Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религиозный культ древних греков


Антропоморфное представление греков о своих богов неизбежно вызвало соответствующее отношение к ним - в их глазах боги были понятны и близки человекоподобные существа и желали то же, что хотят люди. Жертву богу грек приносил сам и сам высказывал, что желает получить: конкретную помощь или что реальнее, совет или некую гарантию на будущее. Жрецы были более администраторами, чем священниками.

Они ухаживали за храмом, организовывали религиозные собрания, процессии, церемонии. Очень важной была их роль в расшифровке предсказаний, последствий гадания. Как уже сказано, наследственного состояния жрецов не было. Жрецами были отдельные государственные лица (архонт и т.д.), а также лица по выбору, на определенный срок.

Очень важным элементом древнегреческого религиозного культа были храмы. Наиболее древние храмы у греков были построены еще в XII в. до н. э.

Для древних греков храм был жилищем богов, которые олицетворялись в скульптурах. Свое происхождение греческий храм берет от мегарона - жилого дома. Сначала для богов выделяли обычные жилые дома. Они были скромными и неприхотливыми. Затем специально строились в местах традиционного поклонения богам на горных вершинах, возле священных деревьев и источников, в священных рощах и дубравах. Поскольку храм рассматривался как жилье богов, то он снаряжался всем нужным для этой цели с определенными изменениями: домашний очаг приняло вид алтаря, для хранения храмовой утвари и посуды отводилось небольшое помещение позади - опістодом ("задняя комната"), в передней части выделялись сени - пронаос, центральная часть храма звалась наос ли целла, ее большой размер вызвал применения колонн, появились впоследствии колонны на фасаде, образовался тип храма с колоннами у входа, так называемый тип "простіль", храм с колоннами и на задней стороне звался амфіпростилем, а с колоннами на обеих сторонах периптером ("со всех сторон обкрилений"), а если было два ряда колонн - диптером. Строительство храмов, украшение их колоннами и статуями стимулировали развитие архитектуры и скульптуры, они стали главными направлениями древнегреческого искусства и надолго определили путь развития всего искусства Европы в целом.

Для древних греков храм был местом отправления религиозного культа, вместе с тем был и важным общественным зданиям. В нем хранились государственные и частные деньги и драгоценности, произведения искусства, различные документы, архивы, на каменных плитах были отчеканены тексты законов, а также тексты, посвященные выдающимся событиям. В храмах и рядом с ними происходили народные собрания, объявлялись решение царей, архонтов, других руководящих лиц. Храм был не только культовым сооружением, но и определенным политическим символом. Отсюда понятно, почему в архитектуре древнего мира, в частности у греков, их сооружении уделялось большое внимание. Среди семи чудес древнего мира называют здание религиозного назначения: храм Артемиды Ефесской, статую Зевса Олимпийского И Колосса Родосского.

Одной из грандиозных культовых сооружений древнего мира была статуя бога Солнца, что ее построил Херес на острове Родосе около 290 г. до н. э. Статуя имела в высоту 32 м, такого сооружения древние греки не знали. Но в 223 г. до н. э. землетрясение разрушило ее, обломки колосса получили из воды, но Хереса уже не было в живых, восстановить статую было некому. В 672 г. н. э. Мустафа - вождь турок-сарацін, владевших тогда островом, продал ее восточном купцу.



Назад