Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религия критомінейської эпохи


Наше исследования истории религии переносится в Европу. Именно здесь состоялся развитие цивилизации, которая была непосредственным предком цивилизации современной Европы и которая была непосредственным почвой развития христианства - религии, которая наложила большой отпечаток на историю человечества. Это - античная цивилизация.

Юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоса западного побережья Малой Азии, а позже - многочисленные колонии вокруг этих территорий - это Эллада, колыбель европейской цивилизации. Заселение Эллады началось около 100 тыс. лет назад.

Цивилизация в Европе родилась на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. Вся Европа в то время еще переживала период перерастания первічного общества в цивилизованное. Покрытая лесами и болотами, она была еще дикой. Лишь на юге (настоящая Италия и Испания) и юго-востоке (Полунав'є, Греция, южно-украинские степи) существовали отдельные очаги земледельческих и землеробсько-скотоводческих культур.

Еще в начале нашего века история Европы начиналась с материковой Греции, как говорится, с Гомера. Но исследования английского археолога А. Эванса (1851 - 1943) открыли нам на острове Крите самую древнюю европейскую культуру - критську или мінойську (по имени мифического царя Миноса, наиболее выдающегося деятеля того исторического периода). А период этот не маленький: от 3000 до 1200 гг. до н. э. - почти 18 веков.

Критская культура, которую представляли ранние рабовладельческие государства Кнос, Фестта др., достигла значительного развития в 20 - 15 в. до н. э. и быстро угасла с 14 в. до н. э. В этих государствах существовала теократическая власти. Царь был одновременно и верховным жрецом. Управление государством и отправления религиозного культа практически составляли один процесс. Мінойці (так условно зовут населения этого государства) поклонялись великой богине-матери людей и животных и богу-быку, что олицетворял разрушительные силы природы. Этим богам царь-жрец приносил жертвы во дворце, который одновременно был жильем и храмом.

В конце xv или в начале 14 в. до н. э. на Крит вторглись греки (ахейцы) с континента и разрушили мінойську цивилизацию.

Еще одним центром стародавньогрецької цивилизации была (ахейская) культура міненська (1700 г. до н. э. - 1200 г. до н. э.).

Срени-ахейцы появились на Балканах почти одновременно с появлением цивилизации на Крите. Они пришли с севера, из долины Дуная. Слившись с местным населением они образовывали новые культовые очага. Раскопки в Мікснах, а затем во многих других местах Греции рассказывают нам о воинственный народ, который создал могучую державу, которая добилась особого расцвета в 15 _ 13 в. до н. с. Существовали и другие ахейські государства. Они вели между собой непрерывные войны.

Древние греки обожествляли природу. В представлении древнего грека лица были повсюду: в ручьях жили наяды, в роще - древесные нимфы, лріали и сатіри, в скалах - ореадой, в море - переели и трітоии, небо заселено звездами и богами высшего ранга.

В 50-х годах нашего века была расшифрована міненська грамотность. Правда, большая часть расшифрованных глиняных табличек имела различные хозяйственные записи, но было дешо и о религии. Так, оказалось, что были рабы, которые считались собственностью того или иного бога. Может было и нечто подобное храмового хозяйства По крайней мере была некая коллективная религиозная собственность. Сложился немалый список богов. Среди них Зевс, Гера, Посейдон, Лфпіа. Лртсміла. У богов-мужчин были женские "визави": в Посейдона Посился, у Зевса - Дівія. Был культ Диониса, но не бога, л человека.

Около 12 в. до и. с. на міненські земли произошло вторжение дорійських племен с севера полуострова. их культура слилась с міненською. а общество получило толчок к развитию в направлении расписания общины.

Следующий этап в истории Древней Греции получил название архаичного, он продолжался с 8-го по 6 в. до н. э. В этот период древние греки колонизируют северное побережье Эгейского моря, побережье Черного моря, юг Апенінського полуострова и даже проникают на африканское побережье Средиземного моря. Колонизация активизирует экономическое развитие страны: стимулируется ремесленничество, окончательно отделяется ремесло земледелия, торговля сближает соседние и дальние страны, греки немало чего заимствуют из мира, который открылся перед ними. В Древней Греции устанавливается в 8 в. до н. э. полісний лад: возникают города-лержави уже с классовым строем, с развитыми товарно-денежными сношением.

Из всех полисов наиболее значительными были Афинская и Спартансько государства.

Народ Афинского государства состоял из четырех фил (племен). Каждая фила в свою очередь делилась на три фратрії, а каждая фратрія на тридцать родов. Племя и ролл были органами управления и религиозными общинами, функции фратрії ограничивались браками и регистрацией рождений.

