Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Иудейские обряды и праздники


Среди обрядов наибольшее значение имеет обряд обрезания. В соответствии с библейскими легендами Бог подарил еврейском патриарху Аврааму землю ханаанскую, а благодарные евреи должны за это во всем ему подчиняться и в знак союза с ним у всех мальчиков на восьмой день после рождения происходит обряд обрезания. Талмуд считает, что это должно служить отделению евреев от других народов, быть символом принадлежности к богообраного народа. Но известно, что этот обряд распространен и среди арабов, турок, персов, негров и многих других народов, которые не претендуют на богоизбранность. Этот обряд является пережитком тотемических верований, религиозных церемоний, связанных с переходом от одной возрастной группы к другой.

Другие обряды также имеют целью подчеркнуть отделение евреев от неевреев. Так, на жилье верующего еврея прибивается коробочка с молитвами на пергаменте, чтобы в доме не проникла нечистая сила (медуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Торы). Такие же амулеты (філактерїї) прикрепляются на лоб и на левую руку во время молитвы.

Не последнее место в иудаизме имеет ритуальное омовение. Раввины приписывают верующим накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовения рук в микве - специальном бассейне с дождевой или ключевой водой - перед каждой молитвой.

Если кто принимает душ или моется в бане, он, согласно иудейским вероучением, не становится чистым и не получает права молиться. В писаниях о ритуальную чистоту сказано: "Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, упорно и долго, даже тогда, когда она омыться всеми водами мира, она не будет считаться чистой, пока не примет мікву". Религиозные праздники иудаизма тесно связаны с культом Ягве. Главным из них является Судный день. В этот день Бог решает судьбу каждого человека на будущий год. В этот праздник верующие должны проявить наибольшую покорность и смирение, должны раскаиваться в грехах и просить у Бога прощения. Праздник возник из другого праздника, которое у древних евреев и скотоводов было посвящено козлоподібному духа пустыни Азаелю. Они раз в год совершали магический обряд очищения. За этим обрядом в жертву приносили двух козлов - одного для бога Ягве, а для второго Азаеля. Первого козла убивали и сжигали на честь Ягве, а на второго, так называемого "козла отпущения", сбрасывались все нечистоты, которые собирались в стойбище, и вместе с этим все горе и несчастье; после этого козла выводили в пустыню для того, чтобы его разорвали и съели хищники, он якобы получил Азаелю. Со временем этот праздник стал праздником отпущения грехов. Теперь верующие приносят в жертву за мужа белого петуха, а за женщину - курицу, которые вроде бы берут на себя грехи людей и за это платят жизнью.

За девять дней до этого праздника отмечалось заимствовано у вавилонян праздник, которое в современном иудаизме превратилось в праздник нового года. Согласно учению иудаизма в этот день бог Ягве мысленно осматривает все, что он создал, и решает судьбу каждого человека на следующий год. В этот день Бог якобы все подсчитывает, вспоминает, записывает, а в Судный день выносит приговор.

Иудейские религиозные праздника Йом-Кипур и новый год (Рош-Гашана) порождают мысли о греховности и беспомощность человека, о ее зависимость от Бога, что во время богослужения вымаливается не какие-нибудь отдаленные блага в потустороннем мире, а конкретное земное благополучие.

Значительное место в иудейском религиозном календаре занимает праздник Суккот (кущи). У древних евреев его праздновали ежегодно после жатвы и сбора винограда. На празднике глава семьи приносил жертву, часть которой шла священнику, а другую часть съедали чистые. Восемь дней продолжались молебны, во время которых древние евреи размахивали в честь Бога зелеными ветвями, умоляли дать хороший урожай, а также проводили обряд водовиливання с целью обеспечить своевременные дожди. Это древний праздник в современном иудаизме приобрело другого вида и посвящен воспоминаниям о мифическом выход евреев из Египта. Как и прежде праздник продолжается восемь дней, во время которых верующий должен ежедневно утром и вечером посещать синагогу. Раввины в эти дни призывают вернуться к земле отцов, в Израиль - духовного центра иудаизма.

