Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религия в эпоху эллинизма


Сам по себе азиатский поход Александра Македонского имел определенное значение для развития мировой цивилизации. Вместе с войском в новые страны шли философы, историки, естествоведы, жрецы. Завоеванные культуры не уничтожались. Александр не возражал религии завоеванных стран, боав участие в их культе, вел линию на обожания своей личности во всех культах. Он мечтал о создании греко-персидской народности. Столицей нового государства он выбрал Вавилон, там должен быть и главный храм нового государства. Но судьба не дала времени Александру Макелонському на осуществление всех его замыслов: не сложилась новая мировая держава, не образовалась новая народность, не возникла новая религия. Для таких процессов нужны века сотрудничества многих народов, нужен особый социальный слой, который был бы движущей силой этих процессов. Но походы Александра Македонского дали мощный толчок процессам сближения культа и религий античного мира и Ближнего Востока.

После Александра Македонского началась эпоха эллинизма -1 это время от смерти Александра Македонского к установлению гегемонии Рима. В это время происходит упадок Греции, Македонии, Эпира, на Востоке возникают государства Птоломеїв и Селевкидов, которые несут новые формы социального прогресса.

В 3-ом веке до н. э. на западе от Эллады начинается формирование нового прочного государственного объединения - Римской республики, которая ведет активные захватнические и гражданские войны и которая накануне своей кризиса 133 - 131 гг. до н. э. в 147 г. до н. э. превращает Македонию в свою провинцию, впоследствии вся Греция переходит под власть Рима.

Эллинистическая эпоха имеет свои особенности религиозной истории.

Прежде всего - это период повсеместного гзелігійної терпимости. Культы восточных божеств распространяются в Греции, греческие боги получают новых сторонников на Востоке, греческая мифология становится общепризнанной, она получает национальную окраску в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье, в Єгипті и Двуріччі.

Происходит также оживления местных культов, местные боги получают имена общеизвестных богов и местный эпитет. Это свидетельствует об объективной необходимости религиозного синкретизма в процессе укрепления связей между народами.

Историк религии древности І.ССвінцицька отмечает, что в эллинистический период усилился распространение мифов о богах-рятів-ников, которые лишают людей от бремени смерти или гарантируют надежду на загробную спасения. Такие черты набрали боги Осирис, Дионис, Arrie. И одновременно усиливается почитание богини Тихе (Судьбы), что свидетельствовало о социальной неравновесие, неопределенность.

Наконец, следует сказать и о том, что в елліністичну эпоху ощутимо оказался связь прогресса религиозного сознания с другими формами жизни духовного общества.

Религия древних греков в значительной степени получала толчок от развития древнегреческой науки и искусства. О такой связь можно более уверенно говорить, чем о связи науки и искусства в Двуречье и Єгипті. "Начала" Евклида и "Альмагест" Пто-ломея сделали все предыдущие математические и астрономические достижения достоянием истории и положили начало новой эпохи в научном развитии. А что до стародавньогрецького искусства, то о нем нечего и говорить в таком же отношении.



Назад