Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Веданта, Миманса, Санкхья, Вайшешика, Йога и Ньяя.


В упанишадах появляются философские проблемы о судьбе человечества, они пытаются ответить на вопрос: откуда мы, где мы живем, куда идем, почему существуем то в страданиях, то в удовлетворении, кто этом причина: время, природа, необходимость, случайность или Пуруша, человек, который представляет собой Верховный Дух? Поскольку упанишады были ареной борьбы различных точек зрения, то ответы были тоже разные.

Веданта (что означает "конец Вед") и Миманса - чисто богословские произведения, которые рассматривают соотношение человеческой души Атман с мировой душой Брахмой. Последняя разлита во всей природе, во всем мире. Для полного слияния Атмана с Брахмой следует полностью, безусловно принять все написано в Ведах и точно выполнять все ритуалы. В этом и причина, и цель, и смысл жизни. Веданта и Миманса оригинально решают возможность познания мира: Вселенная - это Брахман, познает его Атман, но для этого надо сначала познать Атман. Атман же - это человеческое Я. Итак, познание мира должно начинаться с самопознания, самосовершенствования. Самопознание - это высшая форма знания, источник счастья.

Йога и Ньяя разрабатывают практические проблемы самосовершенствования за помощью религиозных и философских принципов. Йога реализует принципы Санкхья для достижения психического и физического самоуправлению: для этого надо освободить дух, душу от цепи перерождений, перевоплощений. Это мы с Вами еще раз рассмотрим в буддизме, который черпал свои идеи тоже в упанишадах. А здесь отметим, что Йога разрабатывает для этого целую систему упражнений, особенно дыхание и правил поведения, чтобы достичь очищения души. Тогда она достигнет слияния с Атманом. - Ньяя прибегает к соображениям по поводу логических средств самосовершенствованию, к развитию аналитического мышления, форм познания. Познанию подвержено не только материальное, но И духовное, среди последнего и Атман. С помощью логических побудувань Ньяя хочет доказать необходимость перевоплощения, кармы, достижения мокши (спасения).

Таким образом, Йога и Ньяя завершают философские, богословские построения Веданты и Миманса.

Санкхья и Вайшешика ищет другое объяснение мира, который нас окружает. Санкхья считает, что Брахма не разлитой в природе, а природа существует независимо от духа. Это уже материалистическая тенденция в понимании мира. А Вайшешика выражает мысли, которые близки к атомістичної теории, которая является основой материалистического понимания природы в древнем мире.



Назад