Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религия в республиканском Риме


За царским периодом в истории Древнего Рима наступил период республики, который длился с конца 6 в. до н. э. до 30 г. до н. э. Почти пятьсот лет продолжался процесс подъема могущественного государства и продуктивной цивилизации.

Из этих веков чуть не два с половиной шла борьба плебеев с патрициями, которая завершилась образованием сенаторского состояния, получивший название нобилитета, второй составляли всадники - богатые граждане, которые служили в коннице и составляли основное боевое ядро римского войска (потом они лично могли уже и не служить в армии). Все другие составляли плебс, городской и сельский. Среди плебеев были богатые и бедные. Городской плебс в основном составлял люмпен - пролетариат, сельский - мелких и средних землевладельцев. Огромную массу населения составляли рабы, она пополнялась порабощенным населением завоеванных стран.

Все государственные дела решались коміціями (народным собранием) сенатом, который был по сути государственным советом, и выборными должностными лицами, которые составляли магистратуру. Это были консулы, преторы, цензоры, еділи, квестеры и народные трибуны, в особой ситуации - диктаторы. При определенных условиях на эти должности могли быть выбраны и плебеи. Итак, Древний Рим был аристок^ ратичною, демократической республикой, демократия была, но не для всех.

Политическая история Рима периода республики была очень буремною, а его политическое развитие очень интенсивный. Вполне естественно, что это наложило отпечаток и на развитие староримської религии, и на ее функционирования в обществе.

Республиканский Рим унаследовал древнюю религию царской эпохи. Но эта религия не могла устоять перед влиянием эллинской культуры и уже в 3 в. до н. э. началась ее еллінізація, в римской религии появились греческие культы. Греческие боги Деметра, Дионис и Кора - стали римскими: Церерою, Либером и Ліберою, Меркурий - Гермесом, культ бога - целителя Эскулапа - культом Асклелія и т.д.

Впоследствии, в начале 2 в. до н. э., окончательно сложился культ 12 главных богов: Юпитера и Юноны, Нептуна и Минервы, Марса и Венеры, Аполлона и Дианы, Вулкана и Вести, Меркурия и Церце-ри. Все они имели соответствующих "визави" в греческом пантеоне. Были установлены ритуальные трапезы богов. На центральном месте Рима, где происходили собрания римлян и все государственные события, - Форуме - были установлены антропоморфные статуи богов. Все религиозные дела решал сенат.

В конце 2-й Пунической войны с Карфагеном (218 - 201 гг. до н. э.) в Риме набрал значительного распространения восточный культ Кібе-ли, поскольку там появились его сторонники с Востока. Стали поклоняться Кібелі и римляне. В 194 г. до н. э. в честь Кибелы были установлены Мегалезійські игры.

Древняя Римская государство почти постоянно вела захватнические войны. В результате этих войн до конца 3 в. до н. э. римляне завоевали все итальянские земли. Затем римляне покорили себе Карфаген, отобрали от него Испанию, ворвались в Македонию и в Малую Азию. На это им было нужно 135 лет (с 264 по 129 гг. до н. э.). В 2 - 1 в. до н. э. римляне уже были на южном побережье нынешней Франции, завоевали восточное побережье Средиземного моря, новые земли в Малой Азии (Віфінтію, Понт, Фрігію). В середине 1 в. до н. э. подчинили себе земли вплоть до Канала. Тогда же были завоеванные земли к северу от Балкан, Нумидия и Египетского в Африке.

К началу новой эры Римская государство, безусловно, была мировой державой. Она впитывала в себя военный и экономический потенциал завоеванных народов. По их культуры, то оставляя первенство в этой области по своей, к культуре завоеванных народов относились с пренебрежением, но не воспринимать ее не могли. Завоеванные народы сохраняли свою религию, римляне к ней относились терпимо, но все же в их глазах это была культура варваров.

В условиях широкой демократизации общества, которая впервые в истории человечества состоялась в республиканском Риме, религия набирает крайне политизированного вида. Безусловно, в первую очередь она обслуживает духовно, удовлетворяет религиозные потребности граждан в соответствии с их запросов. Вместе с тем, она становится оружием в борьбе за власть. И это ярко проявилось на заключительном этапе существования Римской республики. Тот, кто приходил к власти, присваивал себе и верховенство в религии, использовал ее авторитет для закрепления власти за собой.

С середины 2 в. до н. э. политическая ситуация в Древнем Риме значительно обостряется. Возникают восстание рабов. Растет социальный протест сельского плебса, а также населения итальянских провинций. В сенатской верхушке идет острая борьба за власть. В 1 в. до н. э. Рим охватывает гражданская война, в 88 г. до н. э. Рим впервые в истории был взят римскими же войсками.

Быстро разрушаются демократические порядки, одна за другой устанавливаются диктатуры. Подъем политического и военного деятеля Гая Юлия Цезаря (100 - 44 гг. до н.э.), после ряда военных побед, привели его к единоличной власти. Сенат присвоил ему пожизненную диктатуру, трибунской власти, звание "императора", "отца отечества" и т.д.

Светоний сообщает интересный факт о том, как римские императоры относились к богам, как к равным: когда буря погубила флот Юлия Цезаря, "он будто бы воскликнул, что и вопреки Нептуну он добьется победы, и на ближайших цирковых празднованиях устранил с торжественной процессии статую этого бога".

Юлий Цезарь, еще добиваясь власти, подчеркивал свою причастность к богам. Провозглашая, по обычаю, погребальную речь с ростральної трибуны на похоронах своей тети Юлии, он говорил: "Род моей тети Юлии сходит по матери к царей, по отцу же к бессмертных богов. Вот почему наш род осягнутий неприкосновенностью, как цари, которые могуществом наивысшее всех людей, и благовониям, как боги, которым подвластны и сами цари".

Это откровенное использование религии для достижения политических интересов, вместе с тем и обоснование политеизма римской религии - нужна была множественность богов, чтобы среди них утвердить и культ диктатора. Вот поэтому в Римской империи естественный процесс развития религии в направлении к монотеизму был приторможенный, и к тому же - надолго.



Назад