Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

3. Индуизм


Индуизм - одна из самых распространенных национальных религий мира, ее исповедуют около 478 млн. человек. В Индии индуисты составляют 84% населения, Непале - 89%, Бангладеш - 18%, Республике Шри-Ланка - 19%. Значительные группы индуистов также среди выходцев из Индии и других стран, которые проживают в Бирме, Малайзии, Сингапуре, Гайане, Маврикии, на Фиджи.

Индуизм как древнеиндийская религия возник на основе древнего брахманизма. Наиболее полным определением понятия "индуизм" можно считать индийский образ жизни, включая всю сумму жизненных принципов и норм; социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников. Основы индуизма происходят от вед и связанных с ними легенд и текстов. Почему именно индуизм, а не другая из существующих в Индии религий воспринимается народом? Главным направлением эволюции в процессе становления индуизма была понятна массам религиозная доктрина, которая возникла в ходе переработки, примитивизации и вульгаризации древних философских теорий. Народный индуизм воспринял и сохранил давнее представление о карме с ее нравственной основой, о святости вэд и др., но в очень упрощенном виде.

Большинство ведических богов отошли в прошлое, лишь незначительная часть их, и то благодаря воспоминанию в мифах и легендах, сохранились в народной памяти. Поэтому не удивительно, что в упрощенном и переработанном индуизме на первый план вышли новые божества, точнее новые ипостаси тех самых, давно известных богов, которые приобрели нового жизни в религиозной системе индуизма. Эти боги были ближе и понятнее людям.

Во-первых, кровавая ведическая жертва была вытеснена богослужением без жертв (хотя в заповеди "убийство ради бога - это не убийство" окончательно не снята до сих пор).

Во-вторых, вместе с буддизмом Махаяны в начале нашей эры в Индии была распространена практика изготовления идолов-изображений в храмах на их честь.

В-третьих, главные индуистские боги уже имели сторонников, тех, кто считал нужным уважать своего избранника и общаться преимущественно с ним. Личная преданность богу стала важной чертой приверженцев индуизма.

Важнейшими из многочисленных богов индуизма считают трех (тримурти) - Брахму, Шиву и Вишну. Эти трое в системе индуизма поделили между собой основные, присущие верховному богу функции, - творческую, разрушительную и охранную, хотя эти функции часто совпадают. Каждый из этой тройки имеет свое лицо, характер, свою сферу влияния.

Первым из трех считают Брахму, его основная функция - созидание. Он создал мир, во всем его многообразии живого и прошлого, то есть противоположное тому, к чему стремились индийские религии (достижения мокши, нирваны, растворение в вечном и единственном). Брахма, как обязательный и первый член тримурти, был необходим - без него ничего не происходило, но заслуги его перед миром живого, перед человеком, перед индусом считались незначительными, а других функций и достоинств у этого бога не было. Брахми были посвящены отдельные храмы, а в повседневных обрядах и ритуалах о нем, как правило, не вспоминают.

Большинство индуистских поделилась на шіваїтів и вішнуїтів, которые отдавали предпочтение соответственно Шіві или Вишну. Шива - очень противоречивый. Главной его функцией считают разрушительную (бог смерти, разорение, изменения), что частично связано с тем, что Шива - покровитель аскетов, которые стремятся такого разорения и изменений, что ведет вроде бы слияние с Вечностью и Абсолютом.

Однако, практически, в культе Шивы на первый план вышел творческий момент: культ жизненной силы и мужского начала стал основным в шіваїзмі. Культ лингама - культ мужской животворящего начала - самый популярный. Бычок Нанди - атрибут Шивы - символизирует силу и животворящие потенции Шивы. К Шивы, что символизирует его лінгаму, обращаются жаждущие потомства, в Его храм сходятся бездетные женщины, которые ждут от его силы реального содействия.

Шиву считают также угрозой для демонов, в битвах с которыми он не раз проявлял героизм. Шакти - духовная энергия Шивы; именно в ней вся сила и могущество гигантских потенций Шивы. Она проявляется лишь при определенных обстоятельствах. Эта энергия накапливается в нем в периоды Его аскетических споглядань. Энергия Шакти в Шіві тесно сплетена с его мужским животворной силой. Культ женщин Шивы - перемещение Шакти на женское начало. В этом культе начинается и значительно распространяется идея, согласно которой энергетическая сила Шакти реализуется в момент слияния мужского и женского начал, что сыграло свою роль в расцвете в индуизме культа камы.