Общественная жизнь в полисах набирает все более организованного порядка, совершенствуется путем создания правовых отношений.

В 621 г. до н. э. Драконт записал действующее обычное право в Афинах. Это было некоторым ограничением интересов аристократы, которая к нему не была связана никакими законами. И цс в определенной степени защищало интересы народа. Но по законам Драконтл было только одно наказание - карк на горло. Поэтому выражение "драконтові законы" стало крылатым.

За рефератами Драконта ведения религиозных дел окончательно переходило к государству, все жители Аттилы должны были поклоняться богам и занимает лидирующие позиции их героям. Религиозная жизнь продолжало происходить в роде и фраторії.

Особенно важной была законотворческая деятельность Соленая (между 640 и 635 - 6л. 559 гг. до н.э.), который в 594 г. до н. с. ликвидировал долговое рабство, ввел единые для всей страны меры веса и деньги, установил свободу завещаний. Солоп заботился о экономическую независимость страны и развитие ремесел. В зависимости вич имущественным состояния разделил общество (делилось на четыре класса) и запретил представителям самого бедного класса - фстам - занимать государственные должности, но все имели избирательное право.

Клисфен (между 509 и 507 гг. до н. э.) ликвидировал племеніи филы и создал новые территориальные. Каждая филл делилась па десять демов, которые имели отдельные храмы с обирасмим голосованием или за жребієм жрецом. Фила тоже была религиозным образованием, храм филы был государственной собственностью, религиозными делами филы уже руководила государство. Так образовалась государственная религия. Но власть жреца уже отделяется от власти военачальника, судьи и администратора.

Немного другим путем развивалась государство Спарта, что находится на южной части Пелопоннеса. Цс был аграрный полис. На земле работали только ілоти (рабы), торговлей и ремеслом занимались періски, а граждане Спарты - только военным делом. Это была государство воинов, власть принадлежала нійськовій аристократии. Спартанское религиозная жизнь было похоже с афинским.

Религия архаической Греции хранила и даже многочисленный пантеон гомеровських олимпийских богов, вносила изменения в их іерархію.

Этот период был периодом дальнейшего развития древнегреческой культуры.

Еще в 9 в. до н. э. греки позаимствовали у финикийцев семитский алфавит, постепенно на нем создается ряд культурных памятников. В 8 в. была написана Гомер "Илиада" и "Одиссея", которые содержат развернутую картину стародавньогрецького жизни и информацию о мифологическую религию Эллады, которой мы пользуемся и по сей день.

Ясный мир Гомера заселен богами и людьми. Они имеют много общего между собой. Те и другие живут в природе, они имеют происхождение от матери-земли, родились, имеют тело, едят, спят, действуют, имеют своих царей и владик.

Но люди живут в видимом виде, а боги невидимые. Люди едят плоды земли, а боги - нектар, амбросію, люди смертны, а боги бессмертны.

У Гомера еще нет идеи потустороннего взыскания. Умершие предки продолжают свое существование в подземном царстве и лишь некоторые из них, по воле богов, получают бессмертие и живут в земных формах.

Идея потусторонней возмездия возникает в греческом полисе, причем ее судьба во многом определяется похоронными обрядами и заботой о душе умершего тех, кто остался живым. Это свидетельствует о развитии анимистических представлений на этом этапе совершенствования древнегреческой религии.

Обратим внимание на то, что религия древних греков превозносил физическую работу, без которой было невозможно достичь материального благосостояния. Вот поэтому из греков такое большое количество богов - покровителей различных видов труда: Артемида присматривала за охотой, Гермес, Аполлон и Пан - за скотоводством, Где метра с ее элевсинскими мистериями заботилась о земледелие, Дионис - о виноградарство, Афина Паллада - о ремесленничестве, Гефес помогал кузнецам, Гермес - торговцам. Есть боги - покровители и умственного труда.

Еще одним значительным культурным явлением, тесно связанным с религией и имеющим религиозное обоснование, были спортивные игры, главные среди них - Олимпийские. Первые из них устроены в 776 г. до н. э. в честь Зевса Олимпийского. Эти игры прославляли физические качества человека, поощряли физическое развитие, который нужен был аристократии для господства над рабами и утверждение собственной социальной значимости. Это делалось со ссылкой на богов.

В афинян и спартанцев были совместные боги и совместные храмы. Часто эта общность использовалась в политических интересах. Так, древний историк Фукидид в своем сочинении "История" вспоминает о том, что при решении вопроса о власти македемоняни (спартанцы) уговорили жрицу в Дельфах дать предсказания, полезное им.



Назад