Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Брахманістський культ


Брахманизм как новый степень религиозного развития проявил себя и в разработке религиозного культа.

Все боги набирают национализированного скульптурного вида. Так, Брахма изображается четырехгранным и четырехруким, что должно подчеркнуть его физическое совершенство: он все видит, все слышит, все может, он куда выше других богов, не говоря уже о человеке.

Этот фантастический вид Брахмы брахманическая мифология объясняет так: Брахма создал женщину Сарасвати и влюбился в нее, но она, считая его своим отцом, всячески избегала его, пряталась от него. Тогда, чтобы видеть ее всюду, Брахма стал чотириголовим. Сарасвати поднялась вверх, на небо. Брахма приобрел и пятую главу. Сарасвати вынуждена была стать его женщиной. Пятую главу Брахма все же потерял в борьбе с Шівою.

Богиня Савасваті является богиней мудрости, наук, письма, музыки и пения. Это красивая женщина с четырьмя руками, в которых книга, цветок лотоса и барабан. Так-унаочнювалися сферы ее деятельности.

К особенностям брахманского культа следует отнести поклонение животным. Это были остатки первоначального тотемизма. Почти каждое божество мало отождествление с неким животным. Вишну - с мифической птицей Гарудой, Шива - с быком, его женщина Кали - с тигром и др. Священными животными в брахманизме есть коровы и обезьяны, священным растением - лотос.

В период существования брахманизма культовые сооружения еще были примитивными. В основном это были ритуальные площадки с постоянным или временным алтарем или просто жертвенным костром. Эту же роль могло выполнять и домашний очаг.

Главной культовой действием было жертвоприношение. Жертвоприношения, согласно брахманского вероучения, составляют смысл жизни, они являются главным средством достижения лучшего перевоплощения, это как раз и есть то добро, которое открывает путь к нему, а неприне-сення жертв и есть то зло, которое обязательно помешает лучшем перевоплощению. Итак, верующий брахманіст все время заботился о добрых жертвы. Жертвоприношение сопровождали все более-менее значительные события в жизни верующего. Заключения брака, рождения ребенка, посвящение в члены своей варны, захоронения - все эти и много других событий требовали крайне регламентированных пышных церемоний и жертвоприношений и здесь уже без брахмана не обойтись. Некоторые из исследователей считает, что в брахманизме, по крайней мере в первые времена его существования, когда он особенно чувствовал влияние арийской родо-племенной религии при своем формировании, были человеческие жертвы. Арии своим богам жертвовали не только скот, причем в большом количестве, сотнями голов, но и людей из местного населения. Брахманы утвердили пурушамедху - принесение в жертву человека. Без брахмана жертвы были недействительны, она должна быть принесена в соответствующее время и в соответствующем месте и в соответствующем порядке, с применением соответствующих гимнов, молитв, магических формул и действий. Ритуал жертвоприношения детально изложен в книге Брахман. Поскольку ведический ритуал был воспринят индуизмом, это изложение остался и для индуизма священным.

Одновременно с жертвоприношениями большое значение придавалось обрядам очистки. Соблюдение ритуальной (а вместе с тем и физической чистоты) было непременным условием успешного жертвоприношения.

Ритуальная практика обязательно включает в себя приготовление и употребление сомы (от "выдавливать"). Для этого с некой растения (название которой точно еще не установлено), вымоченной в воде, выдавливать сок с помощью давильных камней, процеживали, смешивали с водой и молоком и употребляли во время религиозных церемоний. Употребление сомы давало галюцігенний эффект, вызвало экстатическое состояние. В следующем этот напиток получил своего бога того же названия. Бог Сома - всезнающий, небесный, всезбуд-жующий и т.д. Его вызвали и ему поклонялись при изготовлении священной сомы.

Осложнения вероучения, его запись (кроме Вед, в Брахмане) вызвало усиление роли жрецов этой религии. Они получили название брахманов и образовали, как уже сказано, особое варну в обществе. Они являются знатоками и толкователями священных текстов, исполнителями жертвоприношений. За образованием государственного аппарата в мелких феодальных государствах брахманы выполняют не только религиозные функции, но и светские, они являются чиновниками, судьями, управителями, они составили основу индийской интеллигенции и этим сыграли определенную роль в развитии индийской культуры. Эта традиция продолжается и в современной Индии.

В древние времена в религиозной практике брахманизма возникает институт гуру. Я уже говорил, брахманы, кшатрии и вайшії по достижении определенного возраста проходили обряд посвящения в члены своей касты. ЦІудри^этого обряда не проходили. Подготовку к посвящению они проходили под руководством учителя - гуру, в доме которого они жили на положении слуги, а гуру считался вторым духовным отцом своего ученика. Так что каждый брахманіст имел своего гуру, некоторые гуру пользовались большой популярностью.

Еще одной особенностью брахманского культа было отшельничество. Отшельник, который покидал свой дом, семью, свою деятельность, жил в одиночестве, был аскетом, для брахманіста был идеалом окончании жизненного пути.

Эти и много других культовых положений брахманизма вошли в индийский быт, приобрели устойчивой традиции и живут в сегодняшней Индии.



Назад