Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Обряды и праздники


И жрецы - брахманы - с их високоурочистими храмовыми и респектабельными домашними ритуалами, и напівписьменні деревенские колдуны-знахари с их заклинаниями - мантрами и диаграммами - янтрами одинаково вписываются в ту гигантскую систему, что ее составляет индуизм. Важный элемент этой системы - многочисленные, часто очень яркие и впечатляющие обряды и праздники. Много ритуальных обрядов приходится на торжественные и памяти-памятные даты, когда праздничные сборы, походы в честь того или иного божества, массовые паломничества к святым местам связанные с популярными древнеиндийскими героями, привлекают миллионы людей и становятся всенародными событиями первостепенное значение. Именно в эти торжественные дни всенародных праздников наблюдается сила индуизма, которая цементирует в единую религий но-культурную общность людей, принадлежащих к разным расам и каст и разговаривают на разных языках.

Кроме праздников в честь Рамы или Кришны, заслуживают внимания такие праздники, как Дурга-пуджа, праздник светильников, которые загораются в честь богини счастья Лакшми, мудрости Сарасвати и покровителя богатства и торговли Ганеши. Праздники в честь Шивы отмечаются ежемесячно во время новолуния. Заметное место среди индийских праздников занимает большое паломничество Кумбхамела - празднование в честь древних богов и амриты - напитка бессмертия. На эти праздничные обряды со всей Индии до Ганга следуют миллионы паломников, которые находятся здесь почти месяц. Главный момент обряда - омовение в священных водах Ганга. Здесь можно встретить истощенных аскетов, монахов, йогов, факиров. Специальная каста брахманов - панда обслуживает паломников, которые для ритуального омовения должны быть тщательно выбритые (ни волосинки вплоть до бровей и век). Специальные служители следят за порядком и бдительно охраняют права брахманов, которые собирают плату из паломников.

Кроме обще-индийских, существует немало праздников, касающиеся того или иного региона или сравнительно небольшой местности. Все они, как правило, тесно связаны с мифологией, индуистскими легендами и божествами. Много праздников и обрядов связанные с патронами-покровителями разных профессий, занятий. На этих праздниках и обрядах, которые собирают все окрестное население, ритуал обычно сопровождался ярмарочной торговлей и весельем.

Так же отправляются и многочисленные домашние и семейные обряды, связанные со свадьбой, рождением сына, вручением шнура юноше на знак его нового рождения и др. Во время обрядов домашний жрец-брахман выполняет все необходимые ритуальные действия.

Свадебный обряд - самый торжественный. Молодые обходят вокруг жертвенного огня, в который бросают различные продукты, после этого обряд брака считают завершенным. Обряд погребения в Индии тоже особый. В Индии нет кладбищ, только священные места, на которых сжигают покойников. До такого места выносят завернутого в полотно покойника, его старший родственник разжигает костер. Когда огонь погаснет, обгоревшие останки кладут в посуду и топят в реке. После этого семья умершего десять или больше дней носит траур - кусок белого полотна. Дальнейшая судьба вдовы (особенно вдовца) плачевна. Второй раз замуж выходит она редко, а в прежние времена, особенно среди высших каст, считалось нормальным, когда жена, хотя бы она была и девушкой 13-14 лет, если умирал ее муж, заживо сжигалась на костре вместе с трупом мужа. Это страшный обычай индейцев-сати.

Сати, как ужасная наследие прошлого, стоит в одном ряду с другим его пережитком - кастовым строем. Кастовая система, которая основывалась на прочной внутрікастовій эндогамии и суровых кастовых запретах, а также на еще более суровых религиозно-культовых традициях семейного и внутріобщинного, внутрікастового жизни, и поныне остается важным институтом социальной организации в Индии. Каста определяет место человека в индийском обществе, ее состояние, права, поведение, даже ее внутреннее лицо, включая одежду и знаки на лбу или драгоценности, которые она носит.

Каста определяет круг ритуальных обязанностей, религиозную активность. Чем выше каста, тем больше внимания, согласно принятым нормам, человек обязан уделять ежедневным обрядам дома, необходимым поклонам, подносом, мантрам и др. Кастовые запрета в Индии имеют характер табу и снимаются только в единичных случаях. Например, принято считать, что рука ремесленника всегда чистая, то есть пользоваться продукцией ремесла можно и не принадлежа к касте ремесленника. Нарушение кастовых норм приводит к суровых наказаний и обрядов очищения виновного.



Назад