Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

2. Даосизм


Верхом китайского общества жили за конфуціанськими нормами, исполняли обряды и ритуалы в честь предков, неба и земли в соответствии с требованиями Л ицзі. Будь-кто из тех, что стоял выше простолюдина или пытался толкнуть из его среды, должен был подчинить свою жизнь соблюдению этих норм и церемоний; без знания и соблюдения их никто не мог рассчитывать на уважение, престиж, успех в жизни. Но ни общество в целом, ни человек отдельно, как бы они не были скованы официальным догмам конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Надо было иметь возможность хоть иногда глотнуть воздуха, отдышаться. Роль духовно-идеологической отдушины играл в Китае даосизм.

Конфуций не признавал духов и скептически относился к суеверия и метафизических спекуляций: "Мы не знаем, что такое жизнь, - говорил он, - как можем мы знать, что такое смерть?" (Луньюн, Гл.ХІ, 11). Не удивительно, что все сомнительное, подсознательное, что относилось к области неподконтрольных ума чувств, конфуцианство оставляло в стороне. Но все это продолжало существовать и в вере простого народа, и в философских поисках творчески мыслящих и любознательных индивидов. В передханські времена, и особенно в начале Хань (II в. до н.э.), очень насыщенной для истории Китая эры, когда складывалась и набирало своего окончательного вида уже реформированное ханское конфуцианство, все эти верования и обряды были объединены в рамках религии даосов - религиозного даосизма, что сформировался параллельно с конфуцианством.



Назад