Верующие во время праздника машут над головой правой рукой с лулавом (своеобразный букет из ивы, мирты и пальмовых листьев), в левой держат етрог (плод одной из разновидностей лимона). При этом обязательно вспоминают Всевышнего. На щостий день лулавом стучат об пол, пока из него не опадут листья. На восьмой день - с ним танцуют вокруг синагоги в знак того, что закончилось чтение последнего раздела Пятикнижия Моисея.

В танце участвуют все присутствующие в синагоге - бедные и богатые. Церковное духовенство трактует этот обряд как проявление единства и классового мира среди еврейского народа. Кстати, лулав и етрог должны быть символами упомянутого классового мира. Оказывается, что четыре компоненты лулава с етрогом неслучайны, они символизируют четыре состояния еврейских семей: верба - без запаха и вкуса - беднота; мирта - имеет запах, но без плода - ученые бедняки; пальма - без запаха, но с плодами - необразованные богачи; етрог-плоды с ароматом - жрецы, раввины, они богаты и ученые.

В дни зимнего солнцестояния также восемь дней отмечается праздник Ханука - освещение дома божьего. Оно должно напоминать о зажигания первых свечей в Иерусалимском храме, придавая исключительное значение этому событию как спасению религии евреев. Главное в обряде - ханукальних свечей зажигания, добавляя каждый вечер по одной свече. Напомним, что этот праздник очень древнее и также отмечалось многими народами, как день света. Например, египтяне посвящали его богу Осирису, вавилоняне - богу солнца Шамашу, греки - Дионису. Иудейские земледельцы охотно заимствовали его у соседей, но жрецы со временем прибрали к рукам и это праздник.

Идеи богоизбранности еврейского народа поддерживаются и распространяются и во время праздника Пурим. Он празднуется в марте и представляет собой подготовку к весеннему празднику - Пасхе. Очень значительным ежегодным праздником иудейской религии является Пасха. Когда древние еврейские племена занимались животноводством, существовало весенний праздник, связанный с выгоном животных на пастбище - Песах. Во время этого праздника приносились жертвы (ягненок или козленок) духам плодовитости, с целью получить приплод от скота и сохранения их молодняка. Со временем, главным занятием древних евреев стало земледелие. Тогда праздник Песах превратилось в праздник земледелия Мацу вот, которое проходило во время жатвы в Палестине (весной). В жертву приносился первый сноп, с которого выпекали священные лепешки, которые получили название мацы. Позже Песах и Мацуот слились в одно праздник Пасху, но его уже стали связывать с библейским мифом о выходе евреев из Египта. Жертвенные церемонии во время Пасхи должны отблагодарить бога за то, что он сделал древних евреев избранным народом. Потом раввины, которые пришли на смену жрецям, разработали церемонию празднования

Пояса, связав ЕЕ еще и с верой в приход мессии, превратили ее в семейный праздник. В одну из пасхальных ночей, проповедуют богословы, придет предтеча мессии - Илья, а за ним сам мессия, и вернет бог Ягве избранному народу его былую силу и славу.

Эта идея нашла свое отражение среди обрядов, которые изобрели и применили раввины. По их указанию двери помещения, где происходит пасхальная вечеря, должны оставаться открытыми, чтобы Илья мог свободно войти туда. Для него заранее накрывают стол, наполняют бокал вином, к которому никто не имеет права прикоснуться. Перед распахнутыми дверями провозглашается: "Благословен тот, кто должен прийти". К молитвы раввины добавили еще и пожелания: "В будущем году в Єрусалимі", - то была вера в то, что ожидаемый приход мессии осуществится в течение следующего года.

Согласно нововведению, запрещалось приносить в жертву животных, но мацу нужно было принимать обязательно. Вместо ритуальной пробы жертвенного мяса во время пасхальной вечери (сейдера) раввины предлагали употреблять блюда из жареного мяса, рыбы, яиц, овощей. В таком виде Ремня, которая сложилась еще от седьмого века до нашей эры, дошла до наших дней. Но еще и теперь в нее вносятся коррективы.

Нужно также сказать и о еженедельное праздник субботы (Ша-бат). О значении этого праздника свидетельствует то, что в Талмуде о порядке его проведения записано следующее: нельзя в субботу осуществлять 39 действий - ехать, залезать на дерево, съесть яблоко, сорванное в субботу, пить выдоенное в субботу молоко, есть яйцо, принесенное в субботу, зажигать огонь и т.д. Библия выдвигает такие причины празднование субботы: Бог создавал мир в шесть дней, а на седьмой отдыхал, поэтому в последний день недели надо отдыхать; суббота святкуеться на ознаменование союза Ягве с иудейским народом; субботний праздник происходит на знак выхода евреев из Египта.

