Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

6. Сикхизм


Сикхизм был основан Канаком, сыном мелкого торговца из касты Кхатріїв. Он родился в селе Тальванді в Пенджабе, что был тогда частью империи Великих Моголов. Нанак разработал все основные положения сикхизма и на длительное время определил характер общины. Религиозно-философская система сикхизма в течение пяти с половиной веков своего существования была не раз изменена, но основные ее догматы оставались почти без изменения, так же как и в первой половине XVI в., когда Нанак начал проповедовать свое учение. Основатель сикхизма много сделал для пропаганды своей религии: если сообщение сикхістських авторов о его путешествия в Мекку, Медину, Багдад не считаются достоверными, то он немало ходил до Пенджаба, где нашел последователей из числа индусов и мусульман. Нанак был первым гуру секты: его преемники носили этот титул до конца XVII в., когда десятый главарь сикхов Говінд радикально изменил характер общины и отстранил должность гуру. Восемь гуру, которые шли за Нанаком, развивали его идеи: они не внесли в сикхизм кардинальных изменений - только Говінду суждено наполнить идеологию общины новым содержанием и придать ей новый характер, хотя основные догматы религии Нанака и при нем остались непоколебимыми. В гимнах, поэмах, молитвах Нанака, которые вошли в "Грантх Сахиб", эту "библию" сикхов, его взгляды изложены в систематической форме.

Центральное место в философии сикхизма занимает понятие Бога. Для доказательства существования Бога нет Нанак, ни другие гуру не прибегали к сложной системы аргументации, как это делали идеологи христианства в Европе или философы индийских школ. Бог для віроу-чителів сикхизма был очевидной реальностью, и ни их эпоха, ни их аудитория не требовали доказательств его существования. Нанаку не было нужды доказывать существование того, что его слушатели считали несомненным: когда речь шла о теологические вопросы, он чаще всего уделял внимание проповеди единства Бога, что давало повод многим исследователям считать одной из важных отличительных особенностей сикхизма его монотеизм. "Суды об одном боге, о Нанак, откуда быть другом?" - постоянно повторяет гуру. Источники сикхістського единобожия прежде всего следует искать в монотеистических традициях самого индуизма: религия Нанак, которая вышла из индуизма, обязана ему многим своим доктринами. Важным фактором, который повлиял на формирование как моно-їстичних взглядов основатель сикхизма, так и многих других идей, которые он проводил, было учение таких средневековых индийских мыслителей как Рамануджа (XI в.), Нимбарка (XII в.), Мадхва (ХНЕ ст.), Чантанья (XV ст.).



Назад