Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Мифология Древней Греции


Стародавньогрецька мифология была одним из самых ярких явлений, которые отражались на всей мировой цивилизации. Она появилась уже в первоначальном мировоззрении стародавньогрецьких племен еще в период матриархата. Мифология сразу вобрала в себя анімістичні и фетишистські представление.

Мифологическом обоснованию были подвергнуты культ предков и тотемизм, который тоже не прошли древние греки. Одним словом, религия древних греков началась из мифологии, нашла свой лучший выражение в мифологии, своей совершенства достигла в олимпийской мифологии.

Олимпийская мифология - это уже всегреческая мифология периода патриархата. Исследователи отмечали интересный момент: имена местных богов или места их почитания становились эпитетами общих богов.

Олимпийский пантеон возглавляет "отец всех богов и людей" Зевс. Он живет на горе Олимп, все боги вполне подчиненные ему. Все олимпийские боги антропоморфные, не только как общий образ, а, так сказать, в деталях: они физически тождественны людям, имеют все человеческие качества, в том числе и негативные, которые иной раз позорят этих богов. Они едят и пьют, ругаются и любуются, рождаются и умирают.

Рядом с олимпийским пантеоном богов возникает значительное количество мифических героев, которые укрощают чудовища, что вредят людям. Антропоморфизм стародавньогрецької мифологии был свидетельством осознания своего места в мире, рост их власти над силами природы, ощущение ее общественной значимости.

Впоследствии антропоморфные греческие боги все больше и больше набирают значение олицетворение абстрактных сил природы и общества.

В еліністичній литературе, а затем и в римском эпохе мифология, кроме религиозного, набирает также литературного и художественного значения, она дает материал художнику для аллегорій и метафор, создает стали образы типов и характеров.

Но главным для стародавньогрецької мифологии является ее релігієут-ворююча функциональность - она становится основой для формирования представлений, обуславливает фетишизм и магию стародавньогрецької религии.

Стародавньогрецька мифология, полна гармонией и ощущением реальной жизни, становится фундаментом реалистического искусства не только во времена античности, но и позже, в эпоху Возрождения, вплоть до наших времен.

Воспитанные на строгом соблюдении законов и норм древние греки тщательно относились к выполнению культовых положений. Большое значение в них набрал культ бога солнца, света, мудрости и искусства Аполлона, ему было посвящено святилище в Дельтах. Дельфийские жрецы и оракулы Аполлона имели большой авторитет, могли вмешиваться в государственные дела и серьезно влиять на события.

Еще одним значительным культом того времени был культ Деметры, богини плодородия и земледелия, а также законодательства, поскольку земледелие требовало оседлости и стабильности в жизни. ей было посвящено святилище в Элевсине, вблизи Афин. В этом святилище традиционно, сотнями лет происходили мистерии, - таинственные обряды с участием только посвященных, Первым степенью посвящения были песни и танцы ночью в праздник Крупных Елевсіній. На втором степени собирались в самом святилище, где выполнялась драматическое представление о похищении богом подземного царства Аидом дочери Деметры - Персефоны (Коры). Персефона стала женщиной Аида. Но каждую весну она возвращалась к матери, а потом снова к подземного царства. Это была символизация вымирающего и виду произрастающего зерна, изначального акта плодовитости, таинства вечной жизни. Посвященные в культ Деметры набирали права на вечную жизнь после смерти. Правда, при этом практические греки не забывали и о требованиях благочестивого, добродетельной жизни. В элевсинских мистерий не допускали, например, тех, кто пролил чью кровь. Требовалось также выполнение государственных и общественных обязанностей. Впоследствии Большие Елевсінії были признаны общегосударственным праздником.

В архаическую эпоху происходило существенное изменение с культом Диониса, он стал богом растительности, виноградарства и производства, его поставили наравне с Аполлоном, он стал олицетворять идеи бессмертия человеческой души.

С культом Диониса и Деметры связана религиозно - философское течение орфікій, которую вроде бы заложил мифический певец Орфей, сын бога рек Еагра и музы Калліопи. Миф рассказывает о смерти его жены Эвридики, которую укусил змей. Желая вернуть любимую женщину к жизни, Орфей спустился в подземное царство. Игрой на кіфрі и пением он очаровал стража подземного царства Кербера, а также Персефену, женщину Аида. Орфею было разрешено забрать женщину с собой. Но он, ведя ее наверх, должен был не оглядываться назад. И любопытство победила его, он таки оглянулся (или не на красавицу Персофену?) и потерял Эвридику. Но Орфей приобрел знания о душе. Он рассказал людям, что душа - это начало добра, часть божества, а тело - это тайна души. После освобождения души из смертного тела она продолжает существовать, перевоплощается. Орфею даже приписывают учение о метемпсихоз - переселение души из одного тела в другое.

Учение орфиков в следующем было воспринято философами (пифа-горейцями и неоплатоніками) и христианскими богословами.

Характеризуя мифологию архаической эпохи, мы должны обратить внимание на ее связь с философией, как только что оказалось при рассмотрении стародавньогрецького учение о бессмертную душу. Мифологическая, пышно художньооздоблена стародавньогрецька религия не успела набрать застывших догматических форм так, как это было, например, в иудаизме. Она не успела резко отделиться от философии и науки в целом. Жречество не создало социальной группы, не стало кастовым. Рациональное мышление, которое стало существенным признаком культуры того периода, не прошло религиозной мысли и присутствовало в мифологии. Вследствие этого произошло, скажем, оригинальное сочетание космогонических и теогоніч-них представлений. Рождение космоса и богов отождествлялось. Создателем всего был бог Хронос, он из хаоса и эфира создал серебряное яйцо, из которого вышел бог Дионис, он же - Эрос. Дионис родил Ночь, Землю и Небо. Земля и Небо породили Океан, Фетиду (одну из нереїд - морских нимф), Крона и Рея. Сын Крона - Зевс - добился власти над всеми богами и людьми, заглинув Диониса, вобрав в себя его силу. Но богиня Персефона родила от Зевса нового бога вина и радости, тоже Диониса. Так боги рождаются и переходят один в другой и с развитием Космоса развивается, переплетается, осложняется божественный пантеон. Безусловно, здесь много несхожостей, противоречий. Ведь этот миф, приписываемый Орфею, творился в разных местах, в разное время, дополнялся и уточнялся и, как всякий миф, набирал фантастичности. Но он отбил существенную черту мышления древних греков: они понимали мир, как таковой, развивается, меняется, что имеет определенные законы этих изменений. Они искали выходные основы существующего мира. И это потом оказалось в философской школе мілетців: Фалеса (ок. 625 - 547 гг. до н. э.), Анаксіманура (ок. 610 - 546 гг. до н. э.), Анаксімена (ок. 585 - 525 гг. до н. э.), а потом Герак-лета из Ефеса (ок. 570 - ок. 475 гг. до н. э.) и Пифагора (ок. 570 - 500 гг. до н. э.). Так философское, научное и религиозное мышление шли рядом. Иной раз мешали друг другу, иной раз дополняли друг друга. Это был единственный поток духовного развития, который выкристаллизовался в богатой духовной культуре древних греков.



Назад