Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Начало римской религии


Начало цивилизации на Апеннин-ском полуострове связывают с возникновением Рима и даже называют точную дату этого события - 21 апреля 753 г. до н. э.

В VIII в. до н.э. в северо - западной части Аленнінського полуострова образовалось государство, которая впоследствии получила название Древнего Рима. С 754-753 к 510-509 гг. до н. э. продолжался царский период, во время которого происходило постепенное слияние первоначального населения этой части полуострова.

В Древнем Риме общество состояло из трех триб (племен). Это были римляне, сабиняне и этруски. В каждой трибе было десять курий, а в курии - 10 родов, роды состояли из семей. Каждая курия имела общую землю, совместных божеств и совместные обряды. Члены курии собирались в "священном месте", где был костер, там приносили жертву своему богу и осуществляли культовую трапезу. Исполнял религиозные церемонии курион, он же был военным руководителем курии.

Семью возглавлял "патер фаміліас", он имел неограниченную власть над жизнью и смертью будь-кого из семьи. Члены семьи, которые принимали участие в куріальних собрании, звались патрициями, они были полноправными гражданами. Кроме них в римском обществе были еще лично свободные, но без политических прав, плебеи. Возможно, это были выходцы из соседних с Римом общин. Кроме того существовала многочисленная социальная группа - рабы.

Уже тогда римляне почитали богов: Юпитера - бога неба, света, обладателя погоды и дождя, носителя победы, Юнону - женщину Юпитера, Марса - бога войны, Минерву - богиня плодородия, покровительница мирного труда, наук и мудрости, а также ремесел, медицины и искусства. Они также верили в многочисленных мелких богов, духов, населяющих весь мир, в духов предков. У них были широко применяемые гадания и всевозможные магические действия.

Постепенно происходило слияние культов курий и триб в более-менее общую религию города-государства.

Особая заслуга в создании начальной староримської религии принадлежит второму из семи царей Рима - Нумі Помпілієві. Считают, что именно он и является основателем религии древних римлян.

Древний историк Тит ливий в сочинении "История от основания Рима" сообщает, что Нума Помлілій, когда получил власть, решил в городе, что было начато силой оружия, установить порядки, опирающиеся на право и законы. А авторитет права и законов должен был существовать на основе страха перед богами, который является "наиболее действенным средством для невежественного и, соответственно тому времени, грубой толпы".

Нума Помлілій установил должность верховного жреца бога Юпитера, несмотря на то, что царю, который тоже был верховным жрецом, приходилось очень часто покидать Рим, управляя войсками в походах, а без верховного жреца городу быть не годится. Дал ему двух помощников, которые были жрецами богов Марса и Квирина, назначил дев, что служили богине Весте - весталок, установил должность понтіфака, которому поручил присматривать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, отметив, с какими именно жертвами, в какие дни и в каких храмах они должны осуществляться. Итак, Нума Помлілій сделал первые шаги упорядочения религиозного культа, формальная сторона которого потом набрал в древней римской религии исключительного значения.

Тит ливий пишет, что все свои действия по нормированию религиозного культа Нума Помлілій объяснял тем, что он "по ночам сходился с богиней Егерією; как будто за ее наговорам и устанавливает он священнодействия, которые богам больше нравится, назначает для каждого бога жрецов". Это некий намек на откровение, но все же Нума Помлілій более руководствуется логическими аргументами своей релігієтворчості.

Так уж повелось, что для римлян большое значение имело тщательное соблюдение всех обрядовых норм. Малейшее нарушение их могло разозлить божество и вся церемония теряла действенность. Все заклинания, магические формулы, обращения и призывы к богам были четко нормированные: не меньше - потому что это пренебрежение к богу, которому поклоняются, и не больше - потому что это пренебрежение к другим богам. Надо было также строго придерживаться установленного календаря вклонінь. И что очень сложно - учитывать все обстоятельства вкло-ніння ли жертвы, они способствуют процессу или нет? Все эти сложности решались образованием численного жречества. Среди него сложилась специализация. Жрецы-фламіни обслуживали одного некоего бога. Жрецы-авгуры гадали по характеру полета птиц. Жрецы-гарусники гадали по внутренностям животных. Жрецы-весталки ухаживали очаг в храме богини весты. Должность жреца была выборной, она не оплачивалась, но была не без выгоды. И до того достаточно влиятельная.



Назад