Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Реформированный иудаизм


В течение XIX в. среди еврейского населения ряда стран Западной Европы и США возник и получил широкое распространение движение, направленное к реформы иудейской религии. Он был вызван попыткой еврейской буржуазии приспособить иудаизм к социально-экономических и политических условиях капиталистического общества. Развитие капитализма приводил к ликвидации гетто и распада общинной жизни евреев, способствовал их более тесному общению с людьми других национальностей. Труднее становилось выполнять многочисленные религиозные обряды, соблюдать строгих приказов относительно различных запретов, ритуальной чистоты и т.д. Еврейская буржуазная интеллигенция массами переходила в христианство. Все это заставляло еврейскую буржуазию искать пути обновления и спасения иудаизма. Реформисты утверждали, что религиозные обряды должны постоянно менять свое содержание в зависимости от запросов времени. В соответствии с этим они считали необходимым отказаться от строгих приказов раввинов, от их отживших распоряжений. Сторонники реформированного иудаизма отменили законы о пище, значительно сократили количество религиозных праздников, сравняли женщин с мужчинами в отношении религии, одобрительно относились к смешанных браков. Они не признавали авторитет Талмуда, имело значение придавали идеям мессіанізму, в богослужение не включали молитвы, которые выражали надежду на возвращение евреев в Палестину. В реформированных синагогах служба велась на языке той страны, на территории которой они находились. Путем очистки иудаизма от наиболее устаревших идей и обрядов реформисты пытались лучше использовать его для затемнения сознания евреев. Наибольшее распространение реформированный иудаизм имел в Англии и США, где иудейские общины делились на ортодоксальные и реформированы. Первые продолжали придерживаться традиционных догматов и обрядов талмудического иудаизма, другие требовали их изменения в связи с новыми социальными условиями жизни евреев. Ортодоксальные и реформированные синагоги защищали интересы еврейской буржуазии.

В России до раздела Польши жила сравнительно небольшое количество евреев. После этого их численность значительно увеличилась за счет евреев, населявших территории, отошедшие к Росы. В 1783 г. ее подданными стали также евреи, проживавшие в Крыму. От присоединения к России, Курляндии, Царства Польского, Кавказа, в ее пределах оказались новые массы еврейского населения. В России еврейские рабочие были обречены на бесправие и нужды. В 1791 г. указом Екатерины II была установлена так называемая черта еврейской оседлости. Евреям разрешалось жить не на всей территории государства, а лишь в определенных губерниях. Лишь отдельные группы еврейского населения имели право селиться за пределами линии, но не везде. В период царствования Николая И правовое положение евреев еще больше ухудшилось. Они были лишены права поступать на государственную службу и ограничены в передвижении, от них требовалось платить особый налог.

При Александре 1Н появились новые правовые ограничения для евреев: запрет селиться в сельской местности, процентная норма при поступлении в школы, закрытие доступа не только в государственных, но и общественных должностей. В начале XX в. ограничения для евреев в передвижении и в поступлении в учебные заведения были доведены до крайности. Царизм насаждал антисемитизм, пытался не допустить участия еврейских рабочих в революционной борьбе вместе с пролетариатом других национальностей.

Подвергая различным преследованиям еврейскую бедноту, царское самодержавие не давало большой свободы еврейским богачам и служителям культа, которые эксплуатировали еврейских трудящихся и держали их в повиновении. Еврейские капиталисты находили общий язык с капиталистами других национальностей России в эксплуатации населения. Они отпускали большие деньги на строительство синагог, оказывали материальную помощь служителям культа. Иудейское духовенство со своей стороны защищало интересы эксплуататорских группирований, верно служило еврейской буржуазии. Они подносили царю Николаю II свитки Торы в синагогах молились за здоровье и благополучие представителей господствующей династии. Много раввинов, как и духовные лица других религий, служили в царской охранці, выдавали полиции евреев - участников борьбы с самодержавием. За эту работу царское правительство награждал таких раввинов золотыми медалями, почетными званиями купцов первой гильдии, золотыми саблями, часами и т.д.

Иудейское духовенство настойчиво отстаивали свои привилегии и имущественные интересы, оно выступало против всевозможных новшеств, держало в пренебрежении еврейское население, перепиняло проникновения в его среду прогрессивных идей.

В подчинении у духовенства находилась еврейская начальная школа (хедер). До 40-х годов XIX в. она была единственным учебным заведением для еврейского населения России. Как массовая школа для еврейских трудящихся хедер сохранился вплоть до 1917г. Обучение здесь сводилось в основном к чтение и толкование Библии, Талмуда и других текстов на древньоєврейській языке. Метод преподавания противоречил элементарным требованиям педагогики. Меламед (учитель) требовал, чтобы дети механически зазубрювали текст, а затем переводили его на разговорную еврейский язык. В хедере учились исключительно мальчики. Меламеди обращались с ними очень грубо, часто применялись телесные наказания. Духовенство использовало хедер для распространения среди трудящихся евреев религиозной идеологии и недопущения их к светского образования.

Процесс модернизации в иудаизме, как и в других религиях, связанный прежде всего с крупнейшими социально-политическими сдвигами нашей эпохи. Чтобы включить иудаизм в прагматичную систему буржуазного мышления, брауншвейгский придворный финансовый советник І.Якобсон решил облагодетельствовать иудейство. В 1810р. он построил синагогу, где раздавались звони и играл орган. Христианские молитвы выполнялись рядом с иудейскими, духовные песни на немецком языке пели вперемешку с ветхозаветными псалмами на древнееврейском. Еврейские банкиры и купцы в Берлине, Гамбурге и других городах Германии начали подражать Якобсона. Возникали общины реформированной синагоги, которые, по словам одного из историков, отстранили от богослужения балласт, который накапливался веками Реформированный иудаизм приобрел черты христианского протестантизма, что полностью устраивало еврейскую буржуазию. Реформированный иудаизм пытался создать новые основы иудейству. Заметную роль он начал играть в США в конце XIX ст., когда эмиграция евреев в эту страну очень выросла.

Процесс приспособления различных церквей к условиям США начался во второй половине Xix ст. Он коснулся и синагоги. ее служители учли социальные и политические условия жизни в капиталистической Америке и внесли коррективы в средневековых предписаний и канонов. Руководители иудейских организаций, не вычеркивая ни одного догмата иудаизма и не добавляя новых, занялись подчисткой иудейского вероучения и культа. Одни из них несколько видоизменили раввинские традиции и начали проповедовать консервативный иудаизм, другие пропагандировали завезен в США в конце прошлого века зажиточной частью эмигрантов из Германии реформированный иудаизм под названием реконструктивізм. Но нововведения и здесь были незначительны. Особенность так называемого консервативного иудаизма заключается в том, что его сторонники, с одной стороны, выдвигают требование строгого соблюдения всех иудейских традиций, а с другой - приспособление к современным американских условий. Характерная особенность реконструктивізму выраженная в поисках единства с христианством. Впервые с таким предложением выступил в конце прошлого века идеолог крупной еврейской буржуазии в Англии Кл.Монтефьоре. Предложение Монтефьо-ре получила поддержку в христианских кругах. Для альянса своих конфессий была выдвинута идея общности веры в единого Бога. Так, в США идеологи реформированного иудаизма, которые отказались от догмата богоизбранности, выступают за объединение верующего человечества под флагом монотеизма, что имеет огромную духовную силу. Объединительные тенденции были поддержаны и вне религиозной сферой. Французский буржуазный историк Ж.Ізаак организовал в 1947 г. Общество іудейсько-христианской дружбы.

Несмотря на некоторые колебания, Ватикан идет навстречу объединяющим стремлением иудаизма. Специальная ватиканская комиссия занимается вопросом сотрудничества с иудаизмом, исламом и другими религиями. Поисками религиозной общности церковники пытаются завуалировать классовые различия внутри каждого народа, а также значение классовой борьбы на международной арене. Этим и объясняется тот факт, что на IV сессии второго Ватикан-ского собора в октябре 1965 г. был наконец принят так называемый еврейский документ, в который включено положение об отсутствии юридических оснований считать еврейский народ ответственным за казнь Иисуса Христа.

Вместе с реконструктивізмом значительную роль в иудейском вероучении начал играть хасидизм. Он возник в XVIII в. среди евреев Польши и Украины. Его основатель - основоположник учения о благочестия Бешт (1700 - 1760 гг.). Бештіанство на то время было призывом к бегству от действительности. Оно обращалось в первую очередь к маленького человека, которая якобы может стать собеседником бога. Служители современного иудаизма в хасидизме видят черты, которые могут привлечь внимание верующих, крепче связать их с синагогой. Всячески пропагандируя хасидизм, его модернистские интерпретаторы (І.Кук, М.Бубер) расписывают пви-реваги, которые он якобы дает людям. Искажая историю возникновения бештіанства, современные иудейские богословы пытаются будь-шо доказать, якобы хасидизм был естественным развитием учения пророков И Талмуда. Они пытаются раскрыть народный характер хасидизма, подать его в якнайпривабливішому виде. Но какого бы вида не набирал иудаизм, он остается религией, которая увековечивает несправедливый социальный строй, неравенство людей, защищает устои эксплуатации.

Монотеизм, иудаизм признает веру в единого бога Яхве (Ягве), который вроде бы из ничего создал Вселенную (в том числе и человека) и постоянно руководит им. Однако последовательного монотеизма, в котором не было бы никаких остатков политеизма, нет ни в одной религии. Единый бог всегда управляет миром не один, а в окружении других сверхъестественных существ. В иудаизме такими помощниками бога Яхве есть многочисленные ангелы и мессия. Мессия - это особый персонаж, которому в иудейской религии отведена важная роль. Последователи иудаизма представляют себе мессию как посланца Яхве, на которого возложена задача прийти на Землю и организовать конец мира, то есть уничтожить все, что существует на Земле, и совершить страшный суд с наказанием противников Яхве и награждением его сторонников.

Вера в мессию дополняется верой в загробную жизнь. После смерти, учит иудаизм, души праведников попадают в рай, а грешники - в ад, где и будут находиться до прихода мессии.

Один из самых известных представителей еврейской религиозной философии средних веков М.Маймонід из Кордовы стал автором крупнейшего в еврейской литературе произведения, который имеет название "Дорого-заповедник качающие", и автором большого богословского произведения "Мішне Тора" (вторая Тора). В своих произведениях М.Маймонід сформулировал 13 заповедей иудаизма или символов веры. Суть вероучения иудейской религии, изложенного в Торе и Талмуде, он разработал так: необходимость признания бытия Бога как единственного творителя и повелителя мира; признание его абсолютного единства; признание его нематериальности и надуманности воплощение его; признание вечности Бога; недопустимость обращения с молитвой к некой другого существа кроме него; уверенность в истинности пророческой проповеди; убеждение в превосходстве пророка Моисея над всеми пророками; убеждение в безусловном действительности подаренного Богом евреям религиозного учения (Торы); уверенность в невозможности отменить или заменить Тору другим учением; уверенность в всезнанні Бога; уверенность в справедливости Божьего творения; вера в приход мессии; вера в воскресение мертвых.

Не все религиозные принципы, философски обоснованные То-нідом, признаются иудеями, поэтому эти принципы не имеют характера догматов, вера в которые является обязательным для всех.

Исходя из догматы иудаизма, мы удостоверились, что одним из его положений является монотеїстичний культ бога Ягве. Бог Ягве - это мощный, всесильный Бог. Он, прежде всего, требует от людей покорности. В книге "Бытие" есть рассказ о том, что Ягве очень рассердился, когда узнал, что Адам и Ева сорвала яблоко с дерева познания добра и зла. За это он изгнал их из рая и навсегда проклял человеческий род. Древние евреи представляли себе Бога таким, каким были их обладатели, - сильным, мощным, жестоким. Верующий еврей от рождения и до смерти должен испытывать страх перед своим Богом. Раввины упрямо утверждают, что несчастья, которые выпали на долю еврейского народа, является результатом того, что евреи не слушали Бога, не уважали его. И в жизни каждого человека нищета, рабство, эксплуатация - все это Божья кара за неуважение к нему. Такой характер культа Яхве делает его мощным оружием в руках господствующего класса.

Чтобы подчеркнуть полную зависимость верующего от Ягве, иудейский культ включает в себя многочисленные указания, распоряжения, требования, ограничения и запреты. Одним лишь запретам в Талмуде посвящены два тома. В иудаизме существует 613 предписаний, 365 запретов, 248 повелений (по числу дней в году - 365 и частей человеческого тела - 248). Прежде всего заметим, что иудаизм очень придирчиво относится к выполнению всех обрядов и праздников. Существует и ряд других требований, которые являются пережитком первіснообщинної религии древних евреев. Например, в иудаизме существует много запретов относительно потребления продуктов, вся пища делится на разрешенную (ка-шерну) и неразрешенную (трефну). К табу в иудаизме принадлежит обряд, который запрещает одновременно употреблять мясную и молочную пищу, к табу иудейские богословы относят свинину и зайчатину. В Талмуде помещается три тысячи постановлений о еде.

Древние евреи отождествляли душу с кровью. Если с человека или животного вытекает кровь, вместе с ней выходит и душа. Итак, когда съесть мясо с кровью, можно съесть и божественную душу. Отсюда и запрет есть мясо с кровью. Но есть способ обойти этот запрет. Надо подождать, чтобы кровь вытекла. Обряд резки, чтобы вытекла кровь, проводят специальные потрошители (шойхети), действия которых носят ритуальный характер. Все ограничения, запреты, предписания так ограничивают и связывают человека, что если бы верующий их старательно выполнял, он не мог бы существовать в обществе. Поэтому каждый верующий еврей всегда выступает как нарушитель божьих наставлений, он всегда виновен перед Богом.

Требования религиозной покорности Ягве поддерживаются учением о потустороннем мире. Люди делятся на добрых и злых. Хорошие это те, что выполняют все религиозные требования, всегда проявляют покорность. А злые - те, что имеют много грехов. После смерти душа человека переходит к Богу и он на весах точно определяет, сколько у нее грехов и в зависимости от этого определяет, куда направить душу - в ад или рай.

В Талмуде пишется о том, что прежде чем попасть в рай праведные души 248 раз принимают ванну с бальзама, после этого входят через алмазные ворота, возле которых стоят 60 млн. сияющих ангелов. Праведника одевают в раю в 8 одежд, сделанных из облаков, на голову кладут алмазный и золотой венки, ведут под роскошный балдахин, вдоль которого протекают ручьи масла, благовония, вина и меда. Такие сказки имеют целью воздействовать на воображение человека, который все время думает об обогащении и для которой владение им является наивысшим наслаждением. С мельчайшими подробностями рассказывается об аде. Людей там подвешивают крючками за ноги, глаза, язык, люди должны есть свое тело, горячее уголь, гранит, от которого у них викришуються зубы. Все эти кошмары придуманы для запугивания верующих, чтобы держать их в полной покорности религии. Основная суть Ветхого завета заключается в такой трактовке религиозной идеи, которое должно обосновать идею национальной исключительности еврейского народа. В Торе рассказывается о том, что жестокий и неумолимый Ягве решил сделать евреев избранным народом.

Из Библии становится понятным, что Бог заключил с Авраамом, прародителем древних евреев, соглашение, по которому он взял евреев под свою защиту, а они должны были поклоняться только Ягве. В связи с этим все народы, которые не признают религии Яхве, рассматриваются как враги еврейского народа. Запрещаются браки между евреями и не-евреями и т.д. Это нужно для того, чтобы подчеркнуть исключительность еврейского народа, добиться его изоляции от других народов и обосновать право еврейской верхушки на его монопольную эксплуатацию.

За выполнение условий Завета Ягве гарантирует спасение праведникам и царство божие. Кто подчиняется Ягве и выполняет все Его требования, то попадет в рай. А когда же наступит царство небесное? Конечно, что для иудаизма, как и для другой религии, это вопрос наиболее остро, оно решается в самом выгодном плане, что все произойдет в неопределенном будущем.

Царство небесное в иудаизме связывается с приходом мессии. В Израиль придет мессия - утверждает один из канонов иудаизма. Невозможность избавиться от эксплуатации еще в давние времена вызывала у еврейских трудящихся чувство безнадежности и обреченности и породила в них веру в небесного спасителя (мессию). Потом у них сложилась уверенность, что Ягве пошлет на Землю своего посланца, который будет судить живых и мертвых, и установит на земле справедливость. Идеи мессианизма распространялись среди господствующих слоев древнееврейского общества, которые ждали мессию как спасителя от иностранного порабощения и защитника от озлобленных масс, как диктатора, который обеспечит их хозяйствования.

В иудаизме мессианизм тесно связан с идеями национальной исключительности еврейского народа: мессия придет только к еврейскому народу, только он будет спасен, все другие народы обречены на гибель, и на будущее Ягве назначил господства еврейского народа над всем миром. Следовательно, положения религиозного вероучения делают иудаизм особенно реакционным, направленным против интересов народных масс.



Назад