Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Религия Римской империи


С 27 г, до н. э. начинается период существования Римской империи. После убийства в 44 г. до н. э. Юлия Цезаря сторонниками сохранения республики, через некоторое время к такой же неограниченной власти пришел его наследник Окта-виан (63 г. до н. э. - 14 г. до н. э.). С рождения он имел имя Гай Октавиан Фурин, с 44 г. до н. э. после усыновления Юлием Цезарем - Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 40 г. до н. э. - Император Цезарь, а с 27 г. до н. э. в его имя было добавлено "Август", что означает "величественный богами", "равный богам".

В произведении "Гражданские войны" историк Аппіан зазначаєж.. Цезарь первый стал в глазах римлян священным и получил от них еще при жизни фамилия Август".

Получив титул Августа, он установил государственный строй принципата, фактически это была неограниченная императорская власть, плохо замаскированная под аристократическую олигархию.

Сам Август был умеренно - религиозным и суеверным, он опасался грома и молнии, верил в сны и приметы. Ко времени установления его власти в римском обществе было распространено скептическое отношение к традиционной религии, распространялась эллинистическая философия, мистические учения и восточные культы. Август пытался в русле своего общего консерватизма возродить ста-роримську религию. Он восстанавливал и строил новые храмы. В "Деяниях Божественного Августа" от имени Августа пишется: " ... храм на Капитолии культа Юпитера феретрия и Юпитера Громовержца, храм Квирина, храм Минервы и Юноны Царицы и Юпитера Освободителя на Авентіні, храм Ларей на Священном пути, храм богов Пенаты в ВелІЇ, храм Великой Матери на Палантині я построил". Там же сообщается о том, что он был верховным жрет-цем - великим понтификом, авгуром (жрецем - птаховорожісм), членом коллегии Пятнадцати (квіндеиемвірів), что хранили Сивільні книги, членом коллегии Семи епулонів (что организовывали религиозные трапезы), членом Арвальського братства двенадцати жрецов, что весной обходили римскую городскую черту с молитвами о урожай, членом коллегии ТіЙієв и феціалів (двадцать жрецов, которые решали международные проблемы). Это в то время, когда он занимал все высшие должности в якобы демократическом республиканском Риму. Август к культу Юпитера добавил культ Венеры, которая вроде бы была прародительницей рода Юлиев.

Как Цезарь Август уважал своих божественных предков, свидетельствует сообщение Светония о том, что после получения Перузії "...он отобрал из тех, кто сдались, триста человек всех сословий и в иды марта возле алтаря в честь божественного Юлия перебил их, как жертвенный скот".

Большое значение приобрел культ гения Августа, что прямо утверждал его исключительную власть.

Укрепляя авторитет римских императоров, Август внес поправки в римский юлианский календарь: месяцу секстилію он дал свое имя ("август"), еще раньше месяц квінтілій получил родовое имя Юлиев (июль).

Свой культ Август распространял и в подчиненных Риму странах. В Єгипті Август считался фараоном и сыном бога Солнца - Ра, в честь Августа был освящен храм Кесаріон в Александрии. Многочисленные храмы были посвящены Августу в других городах. День рождения Августа праздновался во всей империи.

Император Август усиленно насаждал культ своей личности. Тацит в "Анналах" приводит мнения некоторых римлян, что "богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах были установлены фламинами и жрецами как божества". После смерти Августа в 14 г. н. э. ему унаследовал Тиберий Клавдий Нерон (42 г. до н. э. - 37 г н. э.). Обожествление Августа таки получил признание. Из Тацита читаем:"... после того, как захоронение (Августа - В. Т.) было осуществлено в соответствии со всеми надлежащими обрядами, сенат постановил построить Августу храм и установить его культ".

В Римской империи одна за другой в период принципата менялись династии Юлиев Клавдиев, Фоавіїв, Антонинов.

Рассказывая о событиях в Риме последних десятилетий перед нашей эрой и начала нашей эры, которые полны насилия, жестокости, убийства, предательства, ненависти, преследований - одним словом - лихие времена, Тацит пишет: " Никогда еще боги не давали римскому народу более очевидных и более ужасных доказательств того, что их дело - не заботиться о людях, а наказывать их".