Культ камы, искусства любви, тесно связан с культом Шивы, Шакти и Вишну. Если культ Шивы в Индии всегда был тесно связан с Шакти и камой, то культ третьего члена тримурти - Вишну - имел другой характер. Вишну - мягкий, несуперечли-ный, его основная функция - сохранение. Он прост, близок людям, особенно склонен к эмоционального восприятия божества - именно такие преобладают среди вішнуїтів. На многочисленных изображениях четырехугольный Вишну конечно сидит на тысячеглавом драконе, что плывет, или на троне в виде белого лотоса.

Богиня Лакшми - женщина бога Вишну - всегда рядом с мужем, она нежно любит его. В Вишну много преобразований - аватар, хотя основных десять: в первых четырех он выступает в виде животные (рыбы, черепахи, вепря, человека-льва); пятое лицо - курлика-великан. Остальные - пять известных аватар Вишну: Парашурама, Рама, Кришна, Будда и Мессия-Калка, на приход которого еще ждут самые любимые в Индии аватары Вишну - Рама и Кришна.

Рама - герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Рамаяна - любимая поэма индейцев. В селах брахманы речитативом переводят ее. Рама - благородный человек, воин, мудрый монарх и любящий муж. Его жена Сита - олицетворение женской верности, любви и благородства, эталон женственности. Гибель ее символическая: чистота женщины настолько святым, что только смерть смывает подозрения. И хотя гибель Ситы разрушает счастье Рамы, Рамаяна никем в Индии не воспринимается как трагедия. Рамаяна лучше всего отражает национальный дух индейцев, их образ жизни, их думы, этические и культурные ценности. Поэтому и не удивительно, что Рама обожествляется народом.

Второй известной и уважаемой аватарой Вишну считают Кришну. Будучи колісничим и советником главного героя - воина Арджуны, он раскрывает ему выше значение небесного и нравственного закона, и это толкование Кришны вошло в виде раздела в состав Махабхараты. Позже Кришна трансформировался из мудреца-философа в веселого и довольного легкомысленного бога-пастушка, и именно таким стал известный и уважаемый во всей Индии.

Жрецами индуизма, носителями основного религиозного культа, ритуального обряда, этики, эстетики, форм социального уклада и быта были члены брахманських каст. Из их числа избирались советники и чиновники, они диктовали народа нормы жизни, которые сводились главным образом к строгого сохранения иерархии каст и соблюдение норм поведения внутри касты. Брахманы были домашними жрецами в брахманських семьях. Из их числа выходили самые авторитетные религиозные учителя - гуру, которые учили молодое поколение мудрости индуизма. Но самой главной социальной функцией брахманов, как самого высокого в Индии прослойки общества, было удовлетворение религиозных потребностей населения.

В своих домашних алтарях индейцы были хозяевами и выполняли несложные ритуальные обряды. Участие брахмана в семейных ритуальных отправлениях всегда желанна, а в важнейших семейных обрядах - свадьба, рождение ребенка, похороны - просто необходима.

Авторитет брахмана, чей престиж всегда обусловлено принадлежностью к высших брахманівських каст в Индии безусловный. Этот авторитет выражалось, прежде всего, в исключительном праве брахманов приносить жертвы богам в храмах. Цель посещения храма - возможность уважительного созерцание Бога, ощущение принадлежности к божественного величия. За это право индийцы оставляют свои подношения (существует довольно стала такса оплаты жрецов храма за различные услуги или за различные действия в храме).

Убеждение в необходимости посредничества жреца для достижения цели, которая может быть реализована только при условии содействия сверхъестественных сил, подносит к древней магии. В Индии и индуизме это нашло проявление в виде магических способов, на основе которых возникли формулы - мангры, то есть священные заклинания. Мант-ри используют много индейцев. Свои мантры имеют рыбаки, пастухи, пожарные и др.

Роль, аналогичную мантрам, играют многочисленные талисманы и амулеты (шнурки, значки и т.п.). Все эти предметы, как и мантры, составляют необходимый реквизит профессиональных колдунов, за помощью к которым обращаются индейцы, особенно в селах. Колдун - тот самый жрец, но рангом ниже, проще, чаще всего неграмотный. Основой его мудрости является диаграммы и колдовские круга (янтры) с буквой А. Он имеет большой авторитет среди населения.



Назад