в них известные функции управления, была центром общественной жизни. Должностные лица синагоги, как правило, выбирались из представителей знатных семей и фактически бесконтрольно распоряжались ее имуществом и финансами. В первые века нашей эры окончательно складывается и форма иудейской религии, которая в основном сохранилась до нашего времени Основные положения ее тщательно разработанные в Талмуде и равінській литературе. Талмуд (по-древньоєв-рейські - учение, изучения) относится к числу основных достопримечательностей иудейской религиозной и правовой литературы. Он собирается и редактируется в Палестине и Вавилоне примерно от IV в. до н.э. ло И в. н.е.гТалмуд возник в результате необходимости приспособить старый религиозное учение и библейское законодательство к новым, условий жизни свреїв. Иудаизм, в период которого состоит Талмуд, принято называть талмудичним

Раввины В синагогах не только комментировали и объясняли Тору, но и составляли новые религиозные рассказы, разрабатывали вероучения, реформировали иудаизм в соответствии со временем. Поэтому Талмуд является кодексом религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейству. Он вмещает в себе легенды и мифы о Боге, выдуманные истории о потустороннем мире и загробную жизнь, поучительные притчи и прочее. Относительно строения Вселенной, Талмуд учит, что небо состоит из семи частей: первое небо представляет собой завесу, которая утром поднимается, а вечером опускается; второе небо твердое, к нему прикреплены звезды, луна, солнце; на третьем небе работает большой мельница, который мелет манную крупу, что идет в "пищу небесном населению; на четвертом находится небесный Єрусалим; на пятом живут ангелы; на щостому расположены склепы, наполненные снегом, дождем, градом, а также является кладовой с бурями и дымом; седьмое небо - рай, там живут справедливость и добродетель, там же находятся души праведников и тех, кто еще не родился.

Единственным источником знаний и поучений молодежи Талмуд считает священное писание и требует изучать Библию днем и ночью. "Ходить на арене, смотреть змеев, волшебников, посещать светские игры... запрещается... Это отвлекает человека от изучения Торы". К светских наук иудаизм относится с презрением, осуждает их: "О том, что выше тебя, не думай. В том, что не по силам тебе, не заглиблюйся, непонятным для тебя не занимайся, о том, что сокрыто от тебя, не спрашивай", - учит Талмуд. Светским наукам можно учиться только во время, которое не принадлежит ни дня, ни ночи.

Иудейская религия консервативная. Система иудейской образования построена на слепом преклонении перед авторитетом. Высшим авторитетом считается раввин. Даже очевидная глупость, высказанная им, приобретает силу закона. "Если раввин даже скажет тебе левое, правое, а правое, левое, ты должен слушаться его", - поучают талмудисты. Все, что говорится в Талмуде о строении Вселенной, растения, животного, человека, - не научное. Взять хотя бы такую талмудичну мудрость: "Затмение Солнца предвещает язычникам голод и войну, затмение Луны - плохая примета для Израиля", "Меркурий - секретарь Солнца, и кто родился в его время, будет знаменитым и мудрым", или же: "Болезни посылает людям Бог как наказание, а вылечиться можно молитвой", "Недостаточность дождя от того, что мало изучается Тора". Талмуд - это орудие реакции, собрание самых темных его представлений авторов об окружающем мире. Размер Талмуда - 5894 стр. Все в нем разбросаны бессистемно, поданное схоластично. Этот большой сборник содержит записи дискуссий раввинов по вопросам толкования отдельных мест Ветхого завета. В Талмуде также изложены правовые нормы, религиозные прописи, законы, касающиеся судебных дел - уголовных и гражданских, богословские размышления по вопросам догматики, культа, этические нормы, примитивные данные по математике, астрономии, медицины, науки, сказки, легенды, притчи, басни, мифы и т.д.

Библию и Талмуд иудаизм считает первоисточником своего вероучения, эти книги широко используются в настоящее время раввинами для затьмарювання сознании верующих евреев.

В эпоху феодализма положение бедных трудящихся евреев в странах Западной Европы было крайне тяжелым. Они были вынуждены жить отдельно от остального городского населения, в так называемых гетто. За пределами этих кварталов они не имели право поселяться без разрешения властей. Основную массу здесь составляли мелкие ремесленники и поденщики. Они жестоко эксплуатировались еврейскими купцами и ростовщиками в союзе с служителей религиозного культа.

Отмена таких поселений в странах Западной Европы было результатом буржуазных революций, которые происходили здесь в конце XVIII и в XIX веке. В Риме гетто было уничтожено лишь после падения папской власти в 1870 г. В царской России при наличии еврейской оседлости не было необходимости в создании таких поселений. Но они существовали в ряде городов бывшей территории Речи Посполитой как наследие существующих там порядков.



Назад