Но известно, что в субботу праздновали много народов Востока, праздновали ее и древние евреи. Это был праздник в честь месяца. В те времена верующие люди считали, что в темноте злые духи особенно активны, а когда светит луна, им нет такой свободы. Поэтому нужно ему поклоняться, задабривать его жертвами, танцами, молитвами. Это происходило в дни изменений фаз луны, т.е. еженедельно, и такой день стал называться Шабат. Шабат вполне посвящается месяцу Того дня нельзя зажигать огонь, работать, даже оставлять жилье. При создании культа Яхве праздник был посвящен новому богу. Шабат в первобытных евреев был заменен строгим праздником с большим количеством запретов, нарушение которых строго осуждалось. И теперь этот праздник имеет такой же характер. Некоторые из верующих, чтобы придерживаться требований Талмуда не работают в субботу, придумывая разные причины.

Основу морали иудаизма видят в десяти библейских заповедях, поданных Моисеем людям от имени Бога. Без них человечество превратилось бы в дикарей и зверей. В этих земных заповедях забота проявляется не о человеке, и нарушение их считается преступлением прежде всего против Бога. Вот эти заповеди (глава 20 книги "Выход").

1. Я - Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов предо мной!

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, под землей. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, карающий за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и кто соблюдает заповеди мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит наказания того, кто произносит Имя его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его! Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5. Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на Земле.

6. Не убивай!

7. Не прелюбодействуй!

8. Не укради!

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола Его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего!

Жизнь и развитие еврейской религии после рассеяния еврейского народа и потери им политической самостоятельности представляют собой одну из наиболее интересных страниц в истории культуры человечества. Особенным является то, что еврейская религия никогда не стояла на одном месте в течение очень большого времени, а продолжала развиваться.

Основателем хасидизма считается Израиль бен Емзер (1700 - 1760), которого позже назвали Бешт (от первых букв еврейских слов: Баап Шем Тов - "чудотворец", "хозяин доброго имени"). Бешт родом из Прикарпатья. Длительное пребывание в этой местности дало ему возможность изучить лекарственные свойства некоторых трав, перенять навыки сельских знахарей, поэтому Бешт и потерпел славы "чудотворца".

Бог, по мнению Бешта, - абсолютное существо, неизменная, вечная, что существует вне пространства и времени, он один, единственный, как выше источник всего, присутствует повсюду и удерживает все. Бог в идеологии хасидизма наделяется И другими положительными качествами.

Хасидизм отошел от традиционного библейского понимания бога. Представление о сверхъестественное существо идеологи новой секты сделали туманным и расплывчатым, предоставили его характера натуралистического пантеизма, который не природу растворяет в бога, а наоборот, бога сводит к природе, растворяет бога в ней, отождествляет с ее законами. Хасидизм сводит к субъективно внутреннего, духовного состояния верующего и содержание таких мистических понятий, как "рай", "ад", "спасение". Рай отождествляется с "радостью общения с Всевышним", "спасение" - с верой в бога и т.д.

По учению хасидизма, мистическую роль играет выполнения религиозных обрядов, особое значение придается молитве. Важен не только ее содержание, сколько чувства и вдохновения, вызванные этим. Поэтому во время молитвы и чтения "святого писания" надо быть в "захваченном" настроения, "слиться воедино с предметом изучения, со священными знаками, буквами и возноситься ними до источника разума и познания". Хасиды верят, что молитва помогает человеку влиять на бога и через него - на весь мир.

