Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Раздел XV. Христианство


Христианство является наиболее значительной мировой религией нашего времени, в которой различают три главных направления: православие, католицизм и протестантизм, а также многочисленные более мелкие разновидности. Главным объектом почитания христиан есть Иисус Христос, которого большинство христианских религий считает одновременно и Богом, и человеком, а некоторые - только Богом или только божественным посланником. Все христиане верят или только думают, что праведников после смерти ждет вознаграждение в виде вечного блаженства в раю, а грешников - наказание, которое они представляют себе по-разному.

Христианство возникло во второй половине i в. в одном из восточных районов Римской империи - Палестине. Главной социальной причиной возникновения христианства было бессилие угнетенных в борьбе с угнетателями. Угнетенные неоднократно поднимались на борьбу за свое освобождение. Однако все восстание неизбежно терпели поражение. Жестокие расправы с повстанцами усиливали настроения общей апатии, отчаяния и безнадежности. А для того, чтобы продолжать жить в таких условиях нужно было иметь некую перспективу в жизни. И часть рабов и угнетенных, которая отказалась от борьбы, нашла утешение в религии.

В формировании конкретных особенностей новой религии сыграл свою роль также целый ряд других социальных обстоятельств. Существование имперской власти способствовало выработке представления о единого Бога на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (как следствие образования Римской империи) породило в сознании людей представление о наднационального Бога, который обещал спасение всем людям независимо от их национальности. Расписание рабовладельческого общественного строя требовал от властей идеологических средств влияния на массы и привел их в связи с этим к поддержке христианской религии.

Античное христианство имело свои идейные источники, главными из которых были иудаизм, религиозно-философские учения Филона и Се-неки, идеология кумранской общины, религии восточных народов Римской империи.

Христианство возникло как ответвление иудаизма, у которого оно спадкувало, прежде всего, признание Ветхого завета (у иудеев он называется Танах) - древнейшей части Библии. Из Ветхого завета было взято много сюжетов и образов для создания "библиографии" нового Бога Иисуса Христа. Даже самая важная часть имени нового Бога - Христос - является простым переводом на греческий язык иудейского религиозного термина "мессия" (буквально "помазанник", в переводе - посланник божий, спаситель людей). Из иудаизма христианство перенесло в свой идейный арсенал учение о едином Боге, пришествие мессии, сотворение мира за шесть дней, о конце мира.

Большое влияние на христианство имели идеи Филона и Сенеки. Александрийский философ Филон выдвинул идеи о врожденной греховности человека, о необходимости спасение души с помощью аскетизма и страдания. Им было разработано учение о Логосе, которое развивает взгляды иудейской религии на мессию. Филон учил, что мессия должен имя Логос (в переводе с греческого - слово), что мессия сам является Богом. Вслед за Филоном христиане дали имя и своему мессии и также признали его Богом. Они приняли и идеи Филона о врожденной греховности людей, аскетизм и страдания как путь спасение души. В римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве людей перед Богом, спасение души как цель жизни, презрение к земной жизни, о любви к врагам, покорность судьбе.

Кумранской общиной называют иудейскую религиозную секту, одним из районов деятельности которой был древний город Кумран. Кумраніти по-своему развивали учение о мессии. В частности, они считали, что мессия по своей природе является человеком, что его первое пришествие, во время которого он пострадал за людей, уже произошло и что теперь надо ждать второго пришествия, с которым связан конец света. Эти идеи были подхвачены христианскими проповедниками.

Богатый материал для создателей христианской идеологии дали культы восточных богов: Осириса (Египетского), Митры (Персия), Адониса (Финикия), Аттиса (Фригия), Будды (Индия) и др. В первые два века нашей эры влияние различных восточных религий на широкие слои населения Римской империи был очень большой. Тщательно анализируя мифы о восточных богов, мы находим поразительное совпадение событий, о которых идет речь в них, с событиями, изложенными в мифе о Христе (преследования младенца злым царем, чудеса исцеления больных, воскрешения мертвых, смерть и воскресение Бога и др.). Поскольку мифы о восточных богов возникли значительно раньше, чем христианство, очевидно, что они были одним из важнейших источников биографии Христа.

Античное христианство в своем развитии прошло три главные периоды: первоначальное христианство (от середины i в. до середины II в.), раннее христианство (от середины II в. до начала IV ст.) и позднее христианство (от начала IV в. до конца V в.).

Общины первоначального христианства состояли из бедных элементов. Представителей имущих классов были единицы, и они не играли особой роли в общинах. В этом смысле первоначальное христианство было религией угнетенных. Церкви не было - она только формировалась. В период раннего христианства в общины все больше начали вливаться состоятельные люди, которые образовывали внутри общин особый социальный слой и постепенно захватили руководство ими. Христианские общины, которые стали называться приходами, объединились в более крупные единицы - епископии во главе с епископами и митрополии во главе с митрополитами. Церковь, возникшая стала на защиту существующих порядков.

В период позднего античного христианства рабовладельческий класс в своей главной массе присоединился к христианской религии. За императора Константина (323-337 гг.) христианская религия превратилась в государственную, она пользовалась экономической, политической и идеологической поддержкой государства. Происходит дальнейшая централизация церкви: епископии и митрополии объединились в патриархии во главе с патриархом. В первой половине IV в. на территории империи были три патриархии - римская, александрийская, антиохийская. В конце IV в. к ним присоединилась константинопольская, а в V в. - иерусалимское.

Значительным событием в истории христианской церкви был первый Вселенский собор, то есть съезд духовенства, который состоялся в 325 г. в Никее (Малая Азия). Собор был назван Вселенским том, что на нем было представлено высшее духовенство всей империи. Созыв собора означало создание единой христианской церкви, потому что в лице вселенских соборов духовенство империи получило свой высший руководящий центр. Хотя вселенские соборы созывались сравнительно редко (с IV по VIII в. было созвано всего 7), все же они играли важную роль: объединяли усилия духовенства, регулировали церковную жизнь, способствовали выработке единой идеологии и обрядности.

На этапе античного христианства сформировалось "священное писание" христиан - Библия.

Этап античного христианства сменился этапом феодального христианства (VI-XV вв.), когда произошел раскол церкви на православие и католицизм. Предпосылкой раскола был разделение Римской империи в конце IV в. на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе и последующее завоевание в конце V ст.західної империи германскими племенами. На территории, которая ранее принадлежала Западной империи, образовались многочисленные феодальные государства. Восточная империя как единственная существовала до конца XV в.



Назад