Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Веды


Веди. Древней литературно-религиозным памятником Индии являются Веды (санскр. - знание), что их последователи индуизма считают "священными" книгами. Начало создания их достигает периода после вторжения в страну арийских племен в середине II тысячелетия до н.э. В течение следующих десяти веков устная ведическая традиция видоизменяется и пополняется. Записанные Веды были лишь в первой половине i тысячелетия до н.э.

Большая по объему ведическая литература делится на четыре фупи: Самхити, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Такое разделение отражает историческую последовательность развития всей этой литературы. Каждая ее группа не является единым целым. Самхити - это четыре сборника; Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Древнейшей по времени создания и самой большой по объему (1 028 гимнов и 10 500 стихотворений) считают Ригведу. Большинство гимнов посвящено прославлению богов и сил природы, которые рассматриваются как мощные, милосердны, мудрые божества. К ним обращались в просьбах и молитвах, им приносили жертвы. Считалось, что жизнь человека, ее богатство и спокойствие в полной мере зависят от этих жертв. Индейцы верили во многих богов: в Ведах говорится, что их было 3399. Другие сборники Самхити вмещают мелодии, которые сопровождают культовые действия, различные магические заклинания.

Брахманы (то есть книги, написанные брахманами и для брахманов) представляют собой комментарии к Самхитів и имеют в основном ритуальный характер. Со временем некоторые тексты стали непонятными, значительно усложнился и изменился религиозный культ. Выполнение обязанностей жреца стало профессией и, следовательно, возникла потребность в соответствующей литературе.

Позже были созданы Араньяки и Упанишады. Араньяки (буквально "лесные тексты") - это в основном правила для отшельников, старцев, которые пытаются в одиночестве познавать истину и ее природу. Заключительной частью ведической литературе есть Упанишады (санскр. - сидеть у), подразумевается сидеть возле учителя с целью познания истины. Создание Упанишад связывают с 108 авторами. Каждый из текстов представляет собой краткое изложение религиозно-философских размышлений того или другого легендарного или полулегендарного мудреца. Ранние Упанишады подчеркивают мо-нодеістичні идеи ведической религии. В то же время, в отличие от другой ведической литературе, в Упанишадах центр внимания переносится из представлений о внешнем мире на свет человека. Предметом почитания в таких произведениях становится то, что находится за явлением природы. Также выводятся категории "брахман" и "атман" как первоосновы бытия. Брахман во многих текстах рассматривается как абсолютная субстанция, первооснова и первопричина всего сущего, начало и конец всех существ; атман - это дыхание или отдельная человеческая душа.

Ведическая литература дает возможность проследить, как постепенно внимание древнего индийца переносилась из явлений внешнего мира на человека, его психику, мышления. Она оказывала большое влияние на развитие индуистских религиозно-философских школ и религиозных течений.

лвеста - зоїрник "священных" книг зороастризма, древней доисламской религии, которая царила на Ближнем и Среднем Востоке до арабских завоеваний (VII-VIII в. н.э.). Основателем этой религии считают полумифического пророку Заратуштре (Зороастра). Зороастризм сохранился в Иране, а также в Индии, куда переселились потомки зороастристів (персы) после завоевания Ирана арабами в VII в.. Идеи и представления Авесты повлияли на развитие культуры народов Азии и Средиземноморья.

Авеста представляет собой сложное произведение, который создавался на протяжении многих веков. Старейшей его частью является пруди (песни), которые вмещали учение пророка Заратуштры. В них чувствуется влияние традиций первобытнообщинного строя, которые оказываются в обожествлении сил природы и прославлении труда. Авеста также содержит гимны, посвященные богам и мифическим героям, которым поклонялись індоіранці еще до появления зороастризма. Из древней ведической литературе, например, зороастризм позаимствовал учение о боге Митру. Содержание Авесты приспособился к народных верований и племенных религий, распространенных на территориях крупных иранских государств - Ахеменідської, Парфянской и Сасанідської. Сначала при парфянских царях, а затем при Сасанідах (III-VII вв.) состоялась кодификация различных частей Авесты. Основное содержание Авесты - учение о непримиримую борьбу светлого и темного божественных начал. Добрый бог Ахурамазда (Мазда, Ормузд) и злой бог Анхра-Манью (Ариман) являются равноправными создателями мира. Ахурамазда возглавляет сонм духов света, он создал все хорошо, разумное и полезное; Анхра-Манью возглавляет духов зла и тьмы - дэвов, потому творит все плохо. Между ними идет ожесточенная борьба, в которой участвуют и люди.

Ахурамазду считают покровителем земледелия, оседлого жизни, домашних животных, особенно собак и коров, Анхра-Манью - помощником воинственных кочевников в их бегах на земледельцев, покровителем хищных животных. Поклонники Ахурамазди должны обязательно обрабатывать землю и уничтожать дикую фауну (змеев, муравьев и др.). Согласно Авестою, добрый Бог не отвечает за зло мира, поскольку оно порождено другой, независимой от доброго Бога силой. В наше время невозможно избежать зла и страданий. Только в будущем Ахурамазда получит победу над Анхра-Манью, человечество объединится, возникнут единственный язык и совместное правления. Путь к достижению вечного блаженства лежит через очищение от зла. Этого можно достичь, поклоняю-щаясь священном огня. В честь огня как силы, что очищает, сводились алтаре, а впоследствии и храмы. Позже религия Авесты особое внимание стала уделять социальным и моральным проблемам. Книги Авесты стали идеологической опорой господствующих классов и царской власти. Древнейшие части Авесты хранились сначала в устной традиции. Письменные записи возникли значительно позже. В эпоху Сасанидов насчитывали 21 книгу этих записей. Современная Авеста, которая сохранилась благодаря персам, делится на пять книг, четыре из которых написаны древней авестійською, а одна - середньоперською языках.

Размещение частей Авесты не соответствует времени их возникновения. Древнейшие слои Авесты - яшти (народный безымянный эпос) и пруди (песни) - расположены внутри книги.

Первая часть Авесты - Вендідат (закон против дэвов) рассказывает о сотворении мира; историю человечества и основателя цивилизации - чама; в поэтической форме описываются 16 стран, населенных поклонниками бога Ахурамазди. Значительное место в Венди-дате занимает толкования об охране ритуальной чистоты. Несколько разделов посвящен собаке, как священному животному. Указываются размеры наказания за убийство собаки или неправильное обращение с ней. Вторая часть Авесты - Ясна - содержит описание религиозных церемоний, в нее входят и пруди Заратуштры. Много молитв Ясны обращенные к огня, воды, земли, воздуха, которые считались священными стихиями. В третьей части Авесты - Выс-перед - собраны литургические молитвы, обращенные к богам.

Древнейшая, четвертая, часть Авесты называется Ушти. В ней собраны гимны, посвященные давньоіранським божествам - Митре, Ардвісурі, Анахікі, Тинтрії и др. Разъясняются способы защиты от злых духов, представлены формулы проклятий. Пятая часть - Біндезії - содержит размышления о природе вещей, конец света, приход Саошинта и утверждение вечного добра на Земле.

В Европе содержание Авесты стал известен в XVIII в. после перевода книги в 1771 г. Анкетиль дю Перроном на французский язык. Это дало возможность изучить не только историю древних восточных религий зороастризма и маздеїзму и существующих в них верований, но и проследить влияние учение Авесты на формирование ряда религиозных систем более позднего происхождения.



Назад