Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религия античной Греции


Продолжим наш исторический обзор. Пятое и четвертое века до нашей эры - это период классической Греции. Главные события разворачиваются в области, которую зовут Аттика (гр. - прибрежная страна). Щедро одаренный природой, населенная энергичным и трудолюбивым, мыслящим и храбрым народом, что хорошо приобрел исторический опыт, Аттика становится узловым пунктом экономического, политического и культурного развития, ЕЕ столица Афины - центром всех событий. Вот поэтому это время в развитии Древней Греции еще зовут аттічним.

Роль Афин среди других полисов очень возросла вследствие побед афинян в греко-персидских войнах (5000 - 499 гг. до н. э.). Афины тогда возглавили Делосский союз государств. В самих Афинах усилилась демократия. Власть принадлежала Совету пятисот (буле), народному суду (гелии) и народному собранию (екклесии). Это был суверенитет народа. Религия была под надзором государства. Так, надзор за священным имуществом осуществляли архонты, которые уступили своим влиянием стратегам, но именно они осуществляли руководство религиозными церемониями, жертвоприношением и спортивными соревнованиями, которые имели религиозную окраску.

Именно эти меры и объединили афинское общество. Участие в религиозном культе для всех граждан была обязательной, политическое бесправие рабов и метеків (иностранцев, проживавших в Афинах) автоматически исключало их с этого участия.

В период правления стратега Перикла из 443 до 430 гг. до н. э. (этот период считают золотой эпохой афинской демократии) влияние религии остается неизменным и очень весомым. На Акрополе в 447 - 438 гг. до н. э. был построен Парфенон (архитекторы Иктин и Каллікрат) в величественном храме разместили статую Афины, покровительницы города, которую изготовил скульптор Филиалов. На щите Афины Филиалов изобразил себя и Перикла, за что был обвинен в кощунстве, арестован и умер в тюрьме. На Акрополь были змуровані мраморные лестницы, сам храм украшен многочисленными статуями. Храм выстоял всю античную эпоху. В 5 в. н. э. он стал христианским храмом, в 15 в. - мусульманской мечетью, в 1686 г. был разрушен венецианцами. Теперь мы можем любоваться лишь его руинами, но и они поражают своей красотой.

В то время был перестроен храм Деметры в Єлевсіні. Он простоял до 396 г. н.э. и был разрушен готами.

Конец 5 в. до н. э. затмил расцвет античного мира - соперничество двух могущественных государств Афин и Спарты привело к длительным междоусобных войн, которые получили общее название Пелопоннеські войны 431 - 404 гг. до н. э. Как следствие, Афины потерпели поражение, но и Спарта не стала гегемоном. Война обострила социальные противоречия, ослабила демократию и полісну мораль. Религия древних греков не уберегла их от кровавых столкновений, хотя у сторон, что воевали, были совместные боги и совместные храмы.

Возникает затяжной кризис древнего греческого полиса: мелкие военные столкновения и войны, перевороты и деспотии. А на Востоке тем временем возникает Персидская империя. С 4 в. до н. э. среди греческих государств происходит подъем Македонии. После Коринфского съезда 337 г. до н. э. Македония стала господствовать в Греции. В 334 г. до н. э. Александр Македонский начал свой поход к Азии. Блестящие победы навеки прославили имя выдающегося полководца. Ко времени его смерти в 323 г. до н. э. сказочно сложилась мировая империя, которая так же сказочно распалась после его смерти.



Назад