Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Трипитака


Трипитака. Каноническая буддийская литература, известная под названием "Трипитака" ("три корзины"), возникла в Индии и на Цейлоне в течение последних двух-трех веков до новой эры и первых веков новой эры. Очевидно, тексты сначала писали на пальмовых листьях и складывали в корзины. Отсюда и пошло название. Языке буддийской литературы были палійська и санскрит.

Буддийский канон частично составлен на Первом буддийском соборе в городе Раджагрихі в V в. до н.э. Согласно легенде, после смерти Будды монахи собрались на собор и, выслушав рассказ учеников покойного о его завещание относительно правил поведения монахов, основные положения его учения, о философские размышления учителя, признали его учение основой своей жизни. Окончательную редакцию буддийский канон получил на Третьем соборе в Паталіпутрі (iii вв. до н.э., период правления Ашоки). Но впервые канон было записано в 80-х годах до н.э. на языке сваи (о.Цейлон), и лишь в первых веках нашей эры появился его санскритский вариант - Трипитака. Наиболее полно сохранилась палійська версия Трипітаки, провозглашенная школой теравадинів, которую многие считают найортодоксальнішою школой в буддизме.

Канонические тексты Трипітаки делятся на три части. Первая - Віная-пітака ("корзина статуса") - описывает обязательные правила приема в буддийских общин, предписания относительно жизни периода дождей, правила относительно жилья, одежды и т.п.

Второй частью Трипітаки является Сутта-пітака ("корзина поучений"). Это самый полный сборник буддийских наставлений и речей. Главную роль в ней играют речи Будды и его учеников. Здесь помещены диалоги, стихи, легенды и афоризмы. Много места отводится доведению преимуществ буддизма над брахманізмом и выгодам от вступления в буддийскую общину. Значительное внимание уделяет критика аскетизма как метода спасения; ему противопоставляются любовь, сострадание, отсутствие зависти. Вместе с мифами о сотворении мира здесь вмішено рассказ о последних днях жизни Будды, обстоятельства его смерти, сожжение его тела и разделение останков после сожжения. Эта книга - важный источник знаний о обычаи, народные традиции, направления религиозной мысли.

Третья часть Трипітаки - Абідарма-пітака ("корзина толкование учения"). Здесь в метафизическом и психологическом аспектах рассматривается буддийское учение; чувственный мир толкуется как порождение сознания самого человека. Сумма представлений, воспроизводимых человеком, и является, согласно буддизму, воспринят мир. Религиозно-философские и этические вопросы, освещенные в трактатах, рассматриваются как откровение Будды. Эта часть Трипітаки позднее другие включена в канона и поэтому некоторым буддийскими богословскими школами не считается за божественную.

Различные школы и течения буддизма вносили поправки в Три-самолете. Поэтому в 1871 г. в Мандалае (Бирма) было созвано специальное собор, на котором 2400 монахов путем сопоставления различных списков и переводов Трипітаки унифицировали ее текст, который стал каноническим. Этот текст позже высекли на 729 мраморних плитах, каждая из которых помещалась в маленьком храме. Так была создана своеобразная библиотека, которая хранила канон-Кутодо и стала местом, уважаемым буддистами всего мира.

В канон входит также "Джатакі" - сборник рассказов о 550 предыдущих перерождений Будды; это в основном фольклорный индийский материал. В каноне не говорится о существовании конкретного личного Бога-творца Вселенной, но он утверждает, что в мире царит некая непізнаванна духовное существо, которое находится в вечном покое. Это существо - Будда в себе, Будда в нирване. Весь видимый материальный мир, за буддизмом, не существует реально, а представляет собой лишь иллюзорный проявление мистического духовного начала - Будды. По буддийским представлениям являются три мира: земной - мир чувств, к которому принадлежат люди, животные, духи; небесный - мир форм, населенный богами, и мир абсолютной пустоты, в котором находится Будда. Постоянно и неизменно существует лишь последний, тайный мир пустоты - воплощение вечного духовного начала. Другие миры преходящи, ибо является лишь проявлением того самого духовного начала Будды. В конце концов земля и весь видимый материальный мир, что называется сансарою, исчезнет и сольется с высшим миром пустоты, вечного покоя - нирваной. Таким образом, за буддизмом действительный материальный мир представляется временным, преходящим фактором, а постоянной и вечной основой всего является духовное начало. Понятие "нирвана", что совпадает по сути с понятием о духовном всеохватывающее начало, в буддизме характеризуется так: "Существуют ученики, пристанище, где нет ни земли, ни воды, ни света, ни воздуха; где нет ни бесконечности пространства, ни бесконечности ума, ничего бы там не было; где нет ни представлений, ни отсутствия их, где нет ни этого мира, ни другого мира, ни солнца, ни луны. Это существует без основы, без развития, без опоры, это конец страдания" (Г.Ольденберг. Будда, ero жизнь, уче-ние и община. - М., 1898. - С.263).

Помимо канонической литературы, буддисты считают полезной и неканоническую литературу. В целом это сборники биографии Будды или комментарии к канона; состояли они в II-VIII ст. Больше всего неканонической литературы было написано в IV-VIII вв. в период расцвета буддизма в Северной Индии и на Цейлоне.



Назад