Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

1. Конфуцианство


Возникновение конфуцианства всегда связывается с Древним Китаем. В чем специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае?

Трезво мыслящий китаец никогда не задумывался над тайнами бытия, проблемами жизни и смерти, однако он всегда видел перед собой эталон порядочности и считал свой священный долг ему подражать. Китаец превыше всего ценит свое материальное жизни. Огромными и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, а не во имя благополучия на том свете или спасения от страданий.

Все эти специфические особенности системы ценностей, сложившихся в Китае за тысячелетия, предшествовавших епосам Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под названием конфуцианство. Суть их уже тогда, задолго до Конфуция, сводилась к обособлению иррациональных основ религии и возвеличивания рациональных основ этики, подчинения религиозно-этических норм требованиям социальной политики и администрации.

Конфуций (Кун Фуцзі) родился и жил в эпоху великих социальных и политических потрясений, когда Китай находился в тяжелом кризисе. Власть чжоуського правителя давно ослабла, хотя он и продолжал считаться сыном неба и выполнял свои функции перво-священника. Разрушались патриархально-родовые нормы, в жестоких междоусобицах погибала родовая аристократия, на смену ей приходила централизованная власть правителей отдельных каст, что опирались на административно-бюрократический аппарат с незначительного служилого чиновничества. Выступив с критикой своей эпохи и высоко оценивая прошлое, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал усовершенствованной человека Цзюн-цзы.

Высокоморальный Цзюн-цзы, сконструированный Конфуцием как эталон для подражания, обладает двумя важными, по его представлениям, достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие "гуманность" (жень) включало в себя многие качества: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.д. Жень - это высокий, почти недостижимый идеал, характерными чертами которого владели лишь древние: из современников Конфуций считал гуманным, включая и себя, только своего рано умершего любимого ученика Янь Хуеня. Обязанность - это моральное обязательство, которое гуманный человек благодаря своим доброчесностям несет в себе сама. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и ширість (чжень, благопристойность и соблюдения это -' ремоній и обрядов.

Конфуций широ стремился создать идеал рыцаря добропорядочности, который борется за утверждение высокой морали, против существующей несправедливости. Однако, как это случается, с превращением его учения в официальную догму, на первый план выступила не суть, а внешняя форма, которая оказалась преимущественно в демонстрации преданности древности, уважении к старшим, притворной скромности и порядочности. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости вїд того, какое место она занимала в социально-чиновничьей иерархии.

В любой момент жизни, на любой случай - в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу - всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен подробный сборник этих правил внешней вежливости и церемоний - трактат Линзы, компендиум конфуцианских норм, который использовали в течение более двух тысяч лет. Все записанные в этой обрядовой книге правила положено знать и применять на практике, причем с большим старанием, чем выше положение в обществе занимала человек.

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы такого социального порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: "Пусть отец будет отцом, сын - сыном, царь - царем, чиновник - чиновником, пусть все в этом мире хаоса и суеты станет на свои места, все будут знать свои места, права и обязанности, делать то, что им принадлежит. Благоустроенное таким образом общество должно состоять из двух категорий: верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и подчиняется". Критерием разделения на верхи и низы служили не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Конфуций презирал, а только знания и добродетели, а точнее, степень близости человека к идеалу Цзюн-цзы.

Формально этот критерий открывал путь для кого-кого, кто приносил связку сушеного мяса, то есть плату за обучение. Фактически дело было сложнее: чиновники были отделены от простого народа стеной иероглифов, то есть грамотностью преградой, которую трудно было преодолеть.

Одной из важнейших основ социального порядка, по Кон-фуцієм, было строгое подчинение старшим. Будь-кто из старших: отец, чиновник или император - это непререкаемый авторитет для младшего. Слепая покорность его воле, слову, желанию - это элементарная норма государства в целом, клана, семьи. Неслучайно Конфуций любил говорить, что государство - это большая семья, а семья - это малая государство.



Назад