Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

2. Брахманизм


В 6 - 5 в. до н. э. в Древней Индии сложилось немало крупных рабовладельческих государств, среди которых особенно выделялись Магадха, Кошала, Гандхара. В этих немалых государствах появились значительные города, столицы царств или просто крупные населенные пункты в местах очень пригодных для земледелия. Свободное население и рабы - такие две основные социальные группы этих государств. Но рабство в основном мало патриархальный характер, рабы использовались главным образом в домашнем хозяйстве, они обслуживали свободное население. И эта ситуация длилась недолго, рабовладение становится важным условием производства. Обеспечение существования таких порядков требует усовершенствования и государства, и идеологии.

Население Индии делилось на варны - наследственные социальные группы, которые связаны, прежде всего, профессиональной деятельностью, которая и определяет их место в обществе. Браки разрешены только в пределах вары. Позже варны стали называться кастами.

Кастовая строение общества, которая утвердилась в Древней Индии, была зафиксирована примерно в 5 в. до н. э. в сборнике, который получил название Законов Ману.

Законы Ману устанавливали разделение общества на четыре касты: брахманов, - кшатриев, вайшіїв и шудр. Самая высокая - брахманы. Это жрецы, толкующие Веды и совершали жертвоприношения и другие религиозные церемонии, а также принимали участие в руководстве государством. Варну кшатриев составляла военно-племенной администрация, которая держала в своих руках власть. Кшатрии занимали различные государственные должности, были воинами, владели землями. Вашим - свободные члены общин, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей. Щудри - это самая низкая варна, варна неполноправных, зависимых и подчиненных людей. Она вербувалась из прибывших к общин или со своих же обедневших вайшіїв которые потеряли свое положение. Это ремесленники, крестьяне, слуги, мелкие служащие. Они были ограничены в социальном отношении, в том числе и в участии в религиозных церемониях.

Первые три варны можно было бы назвать гражданами ведического общества, четвертая - это граждане.

Миф, который зафиксирован в Законах Ману, объясняет возникновение варн так - Брахма для сохранения Вселенной создал из частей своего тела людей: из уст - брахманов, чтобы они изучали Йсди, творили жертвоприношения, сдерживали и раздавали милостыню; из рук - кшатриев, чтобы они охраняли подданных, раздавали милостыню, приносили жертвы и изучали Веды; с бедер - вайшіїв, чтобы они пасли скот, раздавали милостыню, приносили жертвы, изучали Веды, занимались гандлем, ростовщичеством и земледелием; с ног - шудрів, которым было приписано одно занятие - служить этим варнам с полной покорностью.

Эти положения Законов Ману повторяет один из древних трактатов Арт-хашастра, отмечая, что соблюдение каждым своего закона ведет на небо и в вечность, при его нарушении - мир погибнет от смешение каст.

Рожденные в первых трех варнах при достижении брахманами семи лет, кшатріями - десяти, а вайшіями - одиннадцати, проходили посвящение в свою варну и получали шнура, который полагался на левое плечо и проходил под правой рукой. Эта церемония вводила человека в круг своих сообщников по варне и звалась вторым рождением, а члены этих трех варн дважды рожденными.

Процесс общественного развития внутри i тыс. до н. э. был очень интенсивным и нуждался идеологического обоснования. А духовное развитие общества имел преимущественно религиозный характер. Это развитие отразился в постепенном превращении ведической религии в брахманизм. Название этой религии идет от сборника религиозных текстов, который звался Брахман, по сути же это пізньоведична религия.

Написание текстов Брахмана обычно относят к 8 - 6 вв. до н. э. и считают их самыми древними образцами стародав-ньоіндійської прозы. В Брахмане содержатся мифы и предания, которые имеют ведическое корни. Есть там немало и об истории и культуре индийской древности. Главное в них - это віровчительні и ритуальные наставления, обоснование особой роли и положения жрецов этой религии - брахманов.

Брахманизм представляет собой высшую степень религиозного сознания, поскольку он является новым шагом в овладении человеческим разумом сущности действительности, он имеет определенный антологічний и гносеологический смысл. Как и ведическая религия - это культ природы и обожания социальных порядков. Это выражает пантеон брахманских богов. их возглавляет триада богов - Тримурти. Во главе их - Брата, творец Вселенной. Рядом с ним добротворячий бог - охранник Вишну и грозный бог Шва. Эти боги имеют много других функций, они дополняют и уточняют главные функции. Недаром же Вишну и Шива имеют по тысячи имен и эпитетов.

Боги тримурти были в прошлом богами, они попали в ведический, а потом брахманістський пантеон по мере образования иерархии богов. Они антропоморфные, имеют женщин, детей, родственников.

Например, женщина Шивы - богиня Кали (Вторая). Это племенная богиня-мать, она олицетворяет рождение и смерть, награждает и подвергает взысканию. Дети Шивы - бог Ганеша, человек с головой слона. Это бог мудрости и благополучия, успеха и развития, бог Скан-да - бог войны, защитник от врагов и злых духов.

Особо следует остановиться на брахманістському понимании Вишну.

Вишну олицетворяет вечную благотворительную природу, что доброжелательно относится к человеку. Как бог - хранитель, он заботится о судьбе человечества и в любое время может прийти ему на помощь. В его образе заложено индийское понимание спасителя, мессии человечества. Вишну осуществляет свои спасительные функции путем воплощения в конкретного человека, животное, явление или предмет природы и таким образом становится человеку пригодиться в нужное время. Это учение затем подробно и конкретно разработал индуизм. Брахманизм называет десять воплощений Вишну, главные из них - в людей-героев, людей-богов Раму и Кришну.

В пантеон брахманизма входят также и многочисленные племенные боги, боги отдельных местностей, сел и даже семей. Именно этим богам предоставляется наиболее активная роль в борьбе со злыми духами, демонами.

Анімістичні взгляды в брахманизме достигают высокого развития: вся природа одухотворенная, везде существуют духи и души. Душа человека вечна. После смерти человека она не умирает, а перевоплощается в тело другого человека, животного, даже в предметы природы. Такое перевоплощение называется сансарою. Перевоплощение душ человеческих происходит как следствие оценки человеческой жизни, это награда или взыскания за добро или зло в жизни - это-кар-ма.^Для каждого человека есть своя карма, что означает неизбежность, совпадение неизбежных причин. Эта карма имеет свой характер, свои правила для каждой варны, потому что Брахма установил для них дхармы -- нормы, законы жизни (выполнения или пренебрежение дхармы и есть повод кармы).

В брахманизме получает применения традиционная религиозная идея потустороннего взыскания. После смерти человека бог Яма старательно оценивает жизнь человека. Если человек по жизни выполняла надлежащую ей дхарму, душа ее получает перевоплощения в тело человека, что будет процветать, иметь успех в жизни в той же варне, что и умер человек. Может получить перевоплощения и в тело человека высшей касты, даже в тело брахмана, а душа брахмана, если он хорошо выполняет свою дхарму, затем попадает в рай. Нарушение человеком законов и правил своей варны ведет к перевоплощению в худшую сторону: душа человека попадает в тело человека низшей касты, в тело шудры, а то и раба, даже животные, к тому же гиденної, а потом - прямо в ад.



Назад