Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Культ предков и нормы Сяо


Речь идет о культе предков, как мертвых, так и живых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах почти всем народам, конфуцианство предоставило ему глубокого содержания и превратило его в первейшая обязанность каждого китайца, универсальную и общую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о Сяо, сыновнюю уважение.

Сяо - это основа гуманности. Быть послушным сыном обязан каждый, а особенно - человек письменная, образованный, которая стремится к идеалу Цзюн-цзы. Суть Сяо - служить родителям по правилам обязанности Ли, похоронить их по правилам Ли и приносить им жертвы по правилам Ли. Культ сыновней уважения со временем достиг в Китае всеобщего признания и стал нормой жизни. Сказания о выдающиеся поступки Сяо, собраны в сборнике "24 примеры Сяо", превратились в объект восхищения и подражания. Например, образец Сяо из этого сборника: восьмилетний мальчик летними ночами не отгонял от себя комаров: пусть они лучше кусают его, чтобы не беспокоили родителей; учтивый сын голодного года отрезал кусок своего тела, чтобы сварить бульон для немощного отца. Эти и многие другие пример и в-рассказов должны были с детства воспитывать в человеке почтительного сына, готовность к пожертвования во имя культа семьи и клана. *Конфуцианский культ предков и нормы Сяо способствовали расцвету этого культа. Семью считали стержнем общества, интересы семьи преобладали над интересами личности, которая рассматривалась лишь сквозь призму ее (семьи) вечных интересов. Взрослого сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось нормальным и естественным, что проблема любви при этом не становилась ни перед кем. Любовь, то есть нечто личное, была нечто несравненно ниже, чем интересы семьи, которая считалась категорией высокого долга. Любовь могла прийти после брака, а могла совсем не прийти. Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего осознанного социально-семейного долга.

выразившийся в сохранении интересов семьи, то есть в рождении детей, прежде всего сыновей, призванных продолжать род, укреплять позиции семьи в веках.

Процесс преобразования конфуцианства в официальную доктрину централизованной китайской империи занял немало времени. Сначала необходимо было детально разработать учение, добиться его распространение в стране, что и было сделано последователями Конфу-ция. Успехам конфуцианства в большой степени способствовало и то, что это учение основывается на небольших изменениях древних традиций, на обычных нормах этики и культа.

В условиях эпохи Чаньго (V-НИ в. до н.э.), когда в Китае спорили разные философские школы, конфуцианство по своему значению и влиянию занимало первое место, несмотря на то, что предложенные последователями конфуцианства методы управления страной тогда не получили признания. Этому помешали соперники конфуцианцев - легісти.

Учение законников - легистов резко отличалось от конфуці-анського. В основе легістської доктрины лежал безусловный примат писаного закона, сила и авторитет которого должны держаться на паличній дисциплине и жестоких наказаниях. Грубые методы легизма для правителей были более выгодными и эффективными, потому что они позволяли держать в руках централизованный контроль над частным владельцем, что имело большое значение в борьбе за объединение Китая.

Синтез конфуцианства с легізмом оказался несложным делом. Во-первых, несмотря на значительные различия, легізм и конфуцианство имели немало общего: последователи обеих доктрин мыслили раціоналістично. И для одних, и для других царь был высшей инстанцией, министры, чиновники - его основными помощниками в управлении, а народ - отсталой массой, которой нужно управлять для его же блага. Во-вторых, этот синтез был необходим: введены легізмом методы и институты, без которых нельзя управлять империей, в интересах той самой империи следует сочетать с уважением к традициям и патриархально-классовых связей, что и было осуществлено.

Преобразование конфуцианства в официальную идеологию стало поворотным пунктом в истории этого учения и самого Китая. Если раннее конфуцианство, призывая учиться у древних, предусматривало за каждым право самому размышлять, то теперь набирала сил доктрина абсолютной святости и нерушимости древних канонов. Конфуцианство сумело занять главенствующие позиции в китайском обществе, идеологически закрепить свой крайний консерватизм, который нашел самый высокий проявление в культе неизменной формы.

Опираясь на древние представления о небо и высшую небесную благодать (где), конфуцианство произвело постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (Мин) на право управлять страной только потому, что он был добропорядочным - в конфуціанському понимании этого слова.

Отступая от принятых норм, правитель терял и право на этот мандат. За соблюдением норм следили конфуцианские ученые - чиновники, наследники жрецов-чиновников інсько-чжо-уського Китая, которые олицетворяли в себе единство и слияния высшей администрации и религиозно-идеологической власти. Воспроизведение этих ученых-чиновников превратилось в конфуціанському Китае в одну из важнейших задач государственной важности.



Назад