Древняя римская религия прекрасно обслуживала римское общество. Особо следует отметить ее коммуникационные качества. Римляне, под многовековым влиянием демократических принципов уважали колегійність не только в управлении государством, но и в повседневной жизни. Религия давала им возможности повседневного общения. Принесение жертв, например, всегда мало коллективный характер. Все религиозные, общественные, деловые, бытовые дела решались вместе, соответствующими группами. Религиозные собрания облегчали общения. Вот поэтому религия органично входила в образ римского жизни.

Гастон Гоцасьє, характеризуя римскую религию, отмечает, что по сравнению с стародавньогрецькою, она приучает к дисциплине и подчиненности, она моральная, лучше подвержена философском толкованию и поэтому без нее римляне просто не понимали своего существования. . ......

Обожествление императора было главным содержанием римской религии. Со своей стороны императорская власть осуществляла непосредственное управление всеми религиозными делами и в таких условиях потребности в старой системе управления, в церкви не было.

В императорском Риме усиливается влияние восточных культов. Особенно активно они воспринимались народными низами, которые были задавлены порабощением и убожеством. Эти восточные культы обещали нуждающимся счастливую загробную жизнь, которого не могли получить хоть в обещаниях от многочисленных римских богов, которые откровенно покровительствовали их визискувачам. Пользовались вниманием восточные культы и в высших кругах. В 1 в. до н. э. большую популярность имел Аполлон Тианский, которого считали то ли философом, или магом, или просто шарлатаном. Астрология, магия, гадания стали повальной модой. Считали, что наука астрологов, хотя она очень сомнительна в деталях, но может быть существенным в целом, поскольку и человеком, и вселенной управляют одни и те же объективные законы.

Императорская власть, пытаясь сохранить политеистическую религии древности, где и ей находилось место в обширном пантеоне, пыталась ограничить влияние восточных культов. Но естественный процесс религиозного взаимовлияния делал свое дело, и уже император Кал и гул а, правившего с 37 по 41 г. н. э. строит богине Исиде храм на Марсовом поле, где римляне с энтузиазмом созерцали религиозную драму убийства Осириса Сетом и его воскресение. Его наследник Клавдий (41 - 54) превозносит фрігійську Кібе-лу.

Второе века новой эры характерно распространением в Римской империи мітраїзму. Прагматично мыслящие римляне увлекаются соображениями о добре и зле. Зло в них становится не следствием недовольства богов, а действием бога Аоімана. Мітраїстські мистерии, которые происходили тайно, становятся особенно привлекательны. А за императора Диоклетиана (284 - 305) и Максіміана (286 - 302) культ Митры входит в число государственных культов.

Среди восточных культов появилась и новая религия, которой нележало большое будущее. Это было христианство. Оно зародилось в первой половине 1 в. н. э. в Палестине, как одна из сект иудейской религии. В силу целого ряда качеств и специфических исторических условий развития, о которых будет речь в следующих разделах, оно постепенно приобрело большое значение в центре империи, в Риме. Большую роль в утверждении христианства в Риме отыграл апостол Павел. Процесс распространения христианства в Риме был лосить совокупный. Его то разрешали, то запрещали, на христиан были жестокие гонения. А влияние стародавньоримської религии тем временем все падал и падал. Наконец, в 313 году императоры Константин (306 - 337) и Ліціній (308 - 334) издали приказ о предоставлении христианству официальной равенства со всеми другими религиями. В 324 году христианство было объявлено государственной религией Римской империи. Началось уничтожение религиозного предшественника христианства - древней римской религии. Храмы и святилища разрушались, статуи богов разбивались, самая старая религия получила название язычества, то есть религия "языков", народов, подчиненных Риму, поскольку распространение христианства из центра империи - Рима в провинции было не таким уж быстрым. Под лозунгом борьбы с язычеством (еще употребляется термин "язычество", но он является выражением превосходства христианства над старыми религиями, презрительной названием их, поэтому его употребление имеет откровенную идеологическую направленность) происходило уничтожение античной культуры, это были идеологические расходы утверждения новой религии.

Но влияние древней римской религии был незнищимий. Как и вся культура Древнего Рима, она оставила глубокий след в истории всемирной цивілізації. ее влияние чувствуем и в современности.



Назад