Одной из характерных особенностей хасидского учения является предсказание. Хасиды верят, что в состоянии искусственного самовозбуждения можно достичь ясновидения, чудодійства и предсказания. В состоянии экстатического захвата хасиды будто слышат "бат-ном" - небесный голос. Роль пророков среди них выполняют цадики - "посредники" между богом и людьми, которые все время "разговаривают" со Всевышним. В основе хасидского учения и культа, подобно другим мистически - авторитарных сект, лежит обожания цадиков. Особенно возвеличил цадиков Мар Межирицкий, который твердил, что цадик объединяет небо и землю и является основой мира. Деятельность цадика вроде бы уподобляется творчества бога, бог из ничего создал материальный мир, цадик добывал из грубых материальных тел "божьи искры". Цадики распространяли о себе всевозможные легенды, уверяли верующих, якобы за их советами бог управляет миром, призвали к послушанию и покорности. Особо подчеркивали они на словах Библии: "И пусть не являются пред лице мое с пустыми руками" (Исход, 23, 15). Они активно способствовали внедрению католического обычая искупления грехов посредством щедрых приношений духовенству.

Вместе с хасидскими изменениями в иудейском культе произошло некоторое ослабление бытовых предписаний Талмуда. Изменения в иудейской догматике и культе опровергают вывод буржуазного историка З.Крупицького якобы хасидизм "не был движением сектантского или реформаторского характера", будто он не отрицал чего в иудаизме, а наоборот, "признавал все традиционное, произведенное в нем веками". Этот апологет мистики откровенно признает, что задачей бештіанства было "перевоспитать верующего: сделать его эмоционально более восприимчивым к идейных основ религии". Анализ хасидизма показывает, что на него оказали ощутимое влияние религиозные верования и бытовые условия народов, среди которых жили евреи Украины и Польши. Последователи новой секты охотно отказывались от иудейского аскетизма, поддерживали более простой порядок молений, как и христиане, начали исповедоваться в духовных наставников, делали цадикам разные приношения, стали употреблять табак, крепкие напитки. В конце XVIНст. в Прикарпатье, на Волыни и Подолии насчитывалось около 10 тысяч, а всего в разных странах мира - около полумиллиона послідників Бешта.

До 1939 года в странах Восточной Европы жило около 300 тысяч хасидов. Во время второй мировой войны их проповеди социальной пассивности, смирения, невмешательства в земные дела ослабляли движение сопротивления на оккупированных гитлеровцами территориях. В бывшем Советском Союзе приверженцы иудаизма, как и последователи других вероисповеданий в последние годы его существования, имели все условия для удовлетворения своих религиозных потребностей. В СССР было зарегистрировано около 100 синагог, существует єшибот (духовное учебное заведение) для подготовки служителей иудейского культа, казалась да и сейчас выдается необходимая литература для верующих евреев.

Кабала (от древньоєврейського - перевод) - мистическое религиозное учение, которое зародилось в иудаизме. Долгое время идеи Каббалы передавались из поколения в поколение в устной форме. Талмуд тоже представляет собой записанную лишь в более поздние времена устную традицию - толкование закона Моисея и комментарии к нему, причем Талмуд отражает социологическую и юридическое (общественную и правовую) стороны иудаизма, Кабала же разворачивает метафизические и философские идеи этой религии.

Сторонники Кабалы говорят, что они являются продолжателями древних тайных религиозных учений. Постепенно Кабала превратилась в основной свод оккультных течений самого различного толкования.

Кабалу, как такую, можно разделить на две основные группы: теоретическую Кабалу и Кабалу практическую. Сторонники первой группы занимаются, в основном, метафізичними и мистическими проблемами, сторонники второй интересуются прежде всего практическими основами магии.

Каббалисты-теоретики занимаются философскими проблемами космогонии (происхождение и развитие вселенной), космогонии (содержание вселенной), эпистемологии (теории познания) и другими общемировыми проблемами. По сути, это еврейская теософия (познание бога благодаря проникновению в сущность мира и его строения) очень схожа с гностицизмом. Каббалисты говорят о "езотеоре-практическое внутреннее познание", познания "самых потаенных аспектов человеческой жизни". Это единственная в своем роде форма оккультизма. Один из центральных моментов каббалістичного учение - эротический мистицизм, в котором половой акт рассматривается, как наивысшее святое деяние.

Но каббалисты пользуются не только Ветхим заветом: они заимствуют свои идеи из многих других источников, важнейшие из которых "Сефер Іецира" ("Книга творения") и "Зогар" ("Мир"). Сами каббалисты считают, что "Сефер Іецира" была написана со слов Авраама. По другим данным, книга была написана в конце 1 в. рабой Акибою. Некоторые исследователи относят написания "Сефер Іецира" до времен между VI и IX вв. Текст ее состоит из шести глав, в которых 22 буквы древнееврейского происхождения.

Написана примерно в конце XIII в. книга "Зогар" чаще всего приписывается рабу Моисею из Леона. "Зогар" написана на арамейском языке, базируется на материале древних источников и состоит из нескольких отдельных книг, самое значительное из которых - мистические комментарии к Л'ятикнижжя Моисея. Комментарий состоит из пяти книг, которые соответствуют пяти книг Моисея. Каждая из них в свою очередь имеет несколько разделов - это "Священная книга", "Великий Священный Синод", "Малый Священный Синод", "Беседа сердца". "Книга Просвещения", "Набожный Псалтырь", "Скрытые тайны закона" и "Тайный комментарий". Наиболее выдающимися иудейскими ка-балістами ХНЕ в. были: Аарон бен Самуэль, Елезар из Вормса Исаак Слепой, Аваам бен Самуэль, Иосиф бен Авраам Пкапіля, Манахем бен Вениамин Реканті, Исаак де Лориа Ашкенази, Моисей Из Кордовы и Исаак бен Ст.. Все эти философы восставали против практически-правового направления талмудистов тех времен, утверждая особое значение веры мистической свободы духа.

Мистические и магические элементы Кабалы привели к ней многих евреев - сторонников оккультных наук Европы во времена Возрождения. Основа каббалистического учения - доктрина эманации (утечка низших форм бытия из высших), в соответствии с которой рисуется схема создания Богом вселенной с помощью пучков с 10 лучей или "понимал", что выходят из Него. Эти эманации, с точки зрения каббалистов, соответствуют атрибутам Бога. Имена 10 эманаций следующие: Катер (Корона), Чокма (Мудрость), Бина (Понимание или Разум), Чесед (Милосердие или Любовь), Гебура (Строгость и Справедливость), Тіферет (Красота), Нетуак (Победа), Ход (Слава или Посева), Есод (Основа), Малькут (Царство).

Учение об эманации имело целью заполнить промежуток между понятием бесконечности. Эманации стоят перед материальным миром, но за богом, имея некий средний состояние. Эта система не только объясняла процесс творения, но и проблему спасения.

Кабалістична концепция спасения состоит из подъем души к богу по "среднему пути" Древа Жизни, то есть подъем от материального мира к духовному, за грань бытия божества.

Из всего выше сказанного мы видим, что бог каббалистов (Эйн Соф) - это идол, который даже не имеет "лицо", он восхищен так высоко над возможностями человека, столь таинственный, что навсегда останется нераскрытой тайной. Все, что мы способны воспринять, - это лишь дуновение некоторого тайного Духа и Единства. Эйн Соф есть высшая воля.

Душа, каббалисты считают, существует для того, чтобы вселиться в человеческое тело. Бог указывает каждой душе, в какое тело ей вселиться. Согласно одной из каббалистических систем, душа состоит из жизненного духа, интеллектуальной оболочки и самой души. Каждой душе указано выполнить соответствующую миссию, которая выполняется только в одном воплощении, потом душа переселяется к богу. Но если одного воплощения недостаточно, то душа воплощается до тех пор, пока миссия не будет выполнена. Представление такого рода иногда называется цель-психозом.

Учение Каббалы особо подчеркивает значение женского начала Божества. Женское начало называется шехина и рассматривается как "Невеста бога".

Половой акт является самым высоким деянием в системе кабалы. Совершая половой акт, каждый кабаліст должен помнить о Шехі-ну: то, что он делает в физическом мире, отражается в трансцендентальном. Поэтому иметь детей очень важно для каббалистов: тот, кто не имеет детей, не выполнил свою миссию в этой жизни.

Мистическое учение Каббалы охватило в основном тех, кто уже интересовался оккультными "науками". Магические ритуалы в западных странах напоминают каббалистические концепции.

Учение Каббалы повлияло на движение масонов, на секту "Таро", на розенкрейцеров и др. До Кабалы часто обращались такие писатели, как Сен-Мартен, Блаватская, Анни Безантта др. Каббалистические термины часто используются в магических ритуалах и обрядах.